В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Зуркас Тепла (электроника)
Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
Абонемент №143:
«Новая музыка»
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» создан в 1982 году известной скрипачкой Татьяной Гринденко. С 1987
года он входит в состав Московской филармонии. «Академия» стала одним из
пионеров исторически ориентированного исполнительства в России. Музыканты играют
на старинных инструментах с использованием барочных смычков, исполняя музыку Монтеверди,
Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Пёрселла, Букстехуде, И. С.
Баха и его сыновей, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина,
Бортнянского, Пашкевича и многих их современников.
Мировую славу принесли ансамблю выступления на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие.
Начиная с 1990-х годов репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. В 1999 году специально для исполнения современной музыки на базе «Академии» Татьяна Гринденко создала ансамбль Opus Posth. В репертуар коллектива вошли сочинения Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова, Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова.
Ансамбль участвовал в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер – Анатолий Васильев, композитор – Владимир Мартынов, Москва, 1999). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок.
Ансамблем представлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 году Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова), и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер – Екатерина Поспелова, дирижер – Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием ансамбля была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер – Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети Выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем «Хуун-Хуур-Ту».
Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. осуществлены многочисленные аудиозаписи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.
Владимир Мартынов родился в 1946
году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И.
Чайковского по классу композиции в 1970 году у Николая Сидельникова и по
фортепиано – в 1971 году у Михаила Межлумова.
Собирал и исследовал фольклор, объездил с экспедициями различные районы России, Северный Кавказ, Центральный Памир, горный Таджикистан. С 1973 года работал в Московской экспериментальной студии электронной музыки, где реализовал ряд электронных композиций.
В 1975–1976 гг. участвовал как исполнитель на блокфлейте в концертах ансамбля старинной музыки, исполняющего произведения Италии, Франции, Испании XIII–XIV веков. Играл на клавишных в рок-группе «Форпост», тогда же создал рок-оперу «Серафические видения Франциска Ассизского» (исполнялась в Таллине в 1978 году). Вскоре решил посвятить себя религиозному служению, в 1979–1997 гг. преподавал в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей. В 1984 году вернулся к композиции.
Автор ряда книг, среди которых «Автоархеология», «Время Алисы», «Конец времени композиторов», «Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе», «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси», «Пестрые прутья Иакова», «Казус Vita Nova». Поводом для появления последней стала мировая премьера оперы Мартынова Vita Nova, представленной в концертном исполнении под управлением Владимира Юровского (Лондон, Нью-Йорк, 2009).
Среди крупнейших произведений Мартынова – «Илиада», «Страстные песни», «Танцы на берегу», «Войдите», «Плач Иеремии», «Апокалипсис», «Ночь в Галиции», «Магнификат», «Реквием», «Упражнения и танцы Гвидо», «Распорядок дня», «Листок из альбома». Автор музыки к ряду театральных постановок и нескольким десяткам мультипликационных, кино- и телефильмов, среди которых «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Николай Вавилов», «Кто, если не мы», «Раскол». В 2013 году выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы «Князь Игорь» Бородина (постановка Юрия Любимова).
Среди исполнителей музыки Мартынова – Татьяна Гринденко, Леонид Фёдоров, Алексей Любимов, Марк Пекарский, Гидон Кремер, Антон Батагов, Светлана Савенко, Ансамбль Дмитрия Покровского, «Кронос-квартет». С 2002 года в Москве проходит ежегодный фестиваль Владимира Мартынова.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002).