Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Александр Лазарев, Вадим Руденко : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр,
    Александр Лазарев, Вадим Руденко

    22 апреля 2023, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    (150 лет со дня рождения)
    «Алеко», опера в концертном исполнении
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №64:

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра – 117 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за первые три сезона он провел 119 концертов, выступив более чем в 20 российских городах – от Улан-Удэ до Пскова, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.

    Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv.Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской культуры и письменности. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Пинхас Цукерман, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев, выступают звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). Оркестр участвует в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Локшина, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Циммермана, Штауда, Видмана и Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. В афише сезона 2019/20 появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодежкой”». Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. В ноябре 2020 года коллектив выступил на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство».

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, французского ансамбля Matheus, Королевского оркестра амстердамского Консертгебау, Филармонического оркестра Цюрихской оперы, Национального оркестра Капитолия Тулузы, Бостонского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио, Иерусалимского квартета, университетов Бостона, Штутгарта, Граца, Лугано и Брюсселя. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии.

    Сезон 2019/20 был насыщен новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. Оркестр выступал под управлением Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Александра Ведерникова, Жан-Кристофа Спинози, Кристиана Ярви, Томаса Зандерлинга, Александра Сладковского, Антонелло Манакорды, Валентина Урюпина, Александра Анисимова, Максима Емельянычева и других дирижеров. В сезоне 2020/21 концерты коллектива прошли под управлением таких мастеров, как Шарль Дютуа, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Василий Петренко, Юлиан Рахлин, Василий Синайский, при участии прославленных солистов – в их числе Денис Мацуев, Александр Канторов, Николай Луганский, Вадим Руденко, Александр Романовский, Филипп Копачевский, Вадим Репин, Петр Бечала. 

    В сезоне 2021/22 оркестр выступил со всемирно известными дирижерами; в их числе Александр Лазарев, Филипп Херревеге, Марк Минковски, Пааво Ярви, Максим Емельянычев, Туган Сохиев, Лионель Бренгье. Среди солистов, участвовавших в программах сезона, – Максим Венгеров, Каролин Видман, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева, Пьер-Лоран Эмар, Тамара Стефанович и другие. Оркестр участвовал в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии, в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», концертном исполнении оперы «Волшебная флейта» Моцарта и других важнейших событиях сезона. В сезоне 2022/23 коллектив участвует в абонементах «Язык музыки», «Другое пространство. Continuo», «Вещь в себе».

    Молодежный оркестр – важный кадровый ресурс: сегодня уже более 30 человек, воспитанников РНМСО, работают в лучших оркестрах страны. Ежегодно РНМСО проводит всероссийский конкурс молодых артистов оркестра, который собирает в Москве лучших молодых инструменталистов оркестровых специальностей. Лауреаты конкурса получают приглашение на позицию штатного артиста или стажера Молодежного оркестра. Таким образом РНМСО выполняет важную функцию профессионального лифта – он открывает самым талантливым музыкантам дорогу к вершинам исполнительского искусства. 

    Александр Лазарев

    Александр Лазарев – выдающийся дирижер современности, народный артист России (1982). Родился в 1945 году в Москве. Дирижированию обучался у Лео Гинзбурга в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, в следующем году – I премию и золотую медаль на Международном конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине.

    С 1973 года работал в Большом театре, где в 1974 году выступил музыкальным руководителем первой постановки оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер – Борис Покровский). В 1978 году основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; осуществил с ансамблем ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 году удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987–1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. В этот период состоялись гастроли труппы в Токио, Милане (Ла Скала), на Эдинбургском фестивале и в Нью-Йорке (Метрополитен-опера).

    В Большом театре Александр Лазарев вел оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балеты «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

    Под музыкальным руководством Лазарева были поставлены оперы «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Несколько спектаклей («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») сняты телевидением. Кроме того, с Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр вещательной корпорации NHK(Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами Королевского театра де ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

    Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Александр Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 гг. – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, с 1994 – главный приглашенный, в 1997–2005 гг. – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность. 

    В 2008–2016 гг. Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Прокофьева, Рахманинова, ряд симфоний Глазунова и Шостаковича.

    Александр Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, ГСО «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку оперы «Хованщина» Мусоргского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Спектакль был также удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» по итогам сезона 2014/15.

    Среди работ Александра Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Р. Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.

    Вадим Руденко

    Вадим Руденко родился в 1967 году в Краснодаре. С 4 лет начал обучаться игре на фортепиано под руководством Нелли Межлумовой, в 7 лет дал первый сольный концерт. С 1975 года обучался в ЦМШ при Московской консерватории в классе Анны Артоболевской, его наставниками были также Владимир Суханов и профессор Дмитрий Башкиров. В 1994 году окончил Московскую государственную консерваторию, в 1996 году – аспирантуру (класс профессора Сергея Доренского).

    Лауреат международных конкурсов «Концертино Прага» (1982), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1991), имени Паломы О’Ши в Сантандере (1992), имени Дж. Б. Виотти в Верчелли (1993), имени П. И. Чайковского в Москве (1994, III премия; 1998, II премия), имени Святослава Рихтера в Москве (2005, IV премия).

    Выступления пианиста проходят в Европе, США, Бразилии, Канаде, странах Юго-Восточной Азии на известнейших концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Кёльна, Милана, Токио, Мадрида, Брюсселя, Амстердама, Парижа, Праги, Зальцбурга, Рио-де-Жанейро, Мюнхена, Цюриха, Сеула и др.

    Постоянный участник фестивалей «Звезды на Байкале» в Иркутске, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивалей в Варшаве, Ньюпорте (США), Рисёре (Норвегия), Ла-Рок-д'Антероне, Руре, Нанте (Франция), «Каринтийское лето» (Австрия), фестиваля Иегуди Менухина в Гштааде, Летнего фестиваля в Лугано (Швейцария), имени П. И. Чайковского в Воткинске, Crescendo и многих других в России и за рубежом.

    Выступал с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, АСО Московской филармонии, БСО имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, ЗКР оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», оркестрами Консертгебау, Баварского радио, зальцбургского Моцартеума, японской корпорации NHK, Радио Франс, Оркестром де Пари, филармоническими оркестрами Роттердама, Варшавы, Праги, Токийским симфоническим, Бельгийским национальным, Оркестром Итальянской Швейцарии, Национальным симфоническим оркестром Украины, Camerata Salzburg и многими другими. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Евгений Светланов, Арнольд Кац, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Юрий Темирканов, Юрий Симонов, Василий Синайский, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Александр Ведерников, Андрей Борейко, Дмитрий Лисс, Николай Алексеев, Михаил Щербаков, Владимир Понькин, Владимир Зива, Ион Марин, Василий Сиренко.

    Пианист часто выступает с программами камерной музыки, особенно известен его дуэт с Николаем Луганским, сложившийся еще в годы учебы музыкантов в Московской консерватории. Записал несколько компакт-дисков (сольных и в ансамбле) на фирмах Meldac (Япония), Pavane Records (Бельгия). Записи пианиста не раз получали высокие оценки в музыкальной прессе многих стран мира. 

    Музыкант проводит дает мастер-классы в Бельгии, Нидерландах, Франции, Бразилии, Японии. Неоднократно участвовал в работе жюри международных конкурсов пианистов, в том числе имени Владимира Горовица и «Сбербанк ДЕБЮТ» в Киеве, имени М. А. Балакирева в Краснодаре. С 2015 года преподает специальное фортепиано в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей»

    Академический Большой хор (АБХ) был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. 

    В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

    За 90 лет хор исполнил более 15000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-при конкурса грамзаписей в Париже, Золотая медаль в Валенсии). 

    В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие АБХ. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков). 

    В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие. 

    В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина. 

    Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других. 

    Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    31 января в 19:00