Musica sacra nova. Назад к авангарду вперед

суббота, 19:00

В программе:

Сысоев
«Реквием. Территория печали» для хора, солистов и авторской электроники (2024) (мировая премьера в рамках программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России)

Караманов
Симфония № 22 «Бысть» из одноименного симфонического цикла (1981)

Билеты проданы

Третий сезон совместного проекта Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова Musica sacra nova закольцовывает триптих абонементов, посвященных поискам отечественных композиторов последнего столетия в области сакральной музыки, с акцентом на сочинениях 1960–2000-х годов. Концепция программ сезона 2024/25, объединенных под заголовком «Назад к авангарду вперед», предполагает наблюдение за разветвлением путей авангарда в истории сакральной музыки второй половины ХХ – начала XXI веков. Импульсом к названию третьего года цикла послужила книга «Назад к Волконскому вперед» Марка Пекарского (2005). Парафраз заглавия в концепции абонемента отсылает к личности одного из лидеров послевоенного отечественного авангарда – князя Андрея Волконского.

«Хотя Реквием написан на традиционные латинские тексты, он имеет и нетрадиционный подзаголовок "Территория печали", – рассказывает Алексей Сысоев. – Мне важно было подчеркнуть этим словосочетанием те важные вещи, которые присутствуют в моей музыке, – работу с пространством и чувство всепоглощающей печали: одна только часть Lacrimosa, например, звучит в трех разных вариантах. Сочинение создано специально для выдающегося вокального ансамбля Intrada в рамках проекта Союза композиторов России "Ноты и квоты" и является своеобразным продолжением других моих вокальных работ, написанных для них же».

Гимн II Николая Корндорфа – одно из его сочинений 1980-х, в которых композитор обращается к тональности, диатонике, отказывается от драматургии конфликтного типа в пользу процессуальности развития одного образа-состояния. Композиции этого периода знаменуют формирование особой стилевой системы, которая может быть трактована в качестве авторской версии минимализма. «Минимализм был для меня глотком свежего воздуха, – объяснял композитор. – Не глотком, а просто свежим ветром. Не столько его "безмозглость", сколько потенциальные пантеистически-религиозные образы, которые оказались возможными для выражения именно благодаря минималистическим приемам. Ведь до этого царил полный отказ от гармонической функциональности. То есть заезженная функциональность мешала многим композиторам работать с тональностью – допустим, писать музыку в мажоре. А тут выяснилось, что можно ее избежать, если использовать только один аккорд».

1965 год стал началом нового летоисчисления в творческой биографии Алемдара Караманова: это проявилось в возвращении композитора из Москвы в родной Симферополь и создании цикла из четырех симфоний по четырем Евангелиям – «Совершишася». Создание огромных симфонических макроциклов стало для композитора процессом длительного высказывания и длилось не один год. Два макроцикла Караманов называет: «Совершишася» – «симфоническое музыкальное Евангелие», и «Бысть» – «симфонический музыкальный Апокалипсис». Название цикла «Бысть» взято из 17-го стиха шестнадцатой главы Откровения Святого Иоанна Богослова. Это слово в переводе с церковнославянского также означает – совершилось: «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!»

Другие
концерты этого абонемента