В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
22 июня 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетПрослушивания участников II тура
Организатор конкурса Росконцерт
Конкурсные прослушивания проходят с 14:00 до 20:00.
Билет действителен на весь день.
21:00
Объявление результатов II тура
21:30
Жеребьевка участников III тура
14:00 Хаожань Ли
С. Рахманинов. Симфонические танцы, соч. 45
1. Non Allegro
Б. Барток. Концерт для оркестра, BB 123
1. Introduzione: Andante non troppo – Allegro vivace
14:40 Арсений Шупляков
С. Рахманинов. Симфонические танцы, соч. 45
3. Lento assai – Allegro vivace
Д. Шостакович Симфония № 1 фа минор, соч. 10
1. Allegretto – Allegro non troppo
15:20 – Перерыв
15:50 Гурген Петросян
С. Рахманинов. Симфонические танцы, соч. 45
1. Non Allegro
Д. Шостакович. Симфония No 5 ре минор, соч. 47 1. Moderato
16:30 – Перерыв
17:30 Иван Никифорчин
С. Рахманинов. Симфонические танцы, соч. 45
1. Non Allegro
М. Равель. «Вальс», хореографическая поэма для оркестра, M 72
18:10 Алексей Моргунов
С. Рахманинов. Симфонические танцы, соч. 45
3. Lento assai – Allegro vivace
И. Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»
«Хоровод царевен»
«Поганый пляс Кащеева царства»
18:50 – Перерыв
19:20 Михаил Мосенков
С. Рахманинов. Симфонические танцы, соч. 45
2. Andante con moto. Tempo di Valse
М. Равель. «Вальс», хореографическая поэма для оркестра, M 72
20:00 – Окончание
21:00 – Подведение итогов II тура
Международный конкурс им. С. В. Рахманинова учрежден в 2021 году в преддверии 150-летия со дня рождения выдающегося русского композитора, которое будет отмечаться в 2023 году. Конкурс проводится по трем специальностям, каждая из которых занимала большое место в жизни и творчестве Сергея Рахманинова: фортепиано, композиция и дирижирование. Художественный руководитель и инициатор проведения конкурса – российский пианист, народный артист РФ Денис Мацуев. Он также возглавит работу жюри по специальности «фортепиано». Дирижерский конкурс курирует Валерий Гергиев, конкурс композиторов – Александр Чайковский.
Участниками Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова стали музыканты из России, Беларуси, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Словении, Китая, Сингапура, Бразилии и США. Некоторые из них уже успели заявить о себе, выступая на различных музыкальных конкурсах и прославленных площадках.
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.
БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
Хаожань Ли родился в 1986 году в Китае в семье музыкантов. С шестилетнего возраста обучался игре на фортепиано, в 10 лет впервые выступил на публике. Окончил Центральную консерваторию в Пекине и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине. Был стипендиатом Музыкального фестиваля в Аспене (США), участвовал в мастер-классах Даниэля Баренбойма, Геннадия Рождественского, Неэме Ярви, Тугана Сохиева, Петера Этвёша, Сейдзи Озавы, Йормы Панулы.
Победитель V Международного дирижерского конкурса Jeunesses Musicales (2014, Бухарест). Лауреат специального приза Филармонического оркестра Радио Франс и приза зрительских симпатий IV Международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова (2018, Париж). Финалист Международного конкурса молодых дирижеров (2019, Безансон). Лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (2022, Москва; III премия и бронзовая медаль).
Сотрудничает с Национальным центром исполнительских искусств в Пекине, где в 2018 году участвовал в постановке «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера как ассистент дирижера (копродукция с театром Ковент-Гарден и Сиднейской оперой). В течение сезона 2019/20 был ассистентом Луна Ю – главного дирижера Филармонического оркестра Китая. Был также ассистентом Кристофа Эшенбаха и Шарля Дютуа.
Хаожань Ли выступал с Немецким симфоническим оркестром Берлина, оркестром Берлинского концертхауса, Оркестром радио и ТВ Саарбрюккена, Симфоническим оркестром Центрального радио Германии (MDR, Лейпциг), Филармоническим оркестром Джордже Энеску (Бухарест), Национальным оркестром Румынского радио, филармоническими оркестрами Сибиу, Тимишоары, Ханчжоу, симфоническими оркестрами Гуанчжоу, Ванкувера, Филармоническим оркестром Ханчжоу, Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии.
В сезоне 2022/23 Хаожань Ли дебютирует в Датской Королевской опере (балет «Щелкунчик» Чайковского) и на Фестивале Верди в Парме, где выступает с Филармоническим оркестром Артуро Тосканини. Среди событий сезона также концерты с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, оркестром Symphonica ARTica, Филиппинским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Пекина, Сычуани и многими другими.
Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК, где обучался под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей).
С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижера, с 2021 года – дирижер). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и др.
В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России («Дон Жуан» Моцарта). Художественный руководитель симфонического оркестра колледжа МГИМ имени А. Г. Шнитке. С 2022 года преподает оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории. С 2024 года – художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра.
Основатель, художественный руководитель и главный дирижер «Академии русской музыки» (Academy of Russian Music), объединяющей камерный оркестр и хор. Коллектив выступает в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки и на других столичных сценах. В репертуаре дирижера и «АРМ» – сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди до Мессиана и других классиков XX века.
Под руководством Ивана Никифорчина «Академия русской музыки» осуществила российские премьеры ряда оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Финци и др. Центральное место в репертуаре занимают оркестровые сочинения российских композиторов XX–XXI столетий: Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Пейко, Галынина, Вайнберга, Бунина, Попова, Уствольской, Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая.
Иван Никифорчин активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия) и Обществом Бориса Чайковского, под эгидой которых осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых партитур и струнных ансамблей Германа Галынина и всех хоровых сочинений Лядова (оба диска вышли под британским лейблом Toccata-Classics). В 2021 году представил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра, соч. 26 Вайнберга (записана на диск). Впервые после премьер Баршая 1960-х годов исполнил многие партитуры Пейко, Бунина, Вайнберга, Локшина, Волконского и других авторов.
Сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, БСО имени П. И. Чайковского, Симфоническим оркестром Мариинского театра, ГКО «Виртуозы Москвы», Московским государственным академическим симфоническим оркестром, ГСО «Новая Россия», ГАСО Республики Татарстан и другими коллективами.
Дирижер-постановщик балета «Щелкунчик» Чайковского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2022) и оперно-драматического спектакля «Снегурочка» (по весенней сказке Островского на музыку Чайковского) в Большом театре России (совместная постановка с Малым театром России, 2024).
Лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (II премия и Серебряная медаль, 2022). Удостоен Международной премии имени Бориса Чайковского (2019), Гран-при Международного фестиваля современной музыки Magnus Opus (2021). Дважды лауреат Международной премии «Чистый звук» за записи музыки Галынина и Лядова (2021). Эти записи названы также в числе «Дисков года» на интернет-портале Music Web International.
Алексей Моргунов родился в 1984 году в Магнитогорске. Окончил колледж при Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки (2003) и Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова (2008, класс дирижирования Алексея Артемьева). Участвовал в мастер-классах Курта Мазура и Владимира Федосеева.
Лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в номинации «дирижирование» (2022, V премия).
В 2006 году стал соучредителем и дирижером частного Театра-студии оперы имени Сперанских в Тамбове. Совместно с оперным театром Российской академии музыки имени Гнесиных театр-студия поставил более 40 оперных спектаклей, в числе которых «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Дон Паскуале» Доницетти, «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.
Алексей Моргунов выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским молодежным симфоническим оркестром, детским хором «Весна», Магнитогорской государственной академической хоровой капеллой имени С. Г. Эйдинова и другими коллективами. Сотрудничал с Денисом Мацуевым, Борисом Березовским, Валентиной Лисицей, Гёкханом Айбулусом, Александром Ключко, Графом Муржой, Александром Тростянским, Ануш Никогосян, Александром Раммом, Евгением Румянцевым и др.
Принимал участие в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, фестивалях «Денис Мацуев представляет…» в Екатеринбурге и «Московская осень», Международном музыкальном фестивале имени С. В. Рахманинова в Тамбове.
Осуществил премьеры сочинений Александра Чайковского, Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Ольги Викторовой, Олеси Ростовской, Татьяны Чудовой, Татьяны Сергеевой, Анны Ветлугиной, Натальи Хондо, Марины Шмотовой, Екатерины Карпенко, Евгении Бриль и других современных авторов.
В 2019 году в Ельце на открытом воздухе представил оперу «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане» Александра Чайковского с Липецким симфоническим оркестром, Липецким камерным хором, солистами Липецкой филармонии и ведущих московских оперных театров (режиссер-постановщик – Георгий Исаакян, сценография – Эрнст Гейдебрехт, Германия).
С 2021 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра имени С. В. Рахманинова (Тамбов). В 2023 году оркестр под руководством Алексея Моргунова осуществил видеозапись всех симфоний, «Симфонических танцев» и фортепианных концертов Рахманинова. В том же году Алексей Моргунов был исполнительным директором 41-го Международного музыкального фестиваля имени С. В. Рахманинова (60 концертов в 20 местах Тамбовской области).
Автор, дирижер и ведущий просветительского проекта «неДоступная классика», в рамках которого АСО имени С. В. Рахманинова провел более 70 интерактивных концертов для школьников и молодежи по всей Тамбовской области.
С 2008 года занимается педагогической деятельностью, его ученики получили более 100 лауреатских званий на международных и всероссийских конкурсах.