В продаже абонемент Musica sacra nova
Абонемент №131:
Связь времён
Цикл концертов «Связь времен» ансамбля «Галерея актуальной музыки» (GAMEnsemble) посвящен композиторам XIX–XXI веков и их ученикам: личностям с разными, порой несовместимыми творческими взглядами. Абонемент адресован вдумчивым меломанам, которые внимательно следят за преемственностью композиторских поколений, наблюдая, как музыка XXI века рождается из искусства предыдущих столетий. В заключительном концерте цикла прозвучит музыка композиторов, отказавшихся от сложности авангардных техник и систем.
Американец Мортон Фелдман называл себя «законным сыном» Вареза: от старшего коллеги Фелдман перенял внимание в первую очередь к звуку как таковому, а не к способам его организации. Многие сочинения Фелдмана оставляют исполнителю свободу выбора: цикл Durations нотирован без указания метроритма.
Творчество других композиторов программы связано с возвратом к тональной музыке и исследованием ее возможностей. «Вариации на выздоровление Аринушки» эстонца Арво Пярта посвящены дочери автора и написаны в его авторской технике tintinnabuli: одни голоса развивают диатоническую мелодию, другие следуют по устойчивым ступеням лада. Подобно Пярту, киевлянин Валентин Сильвестров в начале пути испробовал разные авангардные техники, но отказался от них в пользу «новой простоты». Музыка американского минималиста Филипа Гласса строится на основе повторяющихся ячеек-паттернов и доступна широкой аудитории: его цикл Glassworks создан специально для прослушивания на кассетных плеерах Walkman.
Пярта, Гласса и Сильвестрова российский композитор Олег Пайбердин называет близкими ему авторами по эстетике и творческим методам. GAMEnsemble представит мировую премьеру его пьесы «Барочные петли»: сочинение построено на принципе прогрессирующих петель-паттернов, а тематический материал пьесы отсылает к музыке барокко.
Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | GAMEnsemble создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки», «Связь времён».
Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).
2017–2022: GAMEnsemble – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КоOPERAция» (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В 2012 году проект «GAMEnsemble: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями GAMEnsemble становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019), Алина Подзорова (2023).
В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.
В 2016 году на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории был создан студенческий струнный квартет A&C (Ancient and Contemporary). С 2020 года ансамбль носит название Vacuum Quartet и специализируется на исполнении музыки второй половины XX – начала XXI вв.
Квартет сотрудничал со многими современными композиторами, среди которых Хельмут Лахенман (Германия), Оскар Бьянки (Швейцария), Ален Гассен (Франция), Яир Клартаг (Израиль), Ольга Раева, Алексей Сысоев, Сергей Невский, Александр Хубеев, Кирилл Широков (Россия); на счету ансамбля более десяти российских и мировых премьер.
Коллектив принимал участие в фестивалях новой музыки reMusik.org в Санкт-Петербурге (художественный руководитель – Мехди Хоссейни), современного российского искусства Karussell в Хеллерау (Дрезден), камерной музыки «Пять вечеров» Союза композиторов России в Москве, X Международной академии композиторов в г. Чайковский, академиях молодых музыкантов Agora Artes в Берлинской академии искусств и Casa del Quartetto («Дом квартета») в Реджо-Эмилия (Италия, художественный руководитель – Франческо Филидеи).
В сезоне 2020/21 Vacuum Quartet начал серию записей сочинений русских композиторов для лейбла Fancy Music.
Анна Бурчик родилась в Москве. Окончила Академический музыкальный колледж при Московской консерватории (класс Сергея Богданова), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Александра Бобровского) и ассистентуру-стажировку МГК (специальность «камерное исполнительство», класс профессора Александра Бондурянского). Лауреат всероссийских и международных конкурсов камерной музыки.
С 2002 года – артистка Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина. C 2005 года сотрудничает с ансамблем солистов «Студия новой музыки». В составе струнного квартета «Студии» гастролировала во многих странах мира. Принимала участие в фестивалях современной музыки в России, странах Европы и США. С 2009 года участница проекта «Перcимфанс», посвященного возрождению деятельности Первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижера. Имеет записи на радио и компакт-дисках.
Юлия Мигунова родилась в
Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М.
И. Глинки (2009, класс Павла Вишневского). В 2009 и 2010 годах проходила
обучение на мастер-классах фестиваля камерной музыки Zeist music days в Зейсте (Нидерланды). Стажировалась у музыкантов Vermeer Quartet (США), Jerusalem Quartet (Израиль), Debussy Quartet (Франция) и у других
известных ансамблистов.
С 2006 года играет в струнном квартете Cantando, в составе которого стала лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей в России, Германии, Франции, Греции и Сербии, а также I Всероссийского музыкального конкурса в Москве.
Активно участвует в фестивалях современной музыки, среди которых «Московский форум», «Московская осень» и «Другое пространство» в Москве, reMusik.org в Санкт-Петербурге, SPOR в Дании, Karussell в Германии, Casa del quartetto в Италии, NeoArte в Польше. Играет в ансамбле «Галерея актуальной музыки» (ГАМ), Московском Ансамбле Современной Музыки (МАСМ), струнном квартете Vacuum и ансамбле CEAM Artists. С 2022 года работает в Центре электроакустической музыки Московской консерватории. Сотрудничает с композиторами из разных стран, участница большого количества мировых и российских премьер.
Мона Хаба родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку, где ее наставниками были профессора Глеб Аксельрод и Леонид Живов.
После окончания консерватории работала в Большом театре в качестве музыкального ассистента Владимира Васильева на постановках балетов «Макбет», «Золушка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Балда», а также исполняла партию фортепиано в его спектаклях «Ностальгия»и «Мастер-класс» на музыку русских и зарубежных композиторов.
С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». Ведет активную концертную деятельность. Гастролировала в странах Европы, США, Корее, Японии, Мексике, Бразилии, Египте, Израиле, на Бермудах. Принимала участие во многих фестивалях, среди которых «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Другое пространство», фестиваль Эрнста Кшенека, Бетховенский фестиваль в Бонне, Венецианская биеннале, а также в абонементных концертах Московской филармонии.
Выступала с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским Ансамблем Современной Музыки, ГАМ-ансамблем («Галерея актуальной музыки»), сотрудничала с фаготистом Валерием Поповым, виолончелистом Александром Загоринским, певцами Надеждой Красной и Анатолием Мищевским. Регулярно выступает в дуэте с мужем – пианистом Михаилом Дубовым.
В репертуаре пианистки, наряду с сочинениями композиторов XVIII–XIXвв., музыка XX века и сочинения молодых авторов России и зарубежья. Является первым исполнителем ряда новых произведений, в том числе посвященных ей. Участвовала в записи CD на фирмах «Мелодия», Le chant du Monde (Франция), Meldac (Япония), включая серию авторских дисков современных композиторов.
Преподает в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства (классы специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерский класс). Проводит мастер-классы, выступает с лекциями по вопросам современного музыкального исполнительства и нового фортепианного репертуара в учебных заведениях России и за рубежом.
Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, председатель Ассоциации современной музыки.
Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).
В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы.
Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.