Г. Пёрселл «Дидона и Эней» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Г. Пёрселл
    «Дидона и Эней»

    1 ноября 2022, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Пёрселл
    «Дидона и Эней»,
    опера в концертном исполнении

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №2:

    Барокко

    Есть сочинения, которые ярче всего воплощают дух своей эпохи. Опера Пёрселла «Дидона и Эней» и оратория Генделя «Мессия» давно стали музыкальными эмблемами барокко. Обе очень знамениты, и обе недооценены в России: отдельные популярные номера не дают впечатления о подлинном великолепии этих сочинений.

    Идея абонемента Questa Musica не так проста, как кажется: это не просто два популярных шедевра — это два самых знаменитых произведения барокко, написанных на английском языке. Созданные в Лондоне с разницей в полвека, партитуры прекрасно отражают разные полюса причудливой эпохи.

    Каждый концерт ансамбля Questa Musica — уникальный, штучный проект с тщательно выверенной художественной концепцией и безупречной выделкой всех деталей. Коллектив хорошо известен российским поклонникам старинной музыки: музыканты придерживаются принципов исторически информированного европейского стиля, при этом дирижер Филипп Чижевский в своих интерпретациях предлагает нечто большее, чем просто следование сложившимся правилам исполнения барокко.

    Ансамбль Questa Musica

    Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году, уже спустя год гастролировал в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. Сегодня ансамбль, в составе которого объединены оркестр и хор, зарекомендовал себя как один из наиболее авторитетных и разносторонних коллективов, его обширный репертуар охватывает русскую и зарубежную музыкальную классику, произведения эпох Возрождения и барокко, сочинения современных композиторов.

    Проекты с участием Questa Musicaнеоднократно номинировались на Национальную театральную премию «Золотая маска». Ансамбль принимал участие в постановках оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (режиссер – Алишер Хасанов), оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (режиссер – Константин Богомолов), «Сказки о солдате» Стравинского (режиссер и хореограф – Олег Глушков). Участвовал в исполнении оратории «Мессия» Генделя, оперы «Королева фей» Пёрселла, симфоний и Реквиема Моцарта, цикла «Времена года» Вивальди и других шедевров барокко и классицизма на исторических инструментах. Исполнял «Свадебку» Стравинского совместно с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, оперу Autland Сергея Невского – с голландским ансамблем Vocaallab (дирижер – Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013). 

    Коллектив участвовал в премьерах оперы «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра (режиссер – Владимир Бочаров), «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова на «Винзаводе» (режиссер – Денис Азаров), оперного сериала «Сверлийцы» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева) и спектакля «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (композиторы – Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, автор идеи и солистка – Елена Ревич) в Электротеатре Станиславский, оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского в Амстердаме в рамках Holland Festival. Продолжением сотрудничества с Электротеатром Станиславский стал оперный сериал «Нонсенсорики Дримса» (премьера намечена на декабрь 2022 года). 

    Среди заметных событий в творческой жизни Questa Musica в прошлые сезоны – выступления на фестивалях «Территория» (программа из сочинений лауреатов проекта «Русская музыка 2.0»), «Другое пространство» в Москве и V Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (Симфония для восьми голосов и симфонического оркестра Лучано Берио), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (программа английской музыки с ансамблем London Baroque Brass), V Байкальском Рождественском фестивале в Бурятии (концерт с испанской певицей Евгенией Бургойне), «Просветитель» на острове Валаам, «Кантата» в Калининграде, «Музыкальная экспедиция» во Владимирской области.

    Филипп Чижевский

    Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).

    В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011, режиссер – Алишер Хасанов) и «Королева фей» (Большой зал консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012, постановка Владимира Бочарова), «Истории солдата» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013, хореография Олега Глушкова), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015, режиссер-постановщик – Борис Юхананов, музыка Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017, автор идеи – Елена Ревич, постановка Бориса Юхананова) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик – Константин Богомолов).

    С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012). 

    В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X фестиваля VIVACELLO.

    С 2014 года – приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра (сезон 2014/15). Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019, режиссер-постановщик Филипп Григорьян), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021, режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). 

    В Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского руководит постановкой оперы «Кармен» Бизе (режиссер-постановщик – Константин Богомолов, 2021). 

    Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, ГСО «Новая Россия», Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный академический камерный оркестр России, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Новый городской оркестр Токио и другими.

    Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло. 

    В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 2022-м удостоен «Золотой маски» за работу в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».

    С 2011 года преподает в Московской консерватории. Является художественным руководителем ежегодного международного музыкального фестиваля «Кантата» в Калининграде. 

    Дарья Телятникова

    Дарья Телятникова родилась в 1988 году в Челябинской области. В 2008 году окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Лауреат международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (2007), дипломант и обладательница двух специальных премий Международного конкурса молодых оперных певцов имени Риккардо Дзандонаи (Рива-дель-Гарда, Италия, 2010), победительница I Интернет-конкурса оперных исполнителей RuOperA (2020).

    В 2010–2012 гг. – солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2011 году дебютировала в Мариинском театре (Николетта в опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), в 2013 г. – в Большом театре России (Кушетка, Кошка, Белка и Пастух в опере «Дитя и волшебство» Равеля), на сцене которого также исполняла партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Лауры («Иоланта» Чайковского), Дидоны, Первой и Второй ведьмы («Дидона и Эней» Перселла). В сезоне 2012/13 была артисткой Международной оперной студии в Цюрихе. С 2013 года – солистка Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. С 2022 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.

    В репертуаре певицы также Марцеллина, Церлина, Секст и Дорабелла («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Так поступают все женщины» Моцарта), Сметон («Анна Болейн» Доницетти), Альцина и Арджена («Неистовый Роланд» и «Олимпиада» Вивальди), Гоффредо («Ринальдо» Генделя), Полина и Ольга («Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского), Амитта («Терпеливый Сократ» Телемана), Цветочная Дева / Паж («Парсифаль» Вагнера) и другие партии, произведения кантатно-ораториального жанра. Участвовала в постановке оперы «Для "Черного квадрата"» Ильи Демуцкого.

    Принимала участие в фестивале «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), фестивале камерной музыки «Возвращение» в Москве; выступала на сценах Театра Комунале Феррары (Италия), Берлинской филармонии, концертного зала Мегарон (Афины), парижского Музыкограда (Cité de la Musique) и Театра Елисейских Полей, концертного зала Фонда Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон), зала Bozar (Брюссель), концертного зала KKL (Люцерн), венского Концертхауса,  Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого зала Московской консерватории, МКЗ «Зарядье», Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Дома Радио, Новосибирской государственной филармонии, частной филармонии «Триумф» (Пермь).

    Сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Марко Замбелли, Петер Нойман, Николай Шепс-Цнайдер, Фабио Луизи, Уильям Лейси, Стефано Монтанари, Юрий Башмет, Дмитрий Синьковский, Иван Великанов, Кристофер Мулдс, Филипп Чижевский, Валентин Урюпин, Федерико Мария Сарделли. Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Новосибирским академическим симфоническим оркестром, оркестром musicAeterna, камерными оркестрами «Виртуозы Москвы» и Musica Viva, ансамблями il Pomo d'Oro, Questa Musica.

    Лилия Гайсина

    Лилия Гайсина окончила Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных (2009) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2014, классы профессоров Ирины Масленниковой и Бэлы Руденко). Совершенствовала вокальное мастерство в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Бэлы Руденко) и на мастер-классах Элизабет Байс, Венсана лё Тексье, Петера Ноймана и Паоло де Наполи. Лауреат Международного конкурса Bella voce (2012, II премия).

    С 2012 года – солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В репертуаре певицы – Джильда («Риголетто» Верди), Олимпия («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Церлина («Дон Жуан» Моцарта), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Главка («Медея» Керубини), Амур («Орфей и Эвридика» Глюка) и другие партии.

    Сотрудничает с Московским камерным оркестром Musica Viva, Государственным академическим камерным оркестром России, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, оркестром Pratum integrum, ансамблями Ensemble 1700, La Voce Strumentale, Alta Capella, Questa Musica.

    Принимала участие в фестивалях старинной музыки в Гёттингене, Людвигсбурге, Потсдаме, Байройте (Германия), Гмундене (Австрия), Риме (Италия), фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и «Возвращение» в Москве и многих других.

    Сергей Годин

    Сергей Годин родился в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат Международного конкурса в рамках Фестиваля славянской музыки в Москве (2006). В 2006–2017 гг. – солист Московского государственного академического камерного хора под руководством Владимира Минина, в 2017–2018 гг. – солист Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского (ныне Камерная сцена Большого театра). 

    В 2018 году приглашен в труппу Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В репертуаре певца – Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Феррандо, Дон Оттавио, Тит и Дон Базилио («Так поступают все женщины», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Россини) и другие партии.

    Принимал участие во многих проектах Дягилевского фестиваля, в том числе в постановке оратории «Жанна д'Арк на костре» Онеггера (режиссер – Ромео Кастеллуччи), в опере «Идоменей» Моцарта (заглавная партия, дирижер – Теодор Курентзис) и оратории In nativitatem Domini canticum Шарпантье (партия Ангела, с хором Parma voices под управлением Евгения Воробьёва).

    Совместно с оркестром и хором musicAeternaпод руководством Теодора Курентзиса исполнял сольные партии в Реквиеме Моцарта (Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Большой зал Московской консерватории) и «Пульчинелле» Стравинского (МКЗ «Зарядье», Большой зал Санкт-Петербургской филармонии).

    Участвовал также в фестивале «Территория» (перформанс Анны Абалихиной «Закрой мне глаза») и фестивале «Хор без границ» Минин-хора (партия тенора в симфонии-действе «Перезвоны» Гаврилина). Выступал в Хорватском национальном театре (Загреб).

    Сотрудничал с известными музыкантами и режиссерами, среди которых Владимир Минин, Владимир Федосеев, Филипп Чижевский, Венсан Дюместр, Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, Константин Богомолов, Марат Гацалов.

    Михаил Нор

    Михаил Нор родился в 1994 году в семье музыкантов. С раннего детства пел в церковном хоре, в 14 лет стал регентом. В 2014 году окончил дирижерско-хоровое отделение Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и продолжил обучение в консерватории на дирижерском факультете, затем на вокальном. 

    В 2014 году принимал участие в концерте под управлением американского дирижера Майкла Шасбергера в рамках I Международного хорового конгресса. В 2015–2017 гг. – дирижер хора МГУ имени М. В. Ломоносова. Приглашенный солист хора Московской консерватории и хора МГУ.

    С 2016 года – артист вокального ансамбля Intrada под руководством Екатерины Антоненко. В составе ансамбля участвовал в Международном конгрессе хоровых дирижеров в Париже, Фестивале в Рудных горах (Германия, 2016), Дрезденском музыкальном фестивале (Германия, 2017). Выступает также с программами камерной музыки. 

    Сотрудничает с ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации), в частности в 2016–2020 гг. исполнил теноровые партии более чем в 20 кантатах. 

    В 2017 году участвовал в мировой премьере оперы «Ариадна» Монтеверди, исполнив партию Рыбака (реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга на Малой сцене Детского музыкального театра им. Н. И. Сац).

    Михаил Широченко

    Родился в Лангепасе (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра). Обучался первоначально игре на скрипке и аккордеоне, затем академическому вокалу – в ханты-мансийском Центре искусств для одаренных детей Севера (класс Татьяны Тимашевой) и в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (класс Жанны Чаловой). Во время обучения в консерватории дебютировал на сцене Новосибирского театра оперы и балета в партии Герардино («Джанни Скикки» Пуччини). После окончания второго курса перевелся в Российский институт театрального искусства – ГИТИС (мастерская Игоря Ясуловича и Александра Тителя) в Москве, где продолжил заниматься пением под руководством Бориса Тонких и Евгения Журавкина.

    Спустя два года был принят в Молодежную оперную программу Большого театра под руководством Дмитрия Вдовина, где совершенствовался у таких коучей и педагогов,как Ева Мартон, Дайана Зола, Евамария Визер, Мишель Вегварт, Любовь Орфёнова, Фабиан Шофрин, Семён Скигин.

    В 2019 году стал финалистом телепроекта «Большая опера» на канале «Культура». В 2021 году завоевал Гран-при XXVIII международного конкурса World Music Competition в Испании и специальную премию конкурса Opera Bella в Москве.

    Выступал с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, оркестром Центра оперного пения имени Галины Вишневской, ансамблем Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского, оркестром Марийского государственного академического театра оперы и балета. Участник проекта «Все кантаты Баха» в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве (дирижер – Олег Романенко). Активно гастролирует по городам России. В репертуаре певца – произведения Баха, Генделя, Вивальди, Перголези, Пёрселла и музыка современных авторов.

    Юлия Никанорова

    Юлия Никанорова родилась в Оренбурге. Окончила факультет музыкального театра Российской академии театрального искусства (мастерская Дмитрия Бертмана). Вокалу обучалась у Тамары Синявской. В 2016 году прошла стажировку на Международном фестивале Долины Итрия в Бари (Италия). 

    В годы учебы принимала участие в спектаклях театра «Геликон-опера», после окончания вуза стала солисткой театра. В настоящее время в репертуаре свыше 15 партий, среди которых Ольга и Полина («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского), Лаура («Каменный гость» Даргомыжского), Любава и Любаша («Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Россини), а также роли в спектаклях «Орландо, Орландо» Генделя – Габриэля Прокофьева, «Альфа и Омега»Гиля Шохата.

    В 2021 году дебютировала в опере «Кармен» Бизе (главная партия), в 2022 году выступила в партиях Амнерис («Аида» Верди) и Любови Кочубей («Мазепа» Чайковского). 

    Татьяна Левина

    Татьяна Левина родилась в Москве в семье музыкантов. Окончила Детскую музыкальную школу имени И. О. Дунаевского по классу фортепиано. Вокалом начала заниматься в возрасте четырех лет в детской группе Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, на сцене которого позднее исполняла партии в спектаклях «Давайте создадим оперу!» Бриттена (главная роль – Сэм, Маленький трубочист), «Волшебная флейта» Моцарта, «Приключения Чиполлино» Камышевой, «Ростовское действо» и симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева. Принимала участие в премьере оперы «Кровавая свадьба» Чалаева.

    В 2018 году окончила Российский институт театрального искусства (ГИТИС, факультет музыкального театра, мастерская Дмитрия Бертмана). Исполняла партии Маженки («Проданная невеста» Сметаны) и Милюковой («Неизвестный Чайковский») на сцене Учебного театра, участвовала в премьере оперы «Женитьба Фигаренко» Таривердиева в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» (партия Альмавивовой), а также спела партию Блонды («Похищение из сераля» Моцарта) на гастролях в Барнауле. 

    Выступала в Камерном зале Московской филармонии, Музее имени Н. К. Рериха, Российско-немецком доме в Москве. Лауреат конкурса молодых певцов в рамках IV Международного фестиваля искусств имени П. И. Чайковского в Клину (2018).

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    22 сентября в 19:00