Мама, я меломан. Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России, Артемий Великий, Наталия Сурнина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Мама, я меломан. Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России, Артемий Великий, Наталия Сурнина

    27 ноября 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России
    Артемий Великий, дирижёр
    Наталия Сурнина (ведущая)


    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.


    Лекция Юлии Казанцевой здесь.

    В программе:
    Стравинский
    Вступление «Народные гуляния на Масленой» и «Русский танец» из балета «Петрушка»
    Рахманинов
    «Симфонические танцы» (I часть)
    Глазунов
    Адажио из II действия балета «Раймонда»
    Прокофьев
    Фрагменты («Съезд гостей», «Маски») из балета «Ромео и Джульетта»
    Фрагменты («Гавот», «Большой вальс») из балета «Золушка»
    Шостакович
    «Таити-трот»
    А. Хачатурян
    «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

    12+

    Абонемент №60:

    «Мама, я меломан». Ночные концерты Московской филармонии

    Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй.

    Есть распространённое мнение, что вход туда — только для избранных. Этот стереотип опровергает проект «Мама, я меломан», в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат. В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России. 

    Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого музыкального шедевра есть интригующая история, а судьбы композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.

    Позднее начало концертов позволяет начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не ставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не может в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция.

    Проект предоставляет ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. На основании полученных рейтингов музыканты формируют программы своих выступлений.

    Добро пожаловать в клуб меломанов!

    Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. 

    Оркестр ГАСК России ведет свою историю с 1957 года, когда приказом по Главному управлению радиоинформации при Министерстве культуры СССР был образован новый симфонический оркестр, вошедший в состав музыкальных коллективов Всесоюзного радио. Он получил название Оперно-симфонического (вскоре – Симфонического) оркестра Всесоюзного радио, а затем и Центрального телевидения. Коллектив возглавил Самуил Самосуд, под руководством которого были записаны и исполнены в эфире десятки опер русских и зарубежных композиторов. Оркестр начал работу по освоению крупного симфонического репертуара – произведений Бетховена, Брамса, Малера, Чайковского.

    За пультом коллектива выступали выдающиеся отечественные дирижеры, среди которых Евгений Светланов, Борис Хайкин, Натан Рахлин, Валерий Гергиев, Карл Элиасберг, Юрий Симонов, Марк Эрмлер, Фуат Мансуров, Неэме Ярви. В концертах оркестра участвовали Эмиль Гилельс, Яков Флиер, Татьяна Николаева, Николай Петров, Виктория Постникова, Иегуди Менухин, Эдуард Грач, Виктор Пикайзен, Мстислав Ростропович, а также корифеи оперной сцены – Иван Козловский, Сергей Лемешев, Евгений Нестеренко, Тамара Милашкина, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Биешу и другие.

    Оркестр возглавляли Юрий Аранович (1965–1971), Максим Шостакович (1971–1982), а с приходом Геннадия Рождественского на должность главного дирижера коллектив получил название Симфонического оркестра Министерства культуры СССР. Именно Рождественский в 1991 году предложил Валерию Полянскому присоединить к оркестру свой хор и создать Государственную симфоническую капеллу России. В дальнейшем дирижера и коллектив связывала многолетняя творческая дружба: Рождественский ежегодно представлял с Государственной академической симфонической капеллой России программы своего персонального филармонического абонемента.

    За последние три десятилетия оркестр капеллы под управлением Валерия Полянского неоднократно гастролировал в Великобритании, Германии, США, Чехии, Японии, Италии. Репертуар оркестра широк – им исполнены циклы всех симфоний Бетховена, Малера, Чайковского, Рахманинова, сочинения классико-романтического периода от Гайдна до Р. Штрауса, многие партитуры композиторов XX–XXI вв. Оркестр – постоянный участник опер в концертном исполнении от Глинки, Мусоргского, Чайковского до Вагнера, Верди, Прокофьева, Шнитке, А. Чайковского (под управлением Валерия Полянского их представлено более 50).

