Константин Волостнов, Государственный академический камерный оркестр России : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Константин Волостнов,
    Государственный академический камерный оркестр России

    20 февраля 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Холлинс
    Концертная увертюра № 2 для органа до минор
    Мендельсон
    Соната для органа № 5 ре мажор, соч. 65/5
    Лейтон
    Концерт для органа, струнных и литавр, соч. 58
    Гедике
    Прелюдия для органа, трубы, арфы и струнных
    Концерт для органа и струнных ре мажор




    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    Абонемент №54:

    Музыка для органа с оркестром

    Орган чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс» был установлен в Зале Чайковского в 1959 году. Он заменил прежний инструмент – исторический орган фирмы «Э. Ф. Валькер», перевезенный к открытию зала в 1940 году из Санкт-Петербурга.

    По совету выдающегося советского органиста Леонида Ройзмана изготовление нового органа было поручено фирме «Ригер-Клосс». Ее мастера блестяще справились с задачей: построенный по последнему слову техники инструмент обладал универсальными ресурсами для исполнения музыки разных эпох и стилей. Вплоть до 2003 года он оставался самым большим органом Москвы и по-прежнему является одним из крупнейших в России.

    С органом Зала Чайковского связана вся история современного российского органного исполнительства. За 60 лет московская публика познакомилась с органистами практически всех европейских стран, США и Канады. Среди них – немецкий органист и композитор Иоганнес-Эрнст Кёлер – основатель Баховских фестивалей в Лейпциге, Иоганнес Кестнер – органист Лейпцигской церкви Св. Фомы, Флор Петерс, Жан Гийю, Ги Бове, Оливье Латри, Хуго Лепнурм, Леопольдас Дигриси многие другие.

    Орган Зала Чайковского имеет 4 мануала, педальную клавиатуру и 81 регистр. Длина корпуса инструмента – 11 метров, ширина – 6 метров, высота – 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб: размер самых больших доходит до 6,5 метра в высоту, вес – до 220 килограмм; высота самых маленьких – 20 миллиметров, диаметр – со спичечную головку. Универсальный состав регистров позволяет исполнять готический, ренессансный и барочный репертуар, включая произведения испанских композиторов, сочинения немецких, французских и английских авторов эпохи романтизма, музыку XX-XXI вв.

    Орган Зала Чайковского остается одним из лучших в России. Это национальное достояние и исторический памятник (как с технической, так и с художественной точки зрения). Его визуальный облик – также памятник своей эпохи: аскетичный фасад инструмента как нельзя лучше вписывается в строгие контуры сцены, придавая ей завершенный и величественный вид.

    Константин Волостнов

    Константин Волостнов – победитель международных конкурсов имени Э. Ф. Валькера в Шрамберге (Германия) и имени А. Ф. Гедике в Москве, где также был удостоен премии «За лучшее исполнение сочинений отечественных авторов». В 2009 году он одержал победу на XXV Международном конкурсе в Сент-Олбансе (Великобритания), где получил I премию и специальные призы за лучшее исполнение сочинений И. С. Баха и сочинения Джона Каскена, а также Приз зрительских симпатий.

    Начал обучение игре на органе с 11 лет в ДМШ № 1 имени С. С. Прокофьева (класс Марии Поташниковой). Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (классы фортепиано и органа Алексея Шмитова, 1999) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2004), где его наставниками были профессора Юрий Мартынов (фортепиано, клавесин), Алексей Паршин (орган) и Алексей Любимов (камерный ансамбль). В 2007 году окончил аспирантуру МГК под руководством профессора Наталии Гуреевой и Высшую школу музыки в Штутгарте, где обучался в классе профессора Людгера Ломана. В 2013 году там же окончил аспирантуру, став первым органистом в истории этой знаменитой школы, получившим диплом с отличием. 

