В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 поступят в продажу 21 марта в 9:00
Абонементные книжки будут доступны 20 марта
16 сентября 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаСолисты и ансамбли оркестра
Екатерина Мочалова (домра)Евгений Волчков (домра)
Николай Миронов (гармонь)
Хор Государственной академической симфонической капеллы России
Будашкин
«На ярмарке»
Сныгин
Концертная пьеса для гармони и оркестра
Русские народные песни
Ласт
«Одинокий пастух»
Фина
«Шмелиное буги»
Манчини
Moon River («Лунная река») из кинофильма «Завтрак у Тиффани»
А. Иванов
«Фиеста»
Абонемент №69:
«Встречи по четвергам»
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Владимир Маторин — народный артист России, солист Большого театра, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, профессор.
Родился в Москве, окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу Е. В. Иванова. Более 15 лет (1974—1991) пел в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении был признан лучшей оперной партией года. В 1991 году Владимир Маторин стал солистом Большого театра. В его репертуар вошли партии: Король Рене, Гремин («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского), Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Галицкий, Кончак («Князь Игорь» Бородина), Царь Додон («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Досифей, Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и другие. Всего в его репертуаре более шестидесяти партий.
Знаменитый бас Владимира Маторина звучал на лучших сценах мира. Певец гастролировал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, Украине, Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре.
Ему рукоплещут не только ведущие мировые театры, но прежде всего его хорошо знают и любят в малых городах России. Являясь создателем и главой «Благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси», он много выступает в российской провинции. В 2015 году за цикл благотворительных концертов «Шедевры русской и мировой классики — малым городам» Владимир Маторин был удостоен Премии Правительства России. В 2018 году получил высшую ведомственную награду Министерства культуры РФ — нагрудный знак «За вклад в российскую культуру».
Андрей Иванов – джазовый контрабасист, композитор, музыкальный продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации. Родился в 1964 году. Окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс Владимира Хоменко). Создатель новых принципов игры на джазовом контрабасе. Автор различных творческих и продюсерских проектов международного продюсерского центра братьев Ивановых.
Творческий альянс Михаила и Андрея Ивановых сложился в 1988 году: музыканты начали выступать в составе джазового «Ростов-трио» в Ростовской филармонии и вскоре завоевали I премию Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону, а год спустя – Гран-при Европейского джазового конкурса в Брюсселе.
Музыканты гастролировали в странах Европы и Северной Америки, участвовали в крупнейших джазовых фестивалях: в Нидерландах (North Sea Jazz), Канаде (Монреаль), Швейцарии (Монтрё), Бельгии. Сотрудничали с именитыми солистами и коллективами, среди которых Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ, Шенда Рул, Арли Леонард, Алексей Уткин, ансамбль солистов «Эрмитаж», «Виртуозы Москвы», ГСО «Новая Россия», оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов.
В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Задачей и творческим содержанием абонемента стало создание оригинальных концертных программ на стыке современных и традиционных жанров в исполнении лучших симфонических, хоровых и народных коллективов и солистов. В рамках абонемента братья Ивановы представили около 40 эксклюзивных концертных программ. Здесь же была исполнена симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2013 году они получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры за создание концертной программы «Симфоджаз братьев Ивановых».
В 2014 году братья Ивановы организовали и возглавили Центр развития этнической музыки Московской областной филармонии. Авторы идеи и руководители международного фестиваля «Пересекая время», а также фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Участники фестиваля «Российская культурная миссия в Венеции» (Италия, 2019) и международного фестиваля «Очи черные» (Италия, 2019), на которых состоялись премьерные исполнения «Венецианской сюиты в блюзовых тонах» Михаила Иванова.
В 2017 году Андрей Иванов выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на уникальном «Концерте единства» в Вашингтонском кафедральном соборе. Часто играет в составе трио с пианистом Денисом Мацуевым и барабанщиком Александром Зингером.
