Весь Стравинский. Первый год цикла.
Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев.
Госоркестр России имени
Е. Ф. Светланова, Арсентий Ткаченко

суббота, 19:00

В программе:

Шопен
Ноктюрн, соч. 32 № 2 (оркестровка И. Стравинского, 1909)
Большой блестящий вальс, соч. 18 (оркестровка И. Стравинского, 1909)

Стравинский
«Жар-птица» (1910)
«Фейерверк», ор. 4 (1909)

Бетховен
«Из “Фауста” Гёте» («Песня о блохе») ор. 75 № 3 для голоса и фортепиано (оркестровка И. Стравинского, 1909)

Мусоргский
«Песня о блохе» для голоса и фортепиано (оркестровка И. Стравинского, 1909)

Абонемент продан

Продолжается новый абонемент Московской филармонии «Весь Стравинский», рассчитанный на несколько сезонов. Второй концерт начнется малоизвестными оркестровками пьес Шопена и завершится знаменитой «Жар-птицей» – первым крупным триумфом Стравинского. Прозвучит полная версия балета; от одноименных оркестровых сюит ее отличает не только продолжительность, но и богатство инструментовки, ошеломившей первых зрителей. С успеха «Жар-птицы» началась международная карьера композитора – одна из самых ярких и важных глав в истории музыки ХХ века.

Этой главы могло бы не быть без Сергея Дягилева – великого импресарио, заказавшего балет фактически начинающему автору. Первым сочинением Стравинского, которое услышал Дягилев, стало «Фантастическое скерцо», прозвучавшее в одном из концертов Александра Зилоти, выдающегося дирижера и пианиста; под его же управлением вскоре была впервые исполнена оркестровая миниатюра «Фейерверк». Зилоти также заказал Стравинскому инструментовку двух «Песен о блохе» на стихи Гёте – Бетховена и Мусоргского – для концерта с участием Фёдора Шаляпина. Как и «Фейерверк», обе они включены в нынешнюю программу.

Концерт открывается оркестровками двух пьес Шопена, на которых Дягилев проверял мастерство Стравинского – своего будущего композитора номер один. Именно этот заказ положил начало их сотрудничеству, изменившему судьбы искусства ХХ столетия. Оркестровки были сделаны для постановки балета «Сильфиды» и долго считались утерянными – публикация состоялась уже на рубеже XX–XXI веков. В наше время Ноктюрн и Большой блестящий вальс впервые исполнил дирижер Александр Лазарев.

Абонемент «Весь Стравинский» предполагает исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского, включая те, что практически не звучат в России. Впервые в истории в одном концертном цикле наследие композитора планируется представить полностью. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев, а первоклассные коллективы и музыканты исполняют наряду с хрестоматийными произведениями раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям. 

Другие
концерты этого абонемента

«Весь Стравинский»

суббота 19:00
абонемент № 56

, суббота
абонемент № 56

Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Весь Стравинский»

Ярослав Тимофеев ведущий, автор цикла
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Филипп Чижевский дирижер
Дмитрий Чеблыков баритон

Стравинский
«Звездоликий» — кантата для мужского хора и оркестра на стихи Константина Бальмонта (1912)
Два стихотворения Поля Верлена для баритона и малого оркестра (1910, ред. 1951)
Заключительный хор для «Хованщины» на темы Мусоргского и подлинные раскольничьи (1913). Реконструкция Ярослава Тимофеева, мировая премьера
«Петрушка» (1911)

Мусоргский
Ария Шакловитого из оперы «Хованщина» в оркестровке Игоря Стравинского (1913). Реконструкция Ярослава Тимофеева, мировая премьера