    С 1997 года гастролирует по России, в странах Европы, США и Канаде. В 2019 году открыл очередной, уже четвертый цикл исполнения всех органных сочинений И. С. Баха. Неоднократно принимал участие в Московском Международном органном фестивале, фестивалях «Московская осень», «Кремль музыкальный», международных органных фестивалях во Франции (в том числе в Шартре), Германии, Испании (в Мадриде и Сантьяго-де-Компостела), Великобритании (в Сент-Олбансе) и других. Выступал с коллективами под управлением Владимира Юровского, Кента Нагано, Александра Лазарева, Владимира Ашкенази, Михаила Плетнёва, Валерия Полянского и других знаменитых дирижеров. 

    Среди сценических партнеров органиста – крупнейшие хоровые коллективы России: Госхор имени А. В. Свешникова, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова, Вокальный ансамбль Intrada, солисты Татьяна Гринденко, Александр Рудин, Владимир Байков и Екатерина Губанова, известные российские актеры Дмитрий Назаров, Олег Чонишвили, Даниил Страхов, Павел Любимцев. 

    Константин Волостнов участвовал в премьерных исполнениях Третьей симфонии Корндорфа и «Предварительного действа» Скрябина – Немтина. Музыканту посвятили свои сочинения Дэвид Гомппер (США), Ирина Дубкова (Россия) и другие композиторы. 

    Дискография исполнителя насчитывает 15 альбомов, в числе которых «Современная органная музыка композиторов – преподавателей Московской консерватории»; все органные сонаты Мендельсона; диск, записанный на органе Кафедрального католического собора в Москве; «Русская органная музыка» (на органе рижского Домского собора); «Орган Московского международного Дома музыки»; полное собрание всех сонат, токкат и концертов И. С. Баха, записанное на органе Кафедрального лютеранского собора Св. Марии в Санкт-Петербурге и изданное фирмой «Мелодия» (запись вошла в топ-10 фирмы, став лидером в сегменте цифрового контента). На апрель 2021 года «Мелодия» наметила релиз нового альбома музыканта – первой записи после реставрации исторического органа Большого зала Московской консерватории. 

    В 2005–2006 гг. Константин Волостнов занимал пост художественного руководителя Федеральной филармонии на Кавказских Минеральных Водах. В 2012 году основал Международный фестиваль «Орган ПЛЮС в “Царицыно”». С 2010 года ведет класс органа в Московской консерватории, является членом жюри всероссийских и международных конкурсов, преподает на международных мастер-классах. 

    В текущем сезоне концерты Константина Волостнова проходят в Москве и многих других городах России.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.

    Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн). 

    Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.

    В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).

    Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.

    В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Александр Бахарев

    Александр Бахарев родился в 1992 году в Москве. Обучался в ДМШ имени С. В. Рахманинова (класс Александра Дробященко), затем в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Анатолия Паутова). Окончил колледж при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке (класс Анатолия Паутова), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Владислава Лаврика) и ассистентуру-стажировку МГК. 

    Преподает в Детской музыкальной школе № 91 и в колледже при МГИМ имени А. Г. Шнитке.

    Лауреат Всероссийского конкурса молодых исполнителей Pifferari, Всероссийского конкурса «Серебряные трубы» имени В. М. Блажевича (Гран-при), студенческого фестиваля «Фестос», фестиваля имени М. И. Табакова. Награжден стипендией Правительства Москвы (2009). Участвовал в концертных программах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. С 2011 года – артист Национального филармонического оркестра России, с 2015 года – концертмейстер группы труб. Играет на инструменте Vincent Bach Corporation.

    В 2015 году исполнил партию солирующей трубы в Первом фортепианном концерте Шостаковича с оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова (солист – Денис Мацуев) в Москве и Кольмаре (Франция) – на фестивале, посвященном выдающемуся трубачу Морису Андре.

    Нина Куприянова

    Нина Куприянова обучалась в Центральной музыкальной школе при МГК (класс Елены Ильинской). Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2009) и там же аспирантуру (2012) в классе Ирины Пашинской. 