Пианист и музыкальный продюсер Михаил Иванов родился в 1962 году в Курске. Получил высшее музыкальное образование как пианист и композитор. Участник джазового проекта «Братья Ивановы».
Творческий альянс Михаила и Андрея Ивановых сложился в 1988 году: музыканты начали выступать в составе джазового «Ростов-трио» в Ростовской филармонии и вскоре завоевали I премию Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону, а год спустя – Гран-при Европейского джазового конкурса в Брюсселе.
Музыканты гастролировали в странах Европы и Северной Америки, участвовали в крупнейших джазовых фестивалях: в Нидерландах (North Sea Jazz), Канаде (Монреаль), Швейцарии (Монтрё), Бельгии. Сотрудничали с именитыми солистами и коллективами, среди которых Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ, Шенда Рул, Арли Леонард, Алексей Уткин, ансамбль солистов «Эрмитаж», «Виртуозы Москвы», ГСО «Новая Россия», оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов.
В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Задачей и творческим содержанием абонемента стало создание оригинальных концертных программ на стыке современных и традиционных жанров в исполнении лучших симфонических, хоровых и народных коллективов и солистов. В рамках абонемента братья Ивановы представили около 40 эксклюзивных концертных программ. Здесь же была исполнена симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2013 году они получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры за создание концертной программы «Симфоджаз братьев Ивановых».
В 2014 году братья Ивановы организовали и возглавили Центр развития этнической музыки Московской областной филармонии. Авторы идеи и руководители международного фестиваля «Пересекая время», а также фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Участники фестиваля «Российская культурная миссия в Венеции» (Италия, 2019) и международного фестиваля «Очи черные» (Италия, 2019), на которых состоялись премьерные исполнения «Венецианской сюиты в блюзовых тонах» Михаила Иванова.
Михаил Иванов – член Союза композиторов РФ, автор композиций и аранжировок, в том числе симфонической поэмы «Мое русское сердце». Создатель нового перкуссионного музыкального инструмента «Русская звонница "София"». На музыку его пьесы «На семи ветрах» хореограф Николай Андросов поставил балет для Московского государственного ансамбля танца «Русские сезоны».
Автор идеи Международного фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Лауреат Премии Правительства Москвы в области культуры. Заслуженный артист России.
Марин Герас родился в семье музыкантов в области Херца, Буковина. Окончил Академию музыки имени Г. Музическу в Кишиневе. Один из лучших исполнителей на нае – молдавской и румынской многоствольной флейте.
Сотрудничает с Национальным камерным оркестром Молдавской филармонии имени С. Лункевича, с симфоническим оркестром Академии искусств «Бессарабия», оркестром «Молдавские скрипачи», а также с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Был солистом Национального академического ансамбля народного танца «Жок», в настоящее время – дирижер коллектива.
Ведет активную гастрольную деятельность. Выступления артиста проходят на лучших площадках России, Германии, Ирландии, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Румынии, Франции, Израиля, Китая, США, Швейцарии, Турции и др.
Народный артист Республики Молдова. Солист Государственного симфонического оркестра Молдавской филармонии имени С. Лункевича.
Анастасия Тюрина родилась в 2010 году в Тамбове. С четырех лет учится в тамбовской Детской музыкальной школе № 2 имени В. К. Мержанова (класс Алексея Моргунова). Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, в числе которых «Дон-Гран-при. Юниор» (I премия) и имени М. Ф. Рожкова (I премия).
В 2016 году стала финалисткой шоу «Лучше всех» на Первом канале. В 2016 году удостоена премии Общественной палаты Тамбовской области «Общественное признание – 2016». В 2018 году одержала победу в Открытом Всероссийском телеконкурсе «Синяя птица» на канале «Россия-1», после чего стала постоянной участницей программ и фестивалей Дениса Мацуева, в том числе Crescendo и «Звезды на Байкале» в Иркутске.
