«Одинокие странники». Крам, Вивье, Айвз : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Одинокие странники». Крам, Вивье, Айвз

    18 октября 2023

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Крам
    «Макрокосмос I» – 12 фантазий по знакам Зодиака для приготовленного фортепиано
    Вивье
    Пьеса для виолончели и фортепиано
    Айвз
    Трио для скрипки, виолончели и фортепиано

    12+

    Абонемент №130:

    Миры современной музыки. «Знаки времени»

    Новый сезон абонемента «Миры современной музыки. Знаки времени» ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-Ансамбль) посвящен композиторам последнего столетия. Среди них и признанные классики XX века – Чарльз Айвз и Лучано Берио; и те, кому было суждено пополнить ряд «одиноких странников», – Джордж Крам, Клод Вивье, Николай Корндорф; и наши выдающиеся современники – Хельмут Лахенман, Сальваторе Шаррино, Беат Фуррер. Первый концерт цикла посвящен творчеству авторов, каждый из которых остался в стороне от магистральных музыкальных течений, сформировав собственный стиль, – американцев Чарльза Айвза и Джорджа Крама, а также канадца Клода Вивье.

    Чарльз Айвз (1874–1954) считается одним из основателей американской композиторской школы, предвосхитившим многие современные техники. Его творчество получило мировое признание далеко не сразу – сочинения Айвза опередили свое время и при жизни автора исполнялись незаслуженно редко. Музыка Айвза – почти кинематографический монтаж разнородных стилей и жанров, появившийся задолго до рождения термина «полистилистика». Наряду с церковными и светскими гимнами, популярными песнями, фрагментами из шедевров классиков Айвз цитировал и собственную музыку, не делая между источниками большой разницы. Фортепианное трио – яркий тому пример.

    Джордж Крам (1929–2022) не пошел по пути сериализма, охватившего западноевропейский и отчасти американский музыкальный мир во второй половине XX века. Свое внимание он сосредоточил на тембральных поисках – использовал нестандартные приемы игры, препарирование инструментов и электронное усиление звука, добиваясь тончайших оттенков динамики. Предельно сложный цикл Крама «Макрокосмос I» («Двенадцать пьес-фантазий по знакам Зодиака») расширяет технические возможности фортепиано и бросает вызов традиционной нотации: некоторые пьесы записаны в форме креста, круга или спирали.

    Клод Вивье (1948–1983) изучал электроакустическую музыку под руководством Карлхайнца Штокхаузена в Кёльне, также учился в Нидерландах и во Франции. В 1976 году предпринял путешествие на Дальний Восток, оказавшее сильнейшее воздействие на его творчество. Музыку Вивье высоко ценил Дьёрдь Лигети, отмечая влияния церковной псалмодии и григорианского пения, индийской музыки, Скрябина, Мессиана, Стравинского. Пьеса для виолончели и фортепиано входит в цикл сочинений, написанных Вивье по заказу одного из исполнительских конкурсов Канады.

    ГАМ-Ансамбль

    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки», «Связь времён».

    Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан). 

    2017–2022: ГАМ-Ансамбль – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КОOPERAЦИЯ» (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

    В 2012 году проект «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями ГАМ-Ансамбля становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019), Алина Подзорова (2023). 

    В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.

    Александр Тростянский

    Александр Тростянский родился в 1972 году в семье музыкантов. Обучался игре на скрипке в ДМШ № 7 Новосибирска у своего отца Бориса Тростянского, затем в Средней специальной музыкальной школе при Новосибирской консерватории (класс профессора Матвея Либермана) и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Ирины Бочковой). После окончания консерватории совершенствовался в ассистентуре-стажировке.

    Лауреат международного конкурса «Премия Паганини» в Генуе (1990), Международного конкурса Центра Орфорд в Канаде (1996, I премия), конкурса «Франц Шуберт и музыка ХХ века» в Граце (1997, III премия) и Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1998).

    С 1996 года начал преподавательскую деятельность в Московской консерватории как ассистент профессора Ирины Бочковой, с 1999 года ведет собственный класс; ныне профессор кафедры скрипки под руководством Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер-классы в городах России и за рубежом. Постоянный участник музыкальных академий Юрия Башмета для детей и юношества.

    География выступлений артиста включает более 100 городов России и 30 стран мира. Неоднократно принимал участие в известных музыкальных фестивалях в России и за рубежом. 

    В репертуаре музыканта – более 60 концертов для скрипки с оркестром, огромное количество камерной музыки, произведения современных композиторов, многие из которых ему посвящены. Представляет также нестандартные программы, в числе которых проект «Цветомузыка» (в нем музыкант совместил звуковой и колористический планы в соответствии с собственным ощущением «цветного слуха») и программа «Чужие песни» из произведений, написанных для других инструментов. 

    Осуществил ряд фондовых записей на Радио-1. Диски музыканта выпущены звукозаписывающими компаниями Vista Vera, Chandos, NAXOS, Dowani, Egan Records. В 2005 году записал сонаты Галины Уствольской и Валентина Сильвестрова с пианистом Алексеем Любимовым (ECM).

    В 2007 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».

    В 2022 году дебютировал в качестве альтиста.

    Ольга Галочкина

    Ольга Галочкина родилась в Москве. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Стефана Кальянова), Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку (класс профессора Наталии Шаховской). 

    Выступает как солистка и в составе камерных ансамблей. Активно участвует в популяризации современной музыки, является первой исполнительницей произведений многих российских композиторов, впервые в России представила ряд произведений ведущих зарубежных авторов.

    С 1999 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». С 2007 года – артистка Государственного квартета имени С. С. Прокофьева. Выступает в дуэте с пианисткой Моной Хабой. Гастролировала в городах России, Австрии, Испании, Германии, Швейцарии и Франции. 

    Совмещает концертную деятельность с преподаванием в Московской консерватории, Академическом музыкальном училище при МГК и Центральной музыкальной школе. Ранее работала в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. Среди учеников Ольги Галочкиной – лауреаты международных конкурсов, солисты и артисты ведущих оркестров Москвы.

    Мона Хаба

    Мона Хаба родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку, где ее наставниками были профессора Глеб Аксельрод и Леонид Живов. 

    После окончания консерватории работала в Большом театре в качестве музыкального ассистента Владимира Васильева на постановках балетов «Макбет», «Золушка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Балда», а также исполняла партию фортепиано в его спектаклях «Ностальгия»и «Мастер-класс» на музыку русских и зарубежных композиторов.

    С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». Ведет активную концертную деятельность. Гастролировала в странах Европы, США, Корее, Японии, Мексике, Бразилии, Египте, Израиле, на Бермудах. Принимала участие во многих фестивалях, среди которых «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Другое пространство», фестиваль Эрнста Кшенека, Бетховенский фестиваль в Бонне, Венецианская биеннале, а также в абонементных концертах Московской филармонии.

    Выступала с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским Ансамблем Современной Музыки, ГАМ-ансамблем («Галерея актуальной музыки»), сотрудничала с фаготистом Валерием Поповым, виолончелистом Александром Загоринским, певцами Надеждой Красной и Анатолием Мищевским. Регулярно выступает в дуэте с мужем – пианистом Михаилом Дубовым. 

    В репертуаре пианистки, наряду с сочинениями композиторов XVIII–XIXвв., музыка XX века и сочинения молодых авторов России и зарубежья. Является первым исполнителем ряда новых произведений, в том числе посвященных ей. Участвовала в записи CD на фирмах «Мелодия», Le chant du Monde (Франция), Meldac (Япония), включая серию авторских дисков современных композиторов.

    Преподает в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства (классы специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерский класс). Проводит мастер-классы, выступает с лекциями по вопросам современного музыкального исполнительства и нового фортепианного репертуара в учебных заведениях России и за рубежом.

    Рауф Фархадов

    Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки. 

    Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).

    В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы. 

    Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Соло для троих. ГАМ-Ансамбль,
    Рауф Фархадов

    06.12.2023

    В программе:
    Лахенман
    "Pression" для виолончели соло
    Берио
    Секвенция № 4 для фортепиано
    Секвенция № 14 для виолончели
    Секвенция № 9А для кларнета
    Линдберг
    "Ljud stort, ljud" для кларнета, виолончели и фортепиано
    Андре
    "...als... I" для бас-кларнета, виолончели и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Дуэтные фазы

    13.03.2022

    В программе:
    Булез
    «Структуры. Книга I» для двух фортепиано
    Райх
    Piano Phase для двух фортепиано
    Лигети
    Три пьесы для двух фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Миры современной музыки.
    «Стиль и стилистика:
    минимализм и полистилистика»
    (лекция-концерт № 2)

    13.02.2018

    В программе:
    Айвз
    Three-Page Sonata (Трехстраничная соната) для фортепиано
    Райх
    Proverb (версия для двух сопрано, альтовой флейты, альтового саксофона, виолончели, вибрафона и органа)
    Д. Лэнг
    Sweet Air для флейты, саксофона, скрипики, виолончели и фортепиано
    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    6 декабря в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    14 марта в 19:00