    Особое внимание Валерий Полянский и оркестр уделяют сотрудничеству с новым поколением солистов, среди которых – пианисты Екатерина Мечетина, Фредди Кемпф, Полина Осетинская, Дмитрий Маслеев, Татьяна Полянская, Дмитрий Шишкин, Филипп Копачевский, скрипачи Патриция Копачинская, Александр Рождественский, Алена Баева, Неманья Радулович, Андрей Баранов, виолончелист Денис Шаповалов.

    Оркестр ГАСК России – стартовая площадка для плеяды молодых дирижеров – воспитанников профессора Валерия Полянского в Московской консерватории, в том числе Филиппа Чижевского, Ильи Гайсина, Дмитрия Крюкова, Ивана Никифорчина и других.

    Артемий Великий

    Артемий Великий родился в 1994 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальностям «теория музыки» и «хоровое дирижирование» (класс Леонида Павлова). Во время учебы ассистировал Павлову в работе с хором училища, в том числе при подготовке к выступлению на конкурсе церковной музыки в Хайнувке (Польша) и гастролям по России и Германии. Принимал участие в концертах хора в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Симферополе, Мюнхене, Лейпциге и Берлине в качестве концертмейстера. В 2020 году окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Валерия Полянского). В настоящее время совершенствуется в ассистентуре-стажировке.

    С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России под управлением Валерия Полянского (вначале как пианист-концертмейстер, затем также как дирижер-ассистент). В 2017 году ассистировал французскому дирижеру Жан-Кристофу Спинози при подготовке исполнения оратории «Мессия» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского (с ансамблями Matheus и Intrada). 

    В репертуаре дирижера – оперы Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Пуччини, кантатно-ораториальная музыка Баха, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, оркестровые сочинения Бородина, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса, Брукнера, Малера, Шёнберга и других композиторов.

    Наталия Сурнина

    Родилась в 1983 году в Воткинске. Окончила теоретическое отделение Пермского музыкального училища (2002), историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2007) и аспирантуру МГК (2010).

    В 2006–2010 гг. – сотрудник научно-просветительского отдела Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, где вела экскурсии (в том числе разработала специализированную балетную экскурсию по постоянной экспозиции), вечерние просветительские мероприятия и встречи. В 2009–2012 г. – автор сценариев (в 2010–2011 гг. также музыкальный редактор) телепрограммы «Абсолютный слух» на ТК «Культура».

    В 2011–2017 гг. – заведующая литературной частью Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Организовала и проводила цикл просветительских встреч «Премьера: инструкция по применению» с привлечением ведущих музыковедов, театроведов и композиторов.

    В 2017–2019 гг. – редактор литературно-драматургической части Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Активно участвовала в работе просветительского проекта «Студия», проводила экскурсии и лекции, открытые встречи. Принимала участие в подготовке издания «Хроника. 1918–2018» к 100-летию театра. В 2017–2018 гг. – один из кураторов Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция», с которой в настоящее время продолжает работу в качестве пресс-секретаря и редактора.  

    С февраля 2019 года – пресс-секретарь Московской филармонии, где также работает над созданием буклетов, просветительскими проектами, выступает с лекциями перед концертами. В сезоне 2023/24 – ведущая абонемента «Король инструментов и его свита» и детской программы «Знакомство с органом».

    С 2007 года – ведущая концертов классической музыки в Англиканском соборе Св. Андрея, с 2015-го – в Кафедральном соборе Свв. Петра и Павла. Также ведет концерты в Большом и Малом залах Московской консерватории, Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Московском международном Доме музыки, в музеях и концертных залах Москвы. Сотрудничала с фестивалями «Московская осень» и «Органные вечера в Кусково».

    Музыкальный журналист, регулярно сотрудничает с журналом «Музыкальная жизнь», «Независимой газетой», порталом Colta.ru, публиковалась в газетах «Ведомости», «КоммерсантЪ», «Известия», «Мариинский театр», журналах «Большой театр», «Балет» и др. Автор статей и интервью для буклетов Большого театра России и Екатеринбургского театра оперы и балета. Лауреат премии для молодых критиков «Резонанс» (2016).

    Член музыковедческой секции Молодежного отделения Союза композиторов.