В продаже абонемент Musica sacra nova
11 ноября 2023
Камерный зал Филармонии
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетГенрих Игнац Франц фон Бибер, Джованни Антонио Пандольфи Меалли, Иоганн
Генрих Шмельцер
Абонемент №179:
Солисты оркестра старинной музыки Pratum Integrum
Концерты солистов оркестра Pratum Integrum – уникальная звуковая хрестоматия к воображаемому курсу истории музыки. В первой программе авторитетные знатоки музыкального барокко – скрипач Сергей Фильченко (20 лет занимающий пост концертмейстера Pratum Integrum, а ныне художественный руководитель коллектива) и клавесинистка Ольга Мартынова познакомят слушателей с ранними образцами инструментальной сонаты. Созданные во второй половине XVII века, по форме они еще далеки от сонатных циклов эпохи классицизма. Их объединяет близость к сюите, сочетание контрастных эпизодов; некоторые из них имеют программные заголовки, иные адресованы могущественным покровителям и связаны с их деятельностью.
Соната № 4 ре мажор Иоганна Генриха Шмельцера, которого современники называли «немецким Орфеем», построена как вариации с окончанием в виде сарабанды и жиги. Она входит в сборник Sonatae Unarum Fidium, посвященный кардиналу Карло Карафа делла Спина. В названии сборника Шмельцер прославляет католицизм, используя игру слов fides (вера) и fides (скрипка).
Похожа на сюиту и соната Джованни Антонио Пандольфи-Меалли, блестящего итальянского виртуоза, служившего в Инсбруке при дворе принцессы Медичи и опубликовавшего там два сборника сонат. Входящие в опус 3 произведения автор мыслил как женские портреты и назвал женскими именами, соната ля минор La Cesta – в их числе.
Бóльшую известность приобрели сонаты Генриха Игнаца Франца фон Бибера из цикла «Розарий», написанного для зальцбургского архиепископа Максимилиана Гандольфа, покровителя местного Братства Розария. В цикл вошли 15 программных сонат – по числу бусин в католических четках (Розарии), читаемых по ним молитв и основных евангельских сюжетов. 4-я соната посвящена празднику Сретения, 10-я – завершению Страстей Христовых, Распятию.
Сергей Фильченко окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Сотрудничал с различными оркестрами и ансамблями Санкт-Петербурга, в 1990 году присоединился к ансамблю Musica Petropolitana и стал заниматься барочной скрипкой под руководством Марии Леонхард. В составе коллектива был удостоен I премии на конкурсе ансамблей старинной музыки имени Унико ван Вассенара в Амстердаме (1993).
Как солист и участник Playel-Trio (Санкт-Петербург) стал дипломантом международных конкурсов в Брюгге (Бельгия), Амстердаме (Нидерланды) и Роверето (Италия), был удостоен специального приза «За лучшую интерпретацию» на конкурсе имени Пьетро Локателли в Амстердаме.
С 2003 года – концертмейстер первого российского оркестра исторических инструментов Pratum Integrum, с 2023 года – художественный руководитель коллектива.
С 2017 года – художественный руководитель и дирижер барочной капеллы Quantum Satis, с которой выступает в лучших концертных залах Петербурга с прославленными артистами и музыкантами, в числе которых Фарух Рузиматов, Илзе Лиепа, Валер Барна-Сабатус, Василиса Бержанская, Дарья Телятникова и другие.
Выступал и записал более 20 компакт-дисков в сотрудничестве со всемирно известными исполнителями, в том числе с Сигизвальдом Кёйкеном и Тревором Пинноком. Проводил мастер-классы в Великобритании, Италии, Германии и США, участвовал в многочисленных передачах на радио и телевидении.
С 2011 года – приглашенный профессор Гарвардского университета.
Ольга Мартынова окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс фортепиано Тамары Бобович и Юрия Слесарева) и с отличием Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Нины Емельяновой, затем Анатолия Ведерникова, класс клавесина профессора Наталии Гуреевой). Продолжила образование в Школе Бобиньи в Париже, которую окончила с золотой медалью.
Играет на клавесине, молоточковом клавире, романтическом фортепиано. В дуэте A la Russe с Павлом Сербиным стала лауреатом международных конкурсов имени Вассенара в Нидерландах и «Премия Бонпорти» в Италии.
С 2003 года – солистка оркестра Pratum Integrum, в составе которого участвовала в международных программах (Перекрестный год Нидерландов – России, 2013), европейских фестивалях (Oude Musik в Утрехте, Musica Antiqua в Брюгге, Tage alter Musik в Регенсбурге и др.), дала множество концертов в России и за рубежом.
Выступает также с сольными и камерными программами в лучших залах Москвы и различных культурных центров Европы, сотрудничает с Алексеем Любимовым, Иваном Монигетти, Альфредо Бернардини, Дмитрием Синьковским и другими известными музыкантами. В 2016 году совместно с Мариной Катаржновой, Ольгой Ивушейковой и Августом Крепаком организовала ансамбль Gnessin Baroque.
Выпустила несколько альбомов под российско-голландским лейблом Caro Mitis. Запись «Английских сюит» И. С. Баха получила премию Prelude Classical Music Award, запись клавирных сонат И. К. Баха была названа немецким журналом Toccata«диском месяца» и получила оценку 5 звезд в итальянском журнале Musica.
С 1996 года преподает клавесин в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, с 1997 года – клавесин, пианофорте и старинный камерный ансамбль на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.
Постоянный участник жюри международных конкурсов и фестивалей, конференций, просветительских радиопрограмм и лекций, педагог и организатор международных мастер-классов.