В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
14 мая 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда«Руслан и Людмила» –
музыкально-литературная композиция
по поэме А. С. Пушкина
Глинка, П. Чайковский, Городовская, Шишаков, Прокофьев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Шостакович, Щедрин, Лядов, Хондо, Шалаев, Цыганков, Кончаков, Лямкин, Левашов, Широков, Триодин
Абонемент №69:
«Встречи по четвергам»
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Анатолий Белый окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина в 1995 году (мастерская Николая Афонина). С 1998 года – актер Театра имени К. С. Станиславского, где был занят в спектаклях «Укрощение строптивой» и «Двенадцатая ночь». С 2003 года – актер Московского Художественного театра имени А. П. Чехова. Играл в спектаклях «Белая гвардия», «Король Лир», «Примадонны», «Человек-подушка», «Изображая жертву», «Терроризм», «Чайка».
Анатолий Белый известен работами в кино, среди которых роли в фильмах «Вкус убийства», «Мама», «Москва», «Тихие омуты», «Обыкновенные дни», «Каменская-3», «Умножающий печаль», «Наваждение», «Волкодав», «Садовое кольцо» и многих других.
В 2003 году за роль в спектакле «Пленные духи» Центра драматургии и режиссуры Анатолий Белый получил премию «Чайка» в номинации «Маска Зорро». В 2007 году он был удостоен премии «Чайка» за спектакль МХТ «Человек-подушка», а также премии Благотворительного фонда Олега Табакова. Заслуженный артист России (2006).
В 2016 году Анатолий Белый организовал просветительский проект «Кинопоэзия». В 2019 году вышел цикл поэтических мини-фильмов «Четыре свидания» с участием артиста.
Алёна Бабенко родилась в Кемерове. В детстве занималась музыкой и хореографией. Будучи студенткой Томского государственного университета, увлеклась театром и второе образование получила во ВГИКе, который окончила в 2000 году (мастерская Анатолия Ромашина).
С 2008 года Алёна Бабенко – актриса Московского театра «Современник», где занята в спектаклях «Пигмалион», «Время женщин», «Три сестры», «Осенняя соната», «Собрание сочинений». Принимала участие в телепроектах Первого канала: «Ледниковый период», «Глобальное потепление» и в «Танцах со звездами» на канале Россия.
Широкую популярность актрисе принесли ее работы в кино. В 2004 году она сыграла главную роль в фильме Павла Чухрая «Водитель для Веры», за которую получила награды кинофестивалей в Анфлёре и Минске, а также премии «Золотой орел» и «Ника». Фильмография актрисы насчитывает более 90 ролей, в том числе в фильмах Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальная ночь-2». Среди недавних работ Алёны Бабенко – роли в фильмах «Катран», «Доктор Рихтер-3», «Последствия», «Вертинский» и другие. В 2017 году на экраны вышла драма «Мотылёк», где актриса выступила в качестве продюсера и сыграла главную роль.