Лаборатория Musica sacra nova. Cantiones sacrae. Эволюция духовной музыки a cappella. Восток – Запад : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Лаборатория Musica sacra nova.
    Cantiones sacrae.
    Эволюция духовной музыки a cappella.
    Восток – Запад

    21 апреля 2024

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Вокальный ансамбль Terminus
    Сергей Терентьев, дирижёр
    Татьяна Бикмухаметова (вокал)
    Ксения Лебедева (вокал)

    Хормейстер – Марина Аксёнова

    В программе:

    Знаменный распев (осмогласие) XII–XV веков
    Погласица и воскресная стихира на «Господи воззвах» с догматиком
    Расшифровка Николая Успенского

    «Свете тихий» путевого распева (конец XVI – начало XVII века)
    Расшифровка Максима Бражникова

    «Плач Рахили» («Не плачь, Рахили, зря чада целы…») – псалом петровской эпохи (1700– 1730)
    Расшифровка Сергея Терентьева

    «На Воскресение Христово» («Ликуйте, церкви восточная чада…») – кант петровской эпохи (1700-е – 1730-е)
    Расшифровка Сергея Терентьева

    «На Пасху» – задостойник знаменно-партесный (конец XVII – середина XVIII века)
    Расшифровка Евгения Скурата

    Пашкевич
    «Слава, и ныне: Единородный Сыне» из Литургии св. Иоанна Златоуста (1790-е – 1810) (российская премьера)

    Римский-Корсаков
    «Взыде Бог» – причастен на Вознесение Господне (1880–1890-е)

    Танеев
    «Творяй ангелы»

    Ляпунов
    «Богородице Дево, радуйся» (1922)

    Чесноков
    «Спасение соделал» из цикла «Десять причастных» (1909–1910)

    Гречанинов
    «Милость мира» и «Тебе поем» из Литургии св. Иоанна Златоуста № 4 «Новый обиход» (1943–1945)

    Каретников
    «Песнопения к Святой католической Мессе для исполнения с прихожанами» на русские тексты молитв (1991) (мировая премьера)

    Слонимский
    «Молитва Иоанна с опричниками (игумена с братией). Стихира путевого распева» из оперы «Видения Иоанна Грозного» (1993–1995)

    Вустин
    «Свете тихий» для голоса соло (1999)

    Хильдегарда Бингенская
    O lucidissima Apostolorum turba («О пресветлый апостольский лик») для голоса соло

    Палестрина
    Мотет Jesu, Rex admirabilis («Иисус, Царь удивительный») на слова св. Бернарда Клервоского (1586)

    Гуаюль
    Духовные песни и псалмы на три голоса. Избранное (1589) (мировая премьера)
    Восстановлены Ю. Москвиной

    Шютц
    Мотет Verba mea auribus percipe, Domine («Слова мои да войдут в уши Твои, Господи») из цикла Cantiones sacrae (1625)

    Пёрселл
    Антем Thou knowest, Lord, the Secrets of our Hearts («Ты знаешь, Господи, тайны наших сердец») (1687)

    Горчицкий
    Gloria («Слава») из «Пасхальной мессы» 

    И. С. Бах
    Хорал Jesus Christus, unser Heiland («Иисус Христос, наш Спаситель») BWV 363 (ок. 1725)

    Мендельсон
    Zum Abendsegen («К вечернему богослужению») (1833)

    Дистлер
    Мотет Ich wollt, daß ich daheime wär («Мне бы хотелось быть дома») (1934–1941)

    Холст
    A Hymne to Christ («Гимн Христу») на слова Джона Донна (1940) (российская премьера)

    Дюрюфле
    Ubi caritas («Где милосердие») из «Четырёх мотетов на григорианские темы» (1960)

    Макмиллан
    O Radiant Dawn («О Лучезарный рассвет») из «Стратклайдских мотетов» (2007)

    Пелецис
    «Отче наш» (2021) (российская премьера)

    Румский
    Impera nobis («Царствуй над нами») (2023) (мировая премьера)

    12+

    Абонемент №127:

    Лаборатория Musica sacra nova

    Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Три из них посвящены камерным сочинениям XX–XXI веков, еще в одну вошли образцы духовной хоровой музыки a cappella с XII века до наших дней: «Опыты неисполненной музыки» (31 января), «Молитвы и гимны» (18 марта), «Cantiones Sacrae. Эволюция духовной музыки a cappella. Восток/Запад» (21 апреля), «Пророчества и символы» (14 мая). В концертах принимают участие лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus.

    Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, второй сезон которого стартует в Зале Чайковского 25 февраля. Первый, посвященный духовной музыке из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад при участии вокального ансамбля Intrada, хора Госкапеллы России, ансамбля Questa Musica и дирижеров Екатерины Антоненко, Валерия Полянского, Филиппа Чижевского. В нынешнем сезоне темаMusica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». 

    Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.

    Вокальный ансамбль Terminus

    Вокальный ансамбль Terminus под руководством Сергея Терентьева сформировался в сентябре 2022 года из студентов, выпускников, аспирантов и преподавателей Московской консерватории. 

    Латинское слово terminus в переводе на русский язык означает «приграничный камень» или «пограничный знак». Это емкое понятие резонирует с просветительской миссией, которую поставил перед собой новый коллектив – знакомить публику с редко звучащими вокально-ансамблевыми и хоровыми произведениями разных эпох и стран, музыкой современных композиторов. Ансамбль сотрудничает с музыковедами, изучающими старинную и современную музыку.

    Terminus выступал на многих площадках Москвы, в том числе в Малом зале консерватории, Доме-музее Марины Цветаевой, художественном пространстве Île Thélème, галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка», экспериментальном пространстве AZ ART на Маросейке.

    Сергей Терентьев

    Сергей Терентьев – куратор концертных программ Фонда Николая Каретникова; музыковед, композитор, преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 

    Основатель, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Terminus. Лауреат международных и всероссийских дирижерско-хоровых и композиторских конкурсов. Автор музыковедческих работ и публикаций в СМИ о творчестве современных российских композиторов.

    Сфера научных и профессиональных интересов: вокально-хоровая музыка эпохи Ренессанса, барокко, XX века и начала XXI века; советское неофициальное искусство второй половины XX века; ввод в культурный обиход редко звучащей духовной музыки нескольких поколений композиторов XX века (в качестве дирижера и куратора концертных программ).