Жест (начало и продолжение звука) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Жест (начало и продолжение звука)

    4 апреля 2024

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
    Фёдор Софронов (ведущий)

    Марина Рубинштейн (флейта)
    Игнат Красиков (кларнет)
    Екатерина Кичигина (сопрано)
    Мона Хаба (фортепиано)
    Роман Викулов (скрипка)
    Ольга Галочкина (виолончель)

    В программе:
    Шаррино
    Ai limiti della notte для виолончели
    Фернихоу
    Cassandra’s dream song для флейты
    Кагель
    Recitativarie для поющей клавесинистки
    Донатони
    Clair – две пьесы для кларнета
    Ф. Караев
    «… Вы все еще живы, господин министр?!» для скрипки
    Циммерман
    Présence – белый балет в пяти сценах для скрипки, виолончели и фортепиано (1 и 3 сцены)

    12+

    Абонемент №129:

    Ансамбль «Студия новой музыки»

    В сезоне 2023/24 отмечает 30-летие «Студия новой музыки» – один из ведущих российских ансамблей современной академической музыки. Юбилею коллектива посвящен филармонический абонемент«Время, пространство, число, жест». В концертах цикла ансамбль познакомит слушателей с неочевидными на первый взгляд, но существенными феноменами музыкального языка: временем, пространством, числом и жестом. Сами по себе эти понятия могут казаться умозрительными и недоступными для чувственного восприятия, однако музыка способна превращать абстракции в ощущения: ведь на языке звуков говорит с нами наша память, взывая к нашим эмоциям. В четырех программах «Студия новой музыки» представит самые разные направления и техники ХХ–ХХI веков, в том числе спектрализм, сатурализм, минимализм, стохастика, додекафония, сонорика, инструментальный театр, джаз. 

    Первый концерт посвящен экспериментам с ритмом и слушательским восприятием времени: от медитативности Мессиана и Фелдмана до знаменитой Take Five Брубека. Центральная идея второго вечера – погружение в глубины звука и Вселенную больших звуковых масс: среди полюсов программы – спектральная музыка Жерара Гризе и обращенное к природе творчество Джона Лютера Адамса. В третьем концерте прозвучат сочинения, где своего рода управляющей моделью является число: от фортепианных Вариаций Веберна до Psappha для ударных Ксенакиса. Наконец, в центре внимания четвертого вечера – музыкальный жест как начало и продолжение звука; яркими примерами инструментального театра послужат сочинения Маурисио Кагеля и Фараджа Караева. Автор и ведущий программ – музыковед, композитор, педагог, старший научный сотрудник Центра современной музыки Московской консерватории Федор Софронов.

    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

    Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым.

    В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. За три десятилетия музыканты «Студии» впервые в России исполнили более полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и сочинений в жанре нового музыкального театра. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 новых программ.

    Специально для «Студии» создавали новые опусы Мартен Алтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Роман Леденёв, Мартейн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами – заказу новых сочинений, проведению мастер-классов, лекций и конкурсов (Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона, Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики», Всероссийские семинары по исполнительским техникам). В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.

    Ансамбль активно гастролирует по России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Концертхаусе и филармонии в Берлине, парижском Музыкограде, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Коллектив неоднократно выступал с ансамблями Asko|Schönberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien.

    «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства.

    Один из важных векторов деятельности ансамбля – междисциплинарное взаимодействие. «Студия» сотрудничает с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Центром имени Вс. Мейерхольда, фестивалями «NET – Новый европейский театр» и «ТERRИТОРИЯ», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Московским музеем современного искусства, Московской биеннале, Еврейским музеем центром толерантности, «Премией Кандинского» и др.

    «Студия новой музыки» – базовый ансамбль Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

    В сезоне 2023/24 ансамбль отметил 30-летие. Главное событие юбилейного сезона – проект «СтудияФест», в рамках которого на крупнейших площадках Москвы прошли концерты, образовательные мероприятия, презентации, научные чтения. С 1993 года «Студия» является центром структуры, благодаря которой выстраивалась экосистема новой музыки в России; программа «СтудияФест» демонстрирует, как работает такая структура, редкая не только для нашей страны, но и для зарубежья.

    Фёдор Софронов

    Фёдор Софронов – композитор, музыковед, педагог. Родился в 1971 году в Москве. Окончил композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Романа Леденёва), затем аспирантуру МГК. 

    Стажировался как музыковед в Венском университете. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Джаз в художественной культуре Центральной и Восточной Европы 1920-х годов».

    Преподавал в Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства, Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова.

    С 2005 года преподает в Московской консерватории, в настоящее время – доцент кафедры современной музыки, старший научный сотрудник Центра современной музыки и ведущий тематических программ ансамбля солистов «Студия новой музыки».

    Работал ведущим на радиостанциях «Эхо Москвы», «Радио России», редактором фирмы «Мелодия». Ведущий научный сотрудник отдела музыкальной культуры ГМИИ имени А. С. Пушкина.

    Автор электронной музыки, сочинений для симфонических и камерных составов, музыки к театральным постановкам и кинофильмам, а также статей в научных сборниках и периодике. Член Союза композиторов РФ (2002).