Продолжается
новый абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский», рассчитанный на
несколько сезонов. Второй концерт начнется малоизвестными оркестровками пьес
Шопена и завершится знаменитой «Жар-птицей» – первым крупным триумфом
Стравинского. Прозвучит полная версия балета; от одноименных оркестровых сюит
ее отличает не только продолжительность, но и богатство инструментовки,
ошеломившей первых зрителей. С успеха «Жар-птицы» началась международная
карьера композитора – одна из самых ярких и важных глав в истории музыки ХХ
века.
Этой главы
могло бы не быть без Сергея Дягилева – великого импресарио, заказавшего балет
фактически начинающему автору. Первым сочинением Стравинского, которое услышал
Дягилев, стало «Фантастическое скерцо», прозвучавшее в одном из концертов
Александра Зилоти, выдающегося дирижера и пианиста; под его же управлением
вскоре была впервые исполнена оркестровая миниатюра «Фейерверк». Зилоти также
заказал Стравинскому инструментовку двух «Песен о блохе» на стихи Гёте –
Бетховена и Мусоргского – для концерта с участием Фёдора Шаляпина. Как и
«Фейерверк», обе они включены в нынешнюю программу.
Концерт
открывается оркестровками двух пьес Шопена, на которых Дягилев проверял
мастерство Стравинского – своего будущего композитора номер один. Именно этот
заказ положил начало их сотрудничеству, изменившему судьбы искусства ХХ
столетия. Оркестровки были сделаны для постановки балета «Сильфиды» и долго
считались утерянными – публикация состоялась уже на рубеже XX–XXI веков. В наше
время Ноктюрн и Большой блестящий вальс впервые исполнил дирижер Александр
Лазарев.
Абонемент «Весь Стравинский»
предполагает исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря
Стравинского, включая те, что практически не звучат в России. Впервые в истории
в одном концертном цикле наследие композитора планируется представить
полностью. Проводником в мир
Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев, а первоклассные
коллективы и музыканты исполняют наряду с хрестоматийными произведениями
раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.