«Игра света и тени» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Игра света и тени»

    8 октября 2022, начало в 19:00

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    В программе:

    М. Маре, Р. де Визе, Ж. Б. Форкре, А. Форкре

    Музыка французских композиторов XVII—XVIII веков

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №180:

    Ансамбль старинной музыки «Musica Tempora»

    Идея сопоставления света и тени пронизывает все искусство барокко, наполняя таинственным содержанием шедевры живописи, архитектуры, литературы и музыки. В музыкальном искусстве Франции XVII–XVIII веков появляется понятие clair obscur («светотень»), заимствованное из художественной практики. Его главная черта ­­– контраст, противопоставление двух начал, немыслимых друг без друга.

    Этот контраст воплощают два самых ярких музыканта того времени – два композитора и исполнителя на виолах, служившие при королевском дворе: Марен Маре и Антуан Форкре. Первый получил прозвище «ангел виолы да гамба»; второй отличался неистовым темпераментом и, по словам современников, играл «словно сам сатана».

    Игру Марена Маре (1656–1728) отличали особая грациозность и безупречное мастерство. Лучшие его сочинения были изданы в Париже; танцевальные сюиты и пьесы-портреты для одной и двух виол, камерные трио являлись неотъемлемой частью концертов при королевском дворе. Антуан Форкре (ок. 1671–1745) с 5 лет участвовал в придворных концертах, поражая слушателей виртуозностью, эмоциональностью и блестящими импровизациями. Сам король Людовик XIV называл его «мое маленькое чудо». В 20 лет Форкре стал придворным музыкантом и учителем музыки будущих регентов. Часть сочинений Антуана Форкре сохранилась только благодаря усилиям его сына Жана-Батиста, чья музыка тоже вошла в программу концерта.

    Кроме того, прозвучат пьесы Робера де Визе (1658–1733) – гитариста, лютниста и композитора, члена «Королевского музыкального общества», обучавшего игре на барочной гитаре самого Людовика XIV. Де Визе посвятил сиятельному французскому монарху «Сборник пьес для гитары», пронизанный духом величия и пышности, который так почитали в Версале. 

    Ансамбль старинной музыки Musica Tempora

    Ансамбль Musica Тempora создан в 2010 году по инициативе клавесинистки Дарьи Борковской. В его состав вошли исполнители стариной музыки на исторических инструментах, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, участники престижных отечественных и европейских фестивалей.

    Название ансамбля (изначально Musica vs Tempora) можно перевести как «музыка и времена». В репертуаре коллектива – музыка разных эпох, от европейского барокко и раннего классицизма до сочинений современных авторов, специально написанных для исторических инструментов. Одной из главных задач коллектива является поиск редких сочинений, по той или иной причине ускользнувших от внимания исполнителей.

    В течение последних 10 лет ансамбль Musica Tempora осуществил несколько совместных проектов с ведущими солистами и коллективами, специализирующимися в области исторического исполнительства. Среди них Алексей Любимов, Александр Рудин, Олег Худяков, Сергей Полтавский, Алиса Тен, Рубен Дубровский, Линде Брунмайр-Тутц, Кристиан Гуртнер, Морис Штегер, Джузеппе Петрелла, Джоаккино де Падова; ансамбли «Орфарион», Telemann Consort, La Villa Barocca, Pratum Integrum, Collegium Musicum, Time of Dance.

    Ансамбль проводит ежегодные тематические циклы концертов в Москве и других городах России, в том числе «Пять столетий клавира», «Музыкальный Парнас», «Исторические спирали».

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    24 марта в 19:00