В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Абонемент №127:
Лаборатория Musica sacra nova
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». В концертах принимают участие Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки», а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Во втором вечере цикла прозвучат малоизвестные и редко звучащие произведения отечественных и зарубежных авторов XX–XXI веков.
Лера Ауэрбах – редкий пример современного композитора, чувствующего себя комфортно в рамках традиции драматического симфонизма ХХ века; ее творческая манера во многом наследует Шостаковичу и Шнитке. Одно из самых часто звучащих ее сочинений – «Молитва» для скрипки соло, исполняющаяся также в переложениях для других инструментов. Жорж Апергис – французский композитор греческого происхождения, деконструирующий модернистскую музыкальную парадигму, расщепляя ее человеческой речью и актерской игрой. «Тайный реквием» – своего рода звуковая скульптура, в которой соединены нежное бормотание скрипки и сухие звуки клавеса. Паскаль Дюсапен – из числа наиболее исполняемых современных французских авторов; его позднейшим сочинениям свойственны прозрачность и простота языка, тогда как ранние отличаются жесткостью и сложностью – к этому периоду относится произведение для сопрано и кларнета «К Богу» на слова Уильяма Блейка.
«Далекий свет» Александра Вустина – позднее сочинение одного из наиболее самобытных российских композиторов своего поколения (в минувшем году Вустину исполнилось бы 80); широкой публике его имя стало известно благодаря постановке оперы «Влюбленный дьявол» в Московском академическом музыкальном театре. «Гимны» Альфреда Шнитке написаны в разное время для различных составов и лишь позднее объединены в цикл. В центре каждого из четырех ансамблей – виолончель, которая становится тембровым стержнем цикла, поэтому все четыре «Гимна» посвящены виолончелистам – Генриху Шиффу, Валентину Берлинскому, Александру Ивашкину и Каринэ Георгиан. Услышать все «Гимны» в одной программе – редкая возможность.
Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, второй сезон которого продолжается в Зале Чайковского. Первый, посвященный духовной музыке из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад при участии дирижеров Екатерины Антоненко, Валерия Полянского, Филиппа Чижевского. В нынешнем сезоне тема Musica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность».
Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых начал исполнять за рубежом новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.
Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства(Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж), оперный сериал «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский».
Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые проходят по всей России. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Пермский край), где по приглашению ансамбля преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. В 2018–2022 гг. при участии МАСМ проходили «Композиторские читки» Союза композиторов России – четырехдневный интенсив, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные наставления.
МАСМ входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2021 году МАСМ стал лауреатом Московской Арт Премии, в 2022 году – лауреатом Грантов Мэра Москвы. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.