И музыка, и слово. ХX век: Швеция, Австрия. Автор и ведущий – Алексей Парин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    И музыка, и слово.
    ХX век: Швеция, Австрия.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    19 апреля 2024

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Алексей Парин (автор цикла, ведущий)
    Мария Алиханова (флейта)
    Михаил Турпанов (фортепиано)
    Юра Мансуров (электроника)
    В программе:
    Шельси
    Quays для альтовой флейты соло
    Pwyll для флейты соло
    Фуррер
    Presto для флейты и фортепиано
    Саариахо
    NoaNoa для флейты и электроники
    Мессиан
    «Чёрный дрозд» для флейты и фортепиано
    Штокхаузен
    Thinki для флейты соло
    Дебюсси
    «Песни Билитис» (Шесть античных эпиграфов) для флейты и фортепиано

    Шульхофф
    Соната для флейты и фортепиано

    Г. Экелёф, П. Целан

    12+

    Абонемент №172:

    И музыка, и слово

    Концерты абонемента посвящены европейской поэзии десяти столетий – от XI века до XX: Алексей Парин переводил и созданные около тысячи лет назад песни Крестовых походов со старофранцузского, и баллады Франсуа Вийона, и сонеты Франческо Петрарки, и острые прибаутки дадаистов, тешивших себя злыми шутками уже в ХХ столетии. Голос Парина, знакомый по передачам «Эха Москвы» и «Орфея», из радиоприемников придет к слушателям на сцену Камерного зала. Музыка следует за стихами: в первых программах цикла будут звучать и органон, и средневековая арфа, и виола да гамба, и лютня, и колесная лира. А к стихам романтическим и экспрессионистским присоединятся фортепиано и ударные. В концертах участвуют признанные исполнители музыки эпох средневековья и барокко – ансамбль Laterna Magica,Ольга Комок, Александр Горбунов, Андрес Измайлов, Александр Гулин, Ася Гречищева и другие. 

    Алексей Парин

    Алексей Парин родился в 1944 году в семье ученого-физиолога Василия Парина. Театровед, музыкальный критик, либреттист, поэт, переводчик. Кандидат биологических наук (1971). С начала 1970-х занимается художественным переводом. Редактор более десяти выпусков серии «Библиотека всемирной литературы», составитель ряда антологий зарубежной поэзии. Опубликовал переводы элегий Овидия с латыни, комедий Менандра и «Антигоны» Софокла с древнегреческого, сборники поэзии труверов «Прекрасная дама» и «Французская средневековая лирика». В переводах Парина публиковалась мировая поэзия от Франсуа Вийона до Эзры Паунда и Пауля Целана, книги «Дар не дается бесплатно» Николая Гедды, «Певец и аккомпаниатор» Джеральда Мура, «Отзвук былого» Дитриха Фишера-Дискау.

    Автор более чем 800 статей о музыке, опере и оперных певцах в изданиях России, стран Европы и США. Более 30 лет вел музыкальные передачи на радиостанции «Эхо Москвы», создал и вел программу «Час критики» на радио «Орфей». Возглавлял жюри музыкального театра Национальной театральной премии «Золотая маска» (2000), был главным редактором «Большого журнала Большого театра» (2000–2004).

    Как театровед участвовал в ряде международных конференций, вел семинары, читал лекции и выступал с докладами в университетах Европы (Вена, Цюрих, Инсбрук, Лейпциг, Страсбург, Зальцбург, Брегенц), преподавал в РГГУ и ГИТИСе, руководил Международным семинаром по музыкальному театру в разных городах России (1988–2002). Состоял членом правления Европейской Академии музыкального театра (1995–2001).

    В 1989 году основал Московский оперный клуб в Музее кино. Организатор и художественный руководитель фестиваля «Сакро Арт» в Локкуме, снискавшего признание российской и международной критики (Германия, 1995–2004). Организатор и член жюри ряда музыкальных фестивалей. Автор либретто опер «Антигона» и «Отец Сергий» Василия Лобанова, «Н. Ф. Б.», «Молодой Давид» и «Моисей» Владимира Кобекина, «Ева» Иосифа Барданашвили, «Благовещение», «Слепая ласточка» и «Бестиарий» Александра Щетинского, «Вишневый сад» Филиппа Фенелона, «Колодец и маятник» Александра Раскатова, «Федра» Сергея Неллера.

    В 1999 году как автор концепции и драматург участвовал в постановке оперы «Так поступают все женщины» Моцарта на Людвигсбургском фестивале (режиссер – Дмитрий Бертман). В 2000 году в Москве поставил как режиссер оперу «Похищение из сераля» Моцарта при участии немецких актеров. Тогда же постановка триптиха «Голоса незримого» в театре «Геликон-опера» (либреттист и художественный руководитель – Алексей Парин, режиссер – Дмитрий Бертман) удостоена премии «Золотая маска» в номинации «Новация».

