Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК, где обучался под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей).
С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижера, с 2021 года – дирижер). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и др.
С 2020 года – дирижер Государственного академического симфонического оркестра Татарстана. В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России («Дон Жуан» Моцарта).
С 2021 года – ассистент заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, профессора Валерия Полянского. Под руководством профессора Юрия Абдокова работает над диссертацией по оркестровой музыке Германа Галынина.
Основатель, художественный руководитель и главный дирижер «Академии русской музыки» (Academy of Russian Music), объединяющей камерный оркестр и хор. Коллектив выступает в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки и на других столичных сценах.
В репертуаре дирижера и «АРМ» – сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди, Шютца, И. С. Баха, Бибера, Пёрселла, Моцарта, Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Холста, Бриттена и других классиков XX века. Под руководством Ивана Никифорчина «Академия русской музыки» осуществила ряд российских премьер оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Джеральда Финци и др. Центральное место в репертуаре занимают оркестровые сочинения российских композиторов XX–XXI столетий: Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Пейко, Вайнберга, Бунина, Попова, Свиридова, Уствольской, Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая.
Иван Никифорчин активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия), под эгидой которой осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых партитур и струнных ансамблей Германа Галынина, а также впервые записал полное собрание хоровых сочинений Лядова для британского лейбла Toccata-Classics.
12 июня 2021 года в Малом зале Московской консерватории на концерте-презентации монографии Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» представил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра, ор. 26 Вайнберга (записана на диск). Впервые после премьер Баршая 1960-х годов исполнил многие партитуры Пейко, Бунина и Вайнберга. В завершение сезона 2020/21 представил цикл концертов «Великие страницы русской музыки ХХ столетия» в Новом зале Дома музыки.
Иван Никифорчин удостоен Международной премии имени Бориса Чайковского, Гран-при Международного фестиваля современной музыки Magnus Opus, Премии фонда «Создаем будущее» Председателя совета директоров Газпрома Виктора Зубкова. Дважды лауреат Международной премии «Чистый звук» за записи музыки Галынина и Лядова (2021). Диск с музыкой Галынина назван также в числе «Дисков года» на интернет-портале MusicWeb International – одном из наиболее авторитетных ресурсов, где публикуются рецензии на аудиозаписи академической музыки. Первый стипендиат художественного руководителя и главного дирижера ГСО Республики Татарстан Александра Сладковского.