С 2016 года – постоянная участница программ и стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, с 2019 года – стипендиат фонда «Новые имена» имени И. Н. Вороновой. В 2021 году стала стипендиатом Музыкальной академии Юрия Башмета в рамках Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.
В качестве солистки выступала с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова на открытии фестиваля «Москва встречает друзей», а также на X Евразийском экономическом форуме в Вероне. В 2018 году участвовала в «Русских сезонах» в Венеции, в 2019 году – в фестивале российско-итальянской культуры «Очи черные» в Монтекатини-Терме.
Регулярно сотрудничает с ведущими отечественными коллективами, такими как Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова, Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Зыкиной, Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова ВГТРК и др.
Выступает в крупнейших залах, в числе которых Государственный Кремлевский дворец, Московский концертный зал «Зарядье», Большой театр, Светлановский зал Московского Международного дома музыки, Концертный зал имени П. И. Чайковского, БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, Филармонический театр Вероны.
Анастасия Тюрина неоднократно выступала в эфире Первого канала, телеканалов «Россия-1», «Россия-Культура», «Карусель». Принимала участие в программах «Сати. Нескучная классика» с Владимиром Спиваковым на канале «Россия-Культура» и «Голубой огонек» (2019 и 2020) на канале «Россия-1».
Певица, поэт и композитор Полина Орбах родилась в Чайковском (Пермский край). Обучалась в Чайковском музыкальном училище, затем продолжила образование в Государственной классической академии имени Маймонида в Москве (класс доцента Елены Крашевской), которую окончила с отличием.
Принимала участие в фестивалях Crescendo Дениса Мацуева, «Опера Live» Василия Ладюка, Vivarte и «Музыкальная экспедиция» Бориса Андрианова, «Джазовые сезоны» Игоря Бутмана, «Джазовая провинция» Леонида Винцкевича, «Усадьба Jazz» и других. Выступала в рамках абонементных циклов Московской филармонии («Симфоджаз братьев Ивановых») и Московского международного Дома музыки («И классика, и джаз»). Участница телепроектов «Главная сцена» на канале «Россия-1» и «Романтика романса» на канале «Россия-Культура».
С 2017 года – солистка Московской областной филармонии. Солистка Центрального концертного оркестра полиции России под управлением Феликса Арановского. Выступала с такими звездами российского и мирового джаза, как Братья Ивановы, Яков Окунь, Вадим Эйленкриг, Игорь Бутман, Сергей Мазаев, Алексей Кузнецов, Даниил Крамер, Петр Востоков, Джил Вэдди, Паулин Джин, Айдар Гайнуллин, Шенда Рул и др., с оркестрами Musica Viva, «Новая Россия», «Виртуозы Москвы», известными музыкантами-представителями академического исполнительского искусства.
Певица успешно исполняет разные стили джазовой музыки и эстрадный репертуар, собственные песни. Полина Орбах выпустила два альбома: в первом (Jazz Flavour, 2012) представлены джазовые стандарты и мировые хиты в стиле лаунж, второй составлен из авторских песен Полины, записанных с группой La.Band (2014).
Трио балалаек образовано в 2012 году выпускниками Российской академии музыки имени Гнесиных, учениками профессора Андрея Горбачёва. Участники трио Константин Захарато, Александр Николайчук и Алексей Вродливец – лауреаты всероссийских и международных конкурсов, солисты Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Первое выступление трио состоялось в декабре 2012 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» под управлением Фабио Мастранджело.
В мае 2016 года ансамбль совместно с Кубанским симфоническим оркестром выступил на Торжественном приеме Президента РФ в рамках форума «Россия – АСЕАН» в Сочи.
В 2018 году музыканты участвовали в фестивале «Недели Русской культуры» в Кашкайше (Португалия).
В апреле 2019 года выступили с оркестром Академического ансамбля песни и пляски Росгвардии под управлением Виктора Елисеева на президентском форуме Россия – КНДР во Владивостоке.
В репертуаре трио – оригинальные произведения для народных инструментов, обработки классики и эстрадные композиции.