    Как драматург участвовал в постановках Дмитрия Чернякова: «Аида» Верди (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, 2004), «Тристан и Изольда» Вагнера (Мариинский театр, 2005), «Борис Годунов» Мусоргского (Берлинская государственная опера, 2005), «Хованщина» Мусоргского (Баварская государственная опера, 2007), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (Немецкая опера на Рейне, 2008), «Дон Жуан» Моцарта (Экс-ан-Прованс, 2010). Автор идеи постановки «Игра о душе и теле» Кавальери (Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац), удостоенной специальной премии жюри музыкального театра «Золотой маски».

    С 2000 года – главный редактор издательства «Аграф», где вышли его книги «Хождение в невидимый град. Парадигмы русской оперы» (1999), «О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии» (2003), «Фантом русской оперы» (2006), «Европейский оперный дневник» (2007), «Елена Образцова. Голос и судьба» (2009), «Джансуг Кахидзе, человек и музыкант» (2013) и другие, а также антология переводов «Влюбленный путник» (2004) и сборник «Талисман» (2013). Еще две книги посвящены беседам с друзьями и коллегами – «Ты и мы. Беседы с пристрастием» (2013, с Сергеем Бунтманом) и «О прожитом, о страшном, о прекрасном» (2019, с Марией Депперман). Автор романов «Хроники города Леонска» (НЛО, 2015), «Слепуны» (2018), повестей «Дом семь квартира девять» (2020), «Три дня в Снигирске» (2021) (все – «Аграф»). Шесть книг Парина переведены на немецкий язык и выпущены издательством Hollitzer (Вена). 

    Алексей Парин награжден премиями «Резонанс» за выдающийся вклад в развитие российского музыкального театра и «Легенда» Ассоциации музыкальных театров России.

    Мария Алиханова

    Мария Алиханова родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Юрия Должикова), затем продолжила обучение в Роттердамской консерватории (класс Йо Хагена). Принимала участие в мастер-классах Пьер-Ива Арто и Роберта Айткена. С 2015 года занималась барочной флейтой под руководством Бенедека Чалога.

    В 2005–2011 гг. – солистка Государственного академического камерного оркестра России. С 2007 года сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ), с 2012 года – с ансамблем Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Сотрудничала также с оркестром Pratum Integrum, ансамблями Bang on a Can (США), Ensemble Modern (Германия). Играла в ансамбле с известными исполнителями, в числе которых Александр Рудин, Александр Князев, Вадим Холоденко, Александр Тростянский, Владимир Сканави.

    Проводит мастер-классы в городах России. Гастролировала в Европе, США, Канаде, Мексике, Китае, Японии, Корее.

    Принимала участие в фестивалях «Пекинская Международная музыкальная неделя», «Звезды планеты» (Ялта), Sacro Artв Локкуме (Германия), Дягилевском фестивале (Пермь), Бетховенском фестиваля в Бонне (Германия), «Кремль музыкальный», «Поколение звезд», DenisovFest (Томск), к 100-летию со дня рождения Джона Кейджа, Московском фестивале камерной музыки «Возвращение». 

    Регулярно организует собственные проекты, преимущественно с музыкой XX–XXI вв., представляет российские премьеры сочинений для флейты соло, флейты с ансамблем, флейты с электроникой. Творческие интересы артистки охватывают самые разные музыкальные стили и направления: от барочных сочинений с участием траверс-флейты до современных композиций.

    В 2010 году совместно с гобоистом Дмитрием Булгаковым и оркестром Kremlinпод управлением Миши Рахлевского записала диск с музыкой Баха и Шнитке для британской фирмы Quartz. Имеет записи на телеканале «Культура».

    Михаил Турпанов

    Михаил Турпанов родился в 1989 году в Красноярске. Заниматься музыкой с 5 лет в красноярской ДМШ № 11 в классе Марины Бояркиной. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Нины Макаровой), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Николая Петрова, затем профессора Михаила Воскресенского) и ассистентуру-стажировку МГК (руководитель – профессор Михаил Воскресенский).

    Лауреат международных конкурсов, обладатель специального приза XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2015). Участник всероссийских и международных фестивалей, в числе которых Международный музыкальный фестиваль А. Н. Скрябина и Pianoscope Бориса Березовского, Gradus ad Parnassum (при поддержке компании Yamaha), Primavera Classica, Летний музыкальный фестиваль в Копенгагене, «Шаги на снегу», «Возрождение», «Альтернатива», «Московская осень» и многие другие. Летом 2016 года выступил в серии концертов в рамках фестиваля в Монпелье (Франция), некоторые из них транслировались в прямом эфире Радио Франс.

    Михаил Турпанов выступал на многих престижных сценах, таких как Концертный зал имени П. И. Чайковского, залы Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, Большой зал МКЗ «Зарядье», Концертный зал Мариинского театра, Зал Корто в Париже, Камерный зал в Тролльхаугене (Берген, Норвегия), Фестивальный зал в Шарлоттенборге (Дания), Маладрери Сен-Лазар (амбар XIII века) и Театр в Бове (Франция), Концертный зал в Копенгагене.

    В качестве солиста выступал с такими известными коллективами, как Национальный филармонический оркестр России, Московский камерный оркестр Musica Viva, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории, Государственный академический камерный оркестр России; с дирижерами Александром Лазаревым, Кен-Дэвидом Мазуром, Александром Рудиным, Анатолием Левиным, Эдуардом Серовым и другими. 

    Среди партнеров пианиста по сцене – Яна Иванилова, Марина Карпеченко, Владислав Иголинский, Алексей Лундин, Диана Пасько, Марьяна Осипова, Ирина Стачинская, Сергей Елецкий, Юрий Фаворин, Александр Гиндин, Михаил Дубов, Басиния Шульман, Алексей Курбатов и другие.

    Под эгидой просветительской программы «Антология фортепианной музыки России» записал ряд произведений Альфреда Шнитке, Александра Вустина, Николая Каретникова; представил российские и мировые премьеры сочинений Хаи Черновин, Юрия Буцко, Ивана Соколова, Дениса Хорова и других. Принимал участие в цикле концертов «Все фортепианные сонаты Николая Метнера» (Московской консерваторией выпущены CD с записями цикла).

    С 2018 года ведет класс специального фортепиано в Центральной музыкальной школе – Академии исполнительского искусства; преподает на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (как ассистент профессора Юрия Мартынова). Регулярно проводит мастер-классы, участвует в жюри фортепианных конкурсов. 

    Юра Мансуров

    Юра Мансуров родился в 1984 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс кларнета профессора Владимира Соколова) и Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. В 2013 году окончил Московскую консерваторию (класс кларнета профессора Евгения Петрова). Принимал участие в мастер-классах Алессандро Карбонаре, Венцеля Фукса, Филиппа Купера, Чарльза Найдика и других известных кларнетистов. Получил также дирижерское образование на кафедре оперно-симфонического дирижирования МГК, возглавляемой Геннадием Рождественским. 

    С 2009 года – артист ансамбля Тhe SEMB, с 2010 года – солист ансамбля исторических духовых инструментов Alta Capella. С 2011 года участвует в программах Государственного академического камерного оркестра России и Московского камерного оркестра Musica Viva. С 2012 года работал в оркестре musicAeterna (художественный руководитель – Теодор Курентзис). 

    Как солист выступал с оркестром musicAeterna, Государственным академическим камерным оркестром России, оркестром Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», камерными оркестрами Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных и Veritas. 

    Сотрудничал со многими знаменитыми музыкантами, среди которых Геннадий Рождественский, Саулюс Сондецкис, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Алексей Уткин, Джованни Антонини, Масааки Судзуки, Вальтер Бёйкенс, Андрес Мустонен, Эдуард Грач, Сергей Стадлер, Феликс Коробов, Валентин Урюпин, Максим Емельянычев, Лиана Исакадзе, Чечилия Бартоли, Вера Горностаева, Патриция Копачинская, Татьяна Гринденко, Вадим Холоденко. 

    Принимал участие во многих известных фестивалях, в том числе в Зальцбурге, Люцерне, Руре, Бремене, Венецианской биеннале, «Другое пространство» в Москве и других. 

    Наряду с исполнительской деятельностью занимался саунд-дизайном. Работал в студии как саундпродюсер и аранжировщик. С 2013 года представлял авторские проекты на Дягилевском фестивале в Перми. В 2016 году стал студентом Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    «И музыка, и слово»
    Возрождение: Италия, Франция.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    24.11.2023

    Камерный зал Филармонии

    «И музыка, и слово»
    Французское Средневековье.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    20.10.2023

    Камерный зал Филармонии

    Англия: Джон Донн.
    Светские стихи, священные сонеты.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    20.12.2023

    Камерный зал Филармонии

    И музыка, и слово.
    Романтизм: Англия, Германия.
    Алексей Парин, Алексей Любимов

    22.03.2024

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический камерный оркестр России, Алексей Уткин,
    Михаил Турпанов

    12.07.2017

    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для трех скрипок с оркестром
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
    Шуман
    Три пьесы в народном стиле для гобоя с оркестром
    Вивальди
    Концерт для трех скрипок с оркестром
    Россини
    Соната № 3 для струнных