Студент Парижской консерватории Морис Равель выделялся среди композиторов-современников. Его прогрессивная музыка не импонировала консерваторам, а жюри Римской премии – главной награды в сфере искусства тех лет – четырежды отвергало его работы. Но сочинения Равеля завоевывали публику, и скоро он стал вторым лидером музыкального импрессионизма наряду с Клодом Дебюсси. В Струнном квартете фа мажор, написанном в консерваторском классе Габриэля Форе и посвященном наставнику, юношеская непосредственность сочетается со зрелостью мастерства, моцартовская прозрачность – с романтической приподнятостью и тонкой колористикой (недаром Дебюсси пришел от квартета в восторг).
Элегическое трио № 2 Сергея Рахманинова посвящено «Памяти великого художника» – Петра Ильича Чайковского, кумира и старшего друