Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Вещь в себе: Шнитке – Concerto
grosso № 1.
Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев

воскресенье, 20:00

В программе:

Шнитке
Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнного оркестра

Концерт-лекция в одном отделении
Абонемент продан

«Вещь в себе» – просветительский цикл Московской филармонии, раскрывающий широкой аудитории загадки знаковых сочинений XX–XXI столетий: в предыдущих программах звучали Tabula Rasa Арво Пярта, «Стикс» Гии Канчели, «Музыка пустыни» Стива Райха, «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Очередной концерт абонемента посвящен Альфреду Шнитке и одному из самых известных его произведений. 

Как полагает автор и ведущий цикла «Вещь в себе» Ярослав Тимофеев, любой настоящий шедевр – вещь в себе: многослойное, таинственное и неисчерпаемое творение. В каждом концерте Тимофеев подбирает ключи к одному музыкальному произведению XX–XXI веков, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижеров. Concerto grosso № 1 (1977) стал своего рода визитной карточкой Альфреда Шнитке, одного из крупнейших отечественных композиторов второй половины ХХ столетия. Для Шнитке сочинение оказалось новым словом в разработке метода полистилистики, где элементы самых разных и даже взаимоисключающих стилей сливаются в единое целое.

Сам Шнитке формулировал эту задачу как «...преодоление разрыва между “Е” (Ernst – серьезная музыка) и “U” (Unter haltung – развлекательная музыка), даже если я при этом сломаю себе шею. Мне мерещится утопия единого стиля, где фрагменты Е и U представляются не шуточными вкраплениями, а элементами многообразной музыкальной реальности. Поэтому в рамках Concerto grosso я ввел некоторые несогласующиеся со стилем отрывки (которые раньше были отрывками музыки для кино): бойкий детский хорал, ностальгически-атональную серенаду – трио, гарантированно подлинного Корелли (сделано в СССР) и любимое танго моей бабушки, которое играет ее прабабушка на клавесине». Упомянутое Танго, изначально созданное для фильма «Агония» Элема Климова, стало одной из самых известных мелодий Шнитке.

Concerto grosso № 1 написан для звездной пары – скрипачей Гидона Кремера и Татьяны Гринденко, лауреатов IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Они неоднократно записывали сочинение и множество раз исполняли его, в том числе с участием автора в качестве пианиста. Впоследствии Шнитке создал еще пять произведений в жанре concerto grosso для разных инструментальных составов. Оценить Concerto grosso № 1 как важнейший этап творческого пути композитора, почувствовать атмосферу времени, когда рождалось сочинение, слушателям поможет Ярослав Тимофеев. Следующий концерт цикла состоится 16 марта 2023 года, в программе – «Музыка для струнных, ударных и челесты» Бартока.

Другие
концерты этого абонемента