Концерт отменён. Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Антонелло Манакорда, Мария Жуан Пиреш : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Концерт отменён. Российский национальный молодежный симфонический оркестр,
    Антонелло Манакорда,
    Мария Жуан Пиреш

    20 апреля 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Моцарт
    Концерт № 9 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, K 271
    Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, K 466
    Р. Штраус
    «Дон Жуан» – симфоническая поэма, соч. 20
    «Тиль Уленшпигель» – симфоническая поэма, соч. 28

    12+

    Абонемент №12:

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия – создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра более 120 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.

    В сентябре 2023 года коллективу исполнилось 5 лет. Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за пять сезонов оркестр провел более 220 концертов, выступив в 33 городах в разных уголках страны, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.

    Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской культуры и письменности. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступают звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Локшина, Тертеряна, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Сысоева, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. В афише сезона 2019/20 появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодежкой”». Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», участвовал в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии, а также в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер.

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.

    В сезоне 2023/24 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Солист Денис Мацуев», «Диалоги с Брамсом», а также «Другое пространство. Continuo» и «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду», где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Бернда Алоиса Циммермана, Оливье Мессиана, Николая Обухова и Артура Лурье. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Александра Лазарева, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Дмитрия Синьковского, Фёдора Леднёва, солистов Дениса Мацуева, Николая Луганского, Сергея Давыдченко, Юрия Фаворина, Константина Емельянова, Дмитрия Маслеева, Вадима Репина, Даниила Когана, Николая Диденко, Натальи Мурадымовой и многих других.

    Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1692 заявки, а в прослушиваниях участвовали 1062 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра был зачислен 201 артист: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.

    Антонелло Манакорда

    Антонелло Манакорда родился в 1970 году в Турине. Учился игре на скрипке в Туринской консерватории у Серджио Ламберто. Продолжил занятия в Амстердаме у Германа Кребберса, затем совершенствовался под руководством Эдуарда Шмидера и Франко Гулли. В 1994 году по приглашению Клаудио Аббадо стал концертмейстером Малеровского молодежного оркестра, в 1997-м под руководством Аббадо участвовал в формировании Малеровского камерного оркестра, где в течение восьми лет был концертмейстером и вице-президентом.

    В 2001 году дебютировал как дирижер в оперном театре Ломбардии («Милосердие Тита» Моцарта). Стажировался в Хельсинки у Йормы Панулы. В начале карьеры работал с Симфоническим оркестром Пярну (Эстония), Новым камерным оркестром Бамберга, оркестром Падуи и Венето. В 2003–2006 гг. руководил программой камерной музыки Европейской академии музыки на фестивале в Экс-ан-Провансе. 

    С 2010 года – художественный руководитель оркестра «Камерная академия Потсдама» (Kammerakademie Potsdam). В 2006–2010 гг. был главным дирижером миланского оркестра I Pomeriggi Musicali, в 2011–2019 гг. – Арнемского филармонического оркестра (Het Gelders Orkest) в Нидерландах. Как приглашенный дирижер сотрудничал с оркестрами Франкфуртского радио, Итальянской Швейцарии, Филармоническим оркестром Би-би-си, Tapiola Sinfonietta, Шотландским и Шведским камерными оркестрами, симфоническими оркестрами Ставангера и Сиднея и др. Кроме того, Антонелло Манакорда дирижировал в Лионской опере, театрах Ла Скала в Милане и Ля Фениче в Венеции, Театре ан дер Вин в Вене, на Глайндборнском фестивале и многих других оперных сценах мира. Весной 2018 года представил премьеры опер «Африканка» Мейербера во Франкфуртской опере и «Сон в летнюю ночь» Бриттена в Театре ан дер Вин. 

    В сезоне 2018/19 дебютировал в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден с «Травиатой» Верди, а также дирижировал в новых постановках опер «Волшебная флейта» Моцарта в Национальной опере Амстердама и Королевском театре де ля Монне в Брюсселе, «Альцеста» Глюка в Баварской государственной опере, «Дон Жуан» Моцарта в Венской государственной опере. В этом же сезоне выступил с Роттердамским филармоническим оркестром, Бамбергским симфоническим, оркестрами Берлинского и Северогерманского радио (NDR), исполнил все симфонии Брамса с Kammerakademie Potsdam. В течение последних сезонов сотрудничал также с Венским симфоническим оркестром, оркестрами Штутгартского и Датского радио, Гётеборгским симфоническим и Хельсинкским филармоническим оркестрами.

    Записал все симфонии Шуберта с Kammerakademie Potsdam для Sony Classical. В 2015 году альбом со Второй и Четвертой симфониями был удостоен премии ECHO Klassik в категории «Лучший оркестр года». На том же лейбле Манакорда инициировал запись всех симфоний Мендельсона, и первые три диска этого собрания уже получили высочайшие оценки международной прессы. Кроме того, в дискографии дирижера – Четвертая симфония Малера, сочинения Дебюсси, Равеля, Берлиоза и Гайдна. 


    Мария Жуан Пиреш

    Португальская пианистка Мария Жоао Пиреш родилась в 1944 году в Лиссабоне. В три года она начала играть на фортепиано, а в пять лет дала свой первый концерт. В семь лет юная пианистка исполняла концерты Моцарта публично, а в девять получила главный приз Португалии для молодых музыкантов. В 16 лет Пиреш закончила Лиссабонскую консерваторию. Выиграв стипендию Фонда Гюльбенкяна, она продолжила образование в Мюнхене с Росселем Шмидтом и в Ганновере с Карлом Энгелем.

    Мировая известность пришла к пианистке в 1970 году, когда она стала победительницей Международного конкурса им. Бетховена в Брюсселе (конкурс был посвящен 200-летию со дня рождения композитора). После этого Мария Жоао Пиреш начала активно концертировать: сначала она посетила Испанию и Германию, в дальнейшем путешествовала по всей Европе, играла в Африке и Японии. В 1986 году Пиреш дебютировала в Queen Elizabeth Hall в Лондоне, а тремя годами позже — в Нью-Йорке. В 1987 году вместе с Молодежным оркестром Густава Малера под управлением Клаудио Аббадо она давала концерты в Гамбурге, Париже и Амстердаме. В 1990 году дебютировала на Зальцбургском Пасхальном фестивале с Венским филармоническим оркестром под управлением К. Аббадо. В апреле 1995 года пианистка гастролировала по США с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Риккардо Шайи, а год спустя с этим же коллективом выступила в Люцерне и Зальцбурге.

    С 1989 года Марию Жоао Пиреш привлекает ансамблевая музыка. Вместе со скрипачом Августом Дюмеем они неоднократно гастролировали по Европе и Дальнему Востоку, записали вместе несколько сонат Моцарта, Брамса, Грига, пьесы Шумана, Дебюсси, Франка, Равеля. В 2002 году после тура по Японии Пиреш с Дюмеем записали все сонаты Бетховена для скрипки с фортепиано. Эта запись в 2003 году была отмечена Премией немецких критиков.

    С самого начала карьеры Мария Жоао выступает с лучшими оркестрами мира - Оркестром Берлинской филармонии, Бостонским симфоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Лондонским филармоническим, Оркестром Парижа, Цюрихским Камерным оркестром, Камерным оркестром Европы и многими другими коллективами под руководством известных дирижеров - Джона Элиота Гардинера, Бернарда Хайтинка, Чарльза Маккераса, Эммануэля Кривина, Тревора Пиннока. Она участвует во многих музыкальных фестивалях — в Зальцбурге, Эдинбурге, Копенгагене, Люксембурге...

    Еще в 1989 году Мария Жоао Пиреш подписала эксклюзивный контракт с звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon. В 1990 году ее запись сонат Моцарта получила французскую премию Grand Prix du Disque. Один из самых знаменитых дисков, записанных Марией Жоао Пиреш, - все ноктюрны Шопена (1996). Он был отмечен несколькими призами (Record Academy Prize, Tokyo, 1996; CD Compact, Barcelona, Grand Prix du Disque, 1997). Был также отмечен ее диск с записью 24 прелюдий Ф. Шопена и Второго фортепианного концерта Шопена с Королевским Филармоническим оркестром под управлением А. Превина (Grand Prix du Disque Frédéric Chopin, Warsaw, 1995), запись сюит И.С. Баха (Grand Prix du Disque), запись фортепианных трио Й. Брамса со скрипачом А. Дюмеем и виолончелистом Цзянь Ванем (Grand Prix du Disque).

    В 1999 году Пиреш ненадолго отходит от концертной деятельности и концентрируется на целом ряде образовательных проектов, создав в Португалии международный культурный центр. Хотя ныне Мария Жоао Пиреш ведет жизнь затворницы, живя в Бразилии, и редко дает концерты, непостижимым образом она не выходит из обоймы долгоиграющих пианистов, от выступлений которых ждут откровений. Каждый ее концерт становится событием.

    Известная как один из крупнейших интерпретаторов Моцарта, Мария Жоао Пиреш - это художник, который сочетает в себе тонкую стилистическую изысканность с серьезным интеллектуальным погружением в духовные глубины музыки. Отказавшись от традиционного образа концертного виртуоза, Пиреш подчеркивает духовные аспекты музыки. Исполнение Музыки с большой буквы, а не публичное исполнение, считает она, должно быть целью музыканта. Вот ее слова: «Бытие на сцене - это следствие работы всей жизни, а не цель сама по себе».