В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 поступят в продажу 21 марта в 9:00
Абонементные книжки будут доступны 20 марта
27 октября 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаСолисты оркестра: Юлия Неверова (домра-альт)Диляра Сагдеева (домра)Александр Николайчук (балалайка)Алексей Вродливец (балалайка)Даниил Стаднюк (баян)Кирилл Штыбин (баян)Владимир Максимов (балалайка-контрабас)
Россини
Увертюра к опере «Сорока-воровка»
Гайдн
Концерт для виолончели с оркестром до мажор (III часть)
Сибелиус
«Грустный вальс» из музыки к драме А.Ярнефельта «Куолема»
Сарасате
«Наварра» для двух скрипок с оркестром
Рахманинов
Каватина Алеко из оперы «Алеко»
Хренников
«Песенка Лепелетье» из музыки к пьесе А.Гладкова «Давным-давно»»
Вьетан
Вариации на тему романса Александра Алябьева «Соловей»
А. Чайковский
«Стан Тамерлана» из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане»
Будашкин
Праздничная увертюра
Мосолов – Гаврилов
Фантазия на тему русской песни «Вечерний звон»
Арутюнов
«Ярмарка» для квартета с оркестром
Пономаренко
«Я лечу над Россией»
Русская народная песня «Мы на лодочке катались»
Якушенко
«На гулянье»
В. Иванов
Парафраз на тему русской народной песни «Утушка луговая»
Гаврилин
«Праздник» из музыки к балету «Дом у дороги»
Абонемент №33:
«Встречи по четвергам»
Традиционные «Встречи по четвергам» оркестр народных инструментов имени Осипова посвятит памяти двух выдающихся музыкантов, с которыми навсегда связаны славные страницы истории коллектива.
Дирижер Виктор Дубровский отдал Государственному академическому русскому народному оркестру имени Осипова оркестру 15 лет творческой жизни, с 1962 по 1978 годы будучи его художественным руководителем и главным дирижёром. И для коллектива, и для маэстро эти годы стали золотыми.
Под руководством Дубровского оркестр много записывался и завоевал обширную аудиторию радиослушателей, телезрителей и любителей грамзаписей. По инициативе дирижера сложилось счастливое сотрудничество с выдающимися советскими музыкантами Святославом Рихтером, Эмилем Гилельсом, Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом и Людмилой Зыкиной. Оркестр гастролировал в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Австралии и Японии, влюбляя миллионы людей по всему миру в русские национальные музыкальные традиции. Иностранная пресса с неизменным восхищением отмечала мастерство и безграничные возможности коллектива, а также «талант и умение, фантазию художника и духовную силу» дирижёра.
Благодаря творческой энергии Дубровского репертуар оркестра обогатился целым рядом новых сочинений, а также переложениями для народных инструментов произведений Мусоргского, Стравинского, Шостаковича, Свиридова, Щедрина. Под управлением Дубровского осиповцы стали исполнять труднейшие произведения русской и европейской классики. Классические партитуры XIX – начала ХХ века будут звучать на концерте к 95-летию со дня рождения выдающегося музыканта.
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Александр Суханов родился в Перми. Окончил дирижерско-хоровое отделение Пермского музыкального училища (2000) и вокальный факультет Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки (2005). Совершенствовал вокальное мастерство в Италии, Франции, Австрии.
Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей русского романса во Владимире (2013), международных конкурсов имени М. И. Глинки в Москве (2014), имени Вильгельма Стенхаммара в Норрчёпинге (2014), имени Петра Словцова в Красноярске (2015). Удостоен областной премии имени Леонида Собинова от губернатора Ярославской области (2015).
Выступает в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода. Гастролировал в Австрии, Великобритании, Испании, Италии, Китае, Латвии, Румынии, Швейцарии, Швеции, Франции, Чехии.
Сотрудничает с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» радио «Орфей», со многими региональными коллективами, с Фондом Ирины Архиповой.
Принимал участие в фестивалях «Московская осень», «Кремли и храмы России», Фестивале русской музыки имени М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова во Пскове, фестивалях Юрия Башмета и «Преображение» в Ярославле, имени Андрея Сахарова в Нижнем Новгороде, «Алябьевская осень» в Тюмени, «Классика над Волгой» в Тольятти, «Вятская весна» в Кирове, Днях славянской письменности и культуры в Рязани, Днях русской культуры в Латвии и Румынии, Фестиваля русской музыки и литературы в Новаре (Италия), Международном оперном фестивале в Тимишоаре (Румыния).
В 2016–2018 гг. – солист Екатеринбургского академического театра оперы и балета.
В репертуаре певца – свыше 500 произведений разных жанров, включая партии в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова,«Травиата» и «Трубадур» Верди, «Кармен» Бизе, «Царь Кандавл» Цемлинского, в оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса; кантатно-ораториальные произведения И. С. Баха (кантата Ich Habe genug, BWV 82), Россини («Маленькая торжественная месса»), Брамса («Немецкий реквием»), Чайковского («Москва»), Рахманинова («Весна», «Колокола»), Орфа (Carmina Burana), Шостаковича (Сюита на слова Микеланджело Буонаротти, Десять песен шута из трагедии «Король Лир»), Локшина (Симфония № 5 «Сонеты Шекспира»); неаполитанские и испанские песни, вокальные миниатюры русских и зарубежных классиков, эстрадные песни.
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.