В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Густаво Дудамель родился в городе Баркисимето (Венесуэла) в 1981 году в семье музыкантов. В детстве учился игре на скрипке, рано увлекся дирижированием, в возрасте 13 лет впервые встал за пульт оркестра. Дирижированию обучался первоначально у Родольфо Сальимбени. В 1996 году получил первое назначение – музыкальным руководителем Камерного оркестра «Амадеус», в котором талантливого юношу заметил Хосе Антонио Абреу и стал его наставником. В 1999 году Дудамель занял пост музыкального руководителя Молодежного оркестра имени Симона Боливара, состоящего из выпускников основанной Абреу культурно-образовательной программы El Sistema.
Мировую известность Дудамелю принесла в 2004 году победа на I Международном конкурсе имени Густава Малера в Бамберге. В 2007 году он был назначен музыкальным руководителем Гётеборгского симфонического оркестра (этот пост он занимал до 2012 года, затем остался почетным дирижером коллектива).
В 2009 году Густаво Дудамель возглавил Лос-Анджелесский филармонический оркестр, с которым дебютировал в Голливуд-боул несколькими годами ранее. Благодаря неординарным программам и особой стратегии развития газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Лос-Анджелесский коллектив под руководством Дудамеля «самым значимым оркестром Америки». Кроме того, в 2007 году, вдохновившись примером венесуэльской программы El Sistema, Дудамель основал Лос-Анджелесский молодежный оркестр. Благодаря этому проекту 1300 юных дарований получили бесплатные инструменты и возможность интенсивного обучения музыке, а также бесценные навыки игры в симфоническом коллективе.
Дудамель стал одним из немногих классических музыкантов, вошедших в историю популярной музыки. Под его управлением была записана музыка Бернстайна для новой киноверсии «Вестсайдской истории» (режиссер – Стивен Спилберг). Он снялся в нескольких фильмах и сериалах, включая отмеченный наградами комедийный сериал «Моцарт в джунглях» (Amazon Studio), «Улица Сезам», «Симпсоны» и «Щелкунчик и четыре королевства» (Disney), к которому также записал музыку. По личной просьбе Джона Уильямса Дудамель руководил записью музыки к начальным и конечным титрам фильма «Звездные войны: Пробуждение силы» и выступил с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром на церемонии вручения премии «Оскар» в 2019 году.
В числе важнейших событий сезона 2021/22 – полусценическое исполнение оперы «Фиделио» Бетховена, которое объединит певцов и глухих актеров (совместная постановка с театром Deaf West); американская премьера заказанной Лос-Анджелесским филармоническим оркестром балетной трилогии Томаса Адеса по произведениям Данте. Кроме того, Дудамель проведет специальную двухнедельную программу Нью-Йоркского филармонического оркестра, посвященную Шуману, и представит мировые премьеры новых произведений Габриэлы Ортис и Андреи Пинто-Коррейи. В Европе маэстро исполнит Вторую симфонию Малера с Берлинским филармоническим оркестром и Хором Берлинского радио, а также выступит в барселонском театре Лисеу с оперой «Волшебная флейта» Моцарта (премьера новой постановки).
С сезона 2021/22 Густаво Дудамель занял также пост музыкального руководителя Парижской национальной оперы, начав свой первый сезон в новой должности с «Турандот» Пуччини и «Свадьбы Фигаро» Моцарта. В общей сложности под управлением маэстро состоялось более 30 сценических, полусценических и концертных исполнений опер на ведущих сценах мира, в числе которых Опера Лос-Анджелеса, миланский театр Ла Скала, Берлинская и Венская государственные оперы, нью-йоркская Метрополитен-опера, Троицкий и Летний фестивали в Зальцбурге. В его репертуаре оперы разных эпох – от «Так поступают все женщины» Моцарта до «Кармен» Бизе, от «Отелло» Верди до «Тангейзера» Вагнера, от «Вестсайдской истории» Бернстайна до опер Джона Адамса и Оливера Нассена.
В дискографию дирижера, многие записи которого отмечены премией «Грэмми», входит 65 записей. В их числе Восьмая симфония Малера, все симфонии Айвза, Sustain Эндрю Нормана, live-записи Летнего ночного концерта (2019) и Новогоднего концерта (2017) Венского филармонического оркестра, все симфонии Бетховена (с Венесуэльским симфоническим оркестром имени Симона Боливара) и многое другое.
Густаво Дудамель – обладатель множества премий и наград, среди которых орден Искусств и литературы Франции (кавалер), Золотая медаль Испании, Орден Пабло Неруды, Премия организации Americas Society, Премия имени Леонарда Бернстайна и другие. Ведущие журналы, в том числе Musical America и Gramophone, неоднократно объявляли его «музыкантом года». Дирижер имеет почетные докторские степени Центрально-Западного университета имени Лисандро Альварадо в Баркисимето и Гётеборгского университета. В 2009 году маэстро был назван одним из 100 самых влиятельных людей планеты, по версии журнала Time.