    Лауреат международного конкурса арфистов Фонда Франца-Йозефа Райнля в Австрии (III премия, 2004), V Международного конкурса арфистов имени Лили Ласкин во Франции (II премия, 2005), Первого европейского конкурса арфистов Arpa Viva Cymru в Уэльсе (II премия, 2007), II Московского международного конкурса арфистов к 100-летию Веры Дуловой (II премия и специальный приз, 2009), I Всероссийского музыкального конкурса в Москве (I премия, 2012).

    Выступала в программах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и Московской Патриархии, летом 2012 года участвовала в программе Берлинского филармонического оркестра. 

    В 2006–2016 гг. – солистка Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. С 2016 года – солистка Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. 

    Гастролировала с сольной и камерной программами в Англии, Швейцарии, Японии, Австрии. Участвовала в российской премьере «Трех лирических мелодрам» Мартину и Концерта для духовых и арфы с оркестром Хиндемита (дирижер – Геннадий Рождественский). 

    В 2020 году приняла участие в записи компакт-диска Русского арфового общества.

    Владимир Терехов

    Владимир Терехов родился в 1988 году в Москве. Обучался в ДМШ имени Ф. Шопена и колледже при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке (класс доцента Людмилы Красильниковой), затем окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Дмитрия Лукьянова) и ассистентуру-стажировку РАМ. 

    Лауреат международного конкурса «Классическое наследие», телевизионного конкурса «Юные таланты Московии», III Всероссийского конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные трубы» во Владимире (II премия), IV Всероссийского открытого конкурса музыкантов-исполнителей на медных духовых и ударных инструментах им. А.А. Нестерова в Нижнем Новгороде. Победитель I Всероссийского музыкального конкурса, V Международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах, II Всероссийского конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Музыкальная палитра» в Чебоксарах.

    Стипендиат международных благотворительных фондов Владимира Спивакова, Николая Петрова, «Русское исполнительское искусство». В 2007–2011 гг. играл в составе Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». В настоящее время – артист Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова. Сотрудничал также с оркестром радио «Орфей», камерным оркестром Musica Viva. 

    С 2015 года играет в составе дуэта Percarus Duo с Михаилом Путковым. Ансамбль стал победителем международных конкурсов-фестивалей Drum Wave (Санкт-Петербург), Drum Fest Russia (Москва), «Возрождение» (Армения). Неоднократно представлял российские премьеры современной музыки, в том числе композиторов Небойши Живковича, Кэйко Абэ, Эмманюэля Сежурне, Мартина Баррета, Авнера Дормана, Томера Ярива, Маргариты Врубель и Наполена Погосяна, Мориса Оаны и других. Percarus Duo выступал с выдающимися композиторами и исполнителями на ударных инструментах – Кэйко Абэ, Небойшей Живковичем, Каторжиной Мичкой, Роджером Сведбергом, принимали участие в фестивалях «Другое пространство», Brass Days, Большом фестивале РНО, «Московская осень», гастролировали по России и за рубежом, выступали на международном симпозиуме в Вене. 

    Владимир Терехов выступает в крупнейших концертных залах Москвы, гастролирует по России, а также в Австрии, Венгрии, Франции, Монако, странах Балтии, Корее, Японии. Представитель компаний Agner Swiss Drumsticks, Marimba One. Активно сотрудничает с компанией Yamaha Music. Художественный руководитель творческого объединения PercaRUS Group, в которое входят более 20 перкуссионистов – лауреатов международных конкурсов и солистов ведущих оркестров Москвы.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Алексей Уткин, Дмитрий Шишкин

    08.06.2021

    В программе:
    Мендельсон
    Симфония № 12 для струнного оркестра
    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (версия для струнного оркестра)
    Чайковский
    Секстет «Воспоминание о Флоренции» (переложение для струнного оркестра)

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Национальный филармонический
    оркестр России, Владимир Спиваков

    13.03.2019

    В программе:
    Шуберт
    Симфония № 5
    Мендельсон
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    Концерт № 1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром
    Симфония № 9

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Роман с гобоем. Алексей Уткин

    Режиссерская версия

    11.10.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для гобоя д'амур с оркестром
    Мендельсон
    Симфония № 12 для струнного оркестра соль минор
    Моцарт
    Симфония № 40