14 мая 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда«Руслан и Людмила» –
музыкально-литературная композиция
по поэме А. С. Пушкина
Глинка, П. Чайковский, Городовская, Шишаков, Прокофьев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Шостакович, Щедрин, Лядов, Хондо, Шалаев, Цыганков, Кончаков, Лямкин, Левашов, Широков, Триодин
Абонемент №69:
«Встречи по четвергам»
Оркестр создан в 1919 году, в период растущего интереса к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты, балалаечник Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев. Они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Трояновский и Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось.
В дальнейшем коллективом руководили известные дирижеры Николай Голованов, братья Николай и Дмитрий Осиповы, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым и принес ему мировую известность.
Оркестр носит имя выдающегося музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940–1945) ознаменовала новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом войны. В июне 1941-го оркестр расформировали, практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Николай Осипов в те годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить свое существование. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически нет репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлек внимание ведущих советских композиторов (Николая Будашкина, Анатолия Новикова, Александра Холминова и других), обогативших репертуар коллектива новыми сочинениями.
В 1946 году оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969-м коллектив получил почетное звание «академический». Оркестр постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев; певцы Ирина Архипова, Ирина Богачева, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин; исполнители на народных инструментах Вера Городовская (гусли), Александр Цыганков (домра), балалаечники Павел Нечепоренко, Михаил Рожков, Анатолий Тихонов, Андрей Горбачев и многие другие музыканты.
Оркестр имени Н. П. Осипова ведет активную творческую и просветительскую деятельность. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ как для взрослых, так и для самых юных зрителей. В Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них – абонемент для детей «Забавный профессор» – удостоена Премии правительства Российской Федерации. Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почетное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Анатолий Белый окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина в 1995 году (мастерская Николая Афонина). С 1998 года – актер Театра имени К. С. Станиславского, где был занят в спектаклях «Укрощение строптивой» и «Двенадцатая ночь». С 2003 года – актер Московского Художественного театра имени А. П. Чехова. Играл в спектаклях «Белая гвардия», «Король Лир», «Примадонны», «Человек-подушка», «Изображая жертву», «Терроризм», «Чайка».
Анатолий Белый известен работами в кино, среди которых роли в фильмах «Вкус убийства», «Мама», «Москва», «Тихие омуты», «Обыкновенные дни», «Каменская-3», «Умножающий печаль», «Наваждение», «Волкодав», «Садовое кольцо» и многих других.
В 2003 году за роль в спектакле «Пленные духи» Центра драматургии и режиссуры Анатолий Белый получил премию «Чайка» в номинации «Маска Зорро». В 2007 году он был удостоен премии «Чайка» за спектакль МХТ «Человек-подушка», а также премии Благотворительного фонда Олега Табакова. Заслуженный артист России (2006).
В 2016 году Анатолий Белый организовал просветительский проект «Кинопоэзия». В 2019 году вышел цикл поэтических мини-фильмов «Четыре свидания» с участием артиста.
Алёна Бабенко родилась в Кемерове. В детстве занималась музыкой и хореографией. Будучи студенткой Томского государственного университета, увлеклась театром и второе образование получила во ВГИКе, который окончила в 2000 году (мастерская Анатолия Ромашина).
С 2008 года Алёна Бабенко – актриса Московского театра «Современник», где занята в спектаклях «Пигмалион», «Время женщин», «Три сестры», «Осенняя соната», «Собрание сочинений». Принимала участие в телепроектах Первого канала: «Ледниковый период», «Глобальное потепление» и в «Танцах со звездами» на канале Россия.
Широкую популярность актрисе принесли ее работы в кино. В 2004 году она сыграла главную роль в фильме Павла Чухрая «Водитель для Веры», за которую получила награды кинофестивалей в Анфлёре и Минске, а также премии «Золотой орел» и «Ника». Фильмография актрисы насчитывает более 90 ролей, в том числе в фильмах Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальная ночь-2». Среди недавних работ Алёны Бабенко – роли в фильмах «Катран», «Доктор Рихтер-3», «Последствия», «Вертинский» и другие. В 2017 году на экраны вышла драма «Мотылёк», где актриса выступила в качестве продюсера и сыграла главную роль.