Лаборатория Musica sacra nova.
«Молитвы и гимны»

понедельник, 19:00

В программе:

Ауэрбах
Prayer («Молитва»), редакция для бас-кларнета (российская премьера)

Апергис
Requiem furtif («Тайный реквием») для скрипки и клавеса (российская премьера)

Дюсапен
To God («К Богу») для сопрано и кларнета на слова У. Блейка (российская премьера)

Вустин
«Далёкий свет» для бас-кларнета соло

Шнитке
«Гимны» для камерного ансамбля, соч. 96, соч. 97, соч. 98, соч. 134

Абонемент продан

Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». В концертах принимают участие Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки», а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Во втором вечере цикла прозвучат малоизвестные и редко звучащие произведения отечественных и зарубежных авторов XX–XXI веков. 

Лера Ауэрбах – редкий пример современного композитора, чувствующего себя комфортно в рамках традиции драматического симфонизма ХХ века; ее творческая манера во многом наследует Шостаковичу и Шнитке. Одно из самых часто звучащих ее сочинений – «Молитва» для скрипки соло, исполняющаяся также в переложениях для других инструментов. Жорж Апергис – французский композитор греческого происхождения, деконструирующий модернистскую музыкальную парадигму, расщепляя ее человеческой речью и актерской игрой. «Тайный реквием» – своего рода звуковая скульптура, в которой соединены нежное бормотание скрипки и сухие звуки клавеса. Паскаль Дюсапен – из числа наиболее исполняемых современных французских авторов; его позднейшим сочинениям свойственны прозрачность и простота языка, тогда как ранние отличаются жесткостью и сложностью – к этому периоду относится произведение для сопрано и кларнета «К Богу» на слова Уильяма Блейка. 

«Далекий свет» Александра Вустина – позднее сочинение одного из наиболее самобытных российских композиторов своего поколения (в минувшем году Вустину исполнилось бы 80); широкой публике его имя стало известно благодаря постановке оперы «Влюбленный дьявол» в Московском академическом музыкальном театре. «Гимны» Альфреда Шнитке написаны в разное время для различных составов и лишь позднее объединены в цикл. В центре каждого из четырех ансамблей – виолончель, которая становится тембровым стержнем цикла, поэтому все четыре «Гимна» посвящены виолончелистам – Генриху Шиффу, Валентину Берлинскому, Александру Ивашкину и Каринэ Георгиан. Услышать все «Гимны» в одной программе – редкая возможность. 

Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, второй сезон которого продолжается в Зале Чайковского. Первый, посвященный духовной музыке из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад при участии дирижеров Екатерины Антоненко, Валерия Полянского, Филиппа Чижевского. В нынешнем сезоне тема Musica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». 

Другие
концерты этого абонемента