Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». В концертах принимают участие Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки», а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Во втором вечере цикла прозвучат малоизвестные и редко звучащие произведения отечественных и зарубежных авторов XX–XXI веков.
Лера Ауэрбах – редкий пример современного композитора, чувствующего себя комфортно в рамках традиции драматического симфонизма ХХ века; ее творческая манера во многом наследует Шостаковичу и Шнитке. Одно из самых часто звучащих ее сочинений – «Молитва» для скрипки соло, исполняющаяся также в переложениях для других инструментов. Жорж Апергис – французский композитор греческого происхождения, деконструирующий модернистскую музыкальную парадигму, расщепляя ее человеческой речью и актерской игрой. «Тайный реквием» – своего рода звуковая скульптура, в которой соединены нежное бормотание скрипки и сухие звуки клавеса. Паскаль Дюсапен – из числа наиболее исполняемых современных французских авторов; его позднейшим сочинениям свойственны прозрачность и простота языка, тогда как ранние отличаются жесткостью и сложностью – к этому периоду относится произведение для сопрано и кларнета «К Богу» на слова Уильяма Блейка.
«Далекий свет» Александра Вустина – позднее сочинение одного из наиболее самобытных российских композиторов своего поколения (в минувшем году Вустину исполнилось бы 80); широкой публике его имя стало известно благодаря постановке оперы «Влюбленный дьявол» в Московском академическом музыкальном театре. «Гимны» Альфреда Шнитке написаны в разное время для различных составов и лишь позднее объединены в цикл. В центре каждого из четырех ансамблей – виолончель, которая становится тембровым стержнем цикла, поэтому все четыре «Гимна» посвящены виолончелистам – Генриху Шиффу, Валентину Берлинскому, Александру Ивашкину и Каринэ Георгиан. Услышать все «Гимны» в одной программе – редкая возможность.
Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, второй сезон которого продолжается в Зале Чайковского. Первый, посвященный духовной музыке из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад при участии дирижеров Екатерины Антоненко, Валерия Полянского, Филиппа Чижевского. В нынешнем сезоне тема Musica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность».