В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
28 марта 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №32:
Оркестры России. Шедевры русской симфонической музыки
Симфонический оркестр при Новосибирской филармонии создан в 1956 году приказом Министерства культуры РСФСР. Становление коллектива связано с деятельностью его первого художественного руководителя и главного дирижера, выдающегося музыканта, народного артиста СССР Арнольда Каца, руководившего оркестром более полувека. Первые концерты оркестра состоялись в октябре 1956 года в Алтайском крае и Новосибирске под управлением Арнольда Каца и Кирилла Кондрашина, солировал Эмиль Гилельс. В следующем сезоне прошли концерты в городах Сибири и Дальнего Востока, в 1961 году оркестр дебютировал в Москве, в 1962-м – в Ленинграде. Зарубежную страницу биографии коллектива открывает поездка по Болгарии (1970), с тех пор он гастролировал в трех десятках стран Европы и Азии. В 1982 году оркестру было присвоено почетное звание академического.
Значительное место в жизни оркестра занимают выступления на отечественных и зарубежных фестивалях: среди них «Русская зима» в Москве, фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре, фестиваль русской музыки в Вене, Дрезденский и Узедомский музыкальные фестивали, фестиваль «Ухо» в немецком Эрлангене, Шанхайский Весенний фестиваль, «Мартовские дни» в Болгарии, Дни Иберийской музыки в Испании и многие другие. Коллектив является постоянным участником важных событий в культурной жизни Урала и Сибири – Международного рождественского фестиваля искусств в Новосибирске, фестивалей «Покровская осень» и «Великие имена. Великие даты», форумов Дениса Мацуева «Звезды на Байкале» в Иркутске и «Крещендо» в Тюмени. Оркестр плодотворно сотрудничает с лучшими дирижерами и солистами России и зарубежья. В 2006 году коллектив под управлением Арнольда Каца принимал участие в I Фестивале симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома Союзов.
В 2007 году, после кончины Арнольда Каца, оркестр возглавил Гинтарас Ринкявичюс, главными приглашенными дирижерами стали Фабио Мастранжело и Томас Зандерлинг (в 2017–2022 гг. – художественный руководитель и главный дирижер коллектива). С 2022 года художественный руководитель и главный дирижер оркестра – Димитрис Ботинис. В 2023–2024 гг. оркестр выступал под его управлением в МКЗ «Зарядье», Концертном зале Мариинского театра, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Большом театре Беларуси и Белорусской государственной филармонии, гастролировал в Тихвине, Великом Новгороде и Пскове.
Оркестр – базовый коллектив Транссибирского Арт-Фестиваля, ежегодно проходящего с 2014 года (художественный руководитель – Вадим Репин). На фестивале с коллективом выступали дирижеры Кент Нагано, Шарль Дютуа, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Леонард Слаткин, Жан-Клод Казадезюс, меццо-сопрано Ольга Бородина, пианисты Рудольф Бухбиндер, Жан-Ив Тибоде, Денис Кожухин, Константин Лифшиц, скрипачи Пинхас Цукерман, Клара-Джуми Кан, Антон Бараховский, Александра Конунова, виолончелисты Марио Брунелло, Миша Майский и многие другие. За годы существования фестиваля оркестр исполнил ряд мировых и российских премьер, в том числе сочинения Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Александра Раскатова, Марка-Энтони Тёрнеджа, Михаила Плетнёва, Леры Ауэрбах, Ильи Демуцкого, Кузьмы Бодрова.
Коллективом сделан ряд фондовых записей на радио и ТВ Новосибирска, на фирмах «Мелодия», Sony Classical, Russian Season, Diamond Сlassic, Audite, Naxos.
Феликс Коробов родился в 1972 году в Иркутске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «виолончель» (класс профессора Марии Чайковской, 1996) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Василия Синайского, 2002); а также аспирантуру консерватории по специальности «струнный квартет» (класс профессора Андрея Шишлова, 1998).
Был концертмейстером группы виолончелей Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского (1996–2000); ассистентом главного дирижера и концертмейстером группы виолончелей Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (2000–2002); главным дирижером театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова (2004–2006), где поставил оперы «Норма» Беллини, «Царская невеста» Римского-Корсакова и др.
С 2004 года – главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Выступил музыкальным руководителем постановок опер «Травиата», «Сила судьбы», «Аида», «Макбет» и «Отелло» Верди, «Вертер» и «Манон» Массне, «Итальянка в Алжире» Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Евгений Онегин» Чайковского, «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Война и мир» Прокофьева, «Царь Эдип» Стравинского, балетов «Каменный цветок» и «Золушка» Прокофьева, «Неаполь» на музыку Гаде, Хельстеда, Паулли, Лумбю; осуществил мировые премьеры оперы «Гамлет (датский) (российская) комедия» Кобекина, оперного диптиха «Песни у колодца» Елены Лангер и «Слепые» Леры Ауэрбах; российские премьеры опер «Сократ» Сати и «Бедный матрос» Мийо, балетов «Русалочка» и «Татьяна» Леры Ауэрбах, «Маленькая смерть. Шесть танцев» на музыку Моцарта; московские премьеры оперы «Медея» Керубини, балета «Манон» на музыку Массне. В репертуаре дирижера свыше 30 оперных спектаклей.
Феликс Коробов ввел в МАМТе практику симфонических концертов, представив программы, посвященные творчеству Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена и др. С оркестром театра выступали солисты Пауль Бадура-Шкода, Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и др. В 2008 году под управлением Феликса Коробова в Австрии был выпущен компакт-диск оркестра с произведениями Брамса (солист – Пауль Бадура-Шкода). Дирижер сотрудничал с балетмейстерами Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. С Юрием Вамошем осуществил постановку балета «Спартак» Хачатуряна в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф).
Музыкант успешно гастролирует как дирижер и виолончелист. Выступал с симфоническими оркестрами России, Германии, Италии, Испании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Грузии, Китая, США и других стран. Главный приглашенный дирижер Оркестра Государственного Эрмитажа («Санкт-Петербург Камерата»). С 2017 года регулярно сотрудничает с миланским театром Ла Скала, где осуществил возобновления балетов Джона Кранко («Онегин»), Кеннета Макмиллана («Манон»), Рудольфа Нуреева («Спящая красавица»), спектакля «Баланчин/Килиан/Бежар».
С июня 2024 года — главный приглашенный дирижер БСО имени П. И. Чайковского.
С 2007 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования, является художественным руководителем и главным дирижером Камерного оркестра МГК. Участвовал в работе жюри международных конкурсов: вокалистов имени М. И. Глинки, камерных ансамблей имени Т. А. Гайдамович, исполнителей на духовых и ударных инструментах Московской консерватории, фестиваля «Золотая маска».
Народный артист Российский Федерации (2020), заслуженный артист Российской Федерации (2008) и Республики Абхазия (2012), лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (2012), премии Фонда Ирины Архиповой (2012), Премии Москвы в области литературы и искусства (2016).
Екатерина Мечетина родилась в Москве в семье музыкантов. Начала заниматься музыкой с четырехлетнего возраста. Обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Тамары Колосс) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Владимира Овчинникова), затем продолжила образование в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Сергея Доренского). В годы учебы была стипендиатом фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, по приглашению последнего в 2004 году проходила стажировку в Париже.
Лауреат семи международных конкурсов пианистов, среди которых конкурс имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия) и Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати (США, I премия и Золотая медаль). С 2007 года – солистка Московской филармонии.
Выступления пианистки проходят на всемирно известных сценах, среди которых зал Консертгебау (Амстердам), Ямаха-холл и Казальс-холл (Токио), Театр Елисейских Полей и Зал Гаво (Париж), Большой зал Миланской консерватории и Аудиториум (Милан), Зал Сесилии Мейрелес (Рио-де-Жанейро), Зал Элис Талли (Нью-Йорк) и другие (всего более 40 стран). Пианистка также активно концертирует в Москве и городах России.
В обширном репертуаре Екатерины Мечетиной – более 60 концертов для фортепиано с оркестром и множество сольных и камерных программ. Среди дирижеров, с которыми она сотрудничала, – Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Юрий Симонов, Павел Коган, Владимир Понькин, Дмитрий Лисс, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Константин Орбелян, Дмитрий Ситковецкий, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Скульский, Лоуренс Фостер, Кристиан Бадеа, Барри Дуглас, Фабио Мастранджело.
В камерном ансамбле выступала с Родионом Щедриным, Владимиром Спиваковым, Дмитрием Ситковецким, Алексеем Уткиным, Александром Князевым, Александром Гиндиным, Борисом Андриановым, Александром Раммом и другими известными исполнителями. В 2007 году с Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым Екатерина Мечетина организовала Трио солистов Московской филармонии.
Артистка принимала участие в крупных международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», Crescendo, фестиваль музыки Родиона Щедрина, «Русская зима» и Benois de la danse в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваль в Дубровнике (Хорватия), фестиваль Consonances и фестиваль в Лилле (Франция), Europalia в Бельгии.
Активно сотрудничает с современными композиторами – Родионом Щедриным (доверившим ей мировую премьеру Шестого фортепианного концерта), Алексеем Рыбниковым, Александром Чайковским, Толибхоном Шахиди, Ефремом Подгайцем, Кузьмой Бодровым, Олегом Пайбердиным и многими другими. Екатерине Мечетиной посвящен ряд сочинений для фортепиано соло, фортепиано с оркестром, камерных ансамблей.
С 2009 года преподает в Московской консерватории (с 2020 года – доцент), с 2016 года – в Центральной музыкальной школе при МГК. Регулярно проводит мастер-классы в разных городах и странах, в том числе в Летней творческой школе ЮНЕСКО «Новые имена» в Суздале. Член жюри российских и международных конкурсов (в том числе телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», Международных Дельфийских игр, конкурсов в Астане и Сеуле). Автор передач «Дневник пианистки» и «Музыкальная азбука с Екатериной Мечетиной» на Радио «Орфей».
Записи пианистки выпущены фирмами Fuga Libera (сольный альбом музыки Рахманинова, 2005), «Империя музыки» (произведения Щедрина и Шахиди, 2008), «Мелодия» (фортепианные пьесы Чайковского, Рахманинова и Мусоргского, 2013; произведения Шопена и Скрябина, 2018). В 2019 году записала в Московской консерватории альбом «Авторская сюита» с пьесами Чайковского. В 2021 году фирма «Мелодия» выпустила диск с концертами Равеля и Гершвина в исполнении Екатерины Мечетиной и Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Ланде.
Екатерина Мечетина удостоена молодежной премии «Триумф», независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского, Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру», Премии Президента России для молодых деятелей культуры. В 2011 году вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Активно участвует в общественной жизни, выступая защитником традиционной системы отечественного художественного образования.
С 2013 года – президент Международного молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум» (Сургут). С 2021 года – художественный руководитель фестиваля «Притяжение музыки» (Нижнекамск, Альметьевск).
Награждена почетным знаком Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы» (2015). Лауреат международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «За продвижение культуры в мире в области музыки» (2017). Удостоена почетных званий «Заслуженный деятель музыкального искусства» (2016) и «Заслуженная артистка Российской Федерации» (2018). В 2021 году журнал «Музыкальная жизнь» назвал Екатерину Мечетину «Персоной года».
Автор учебно-методического пособия о Втором фортепианном концерте Рахманинова и сборника пьес «Тетрадь Екатерины Мечетиной – Авторская сюита» (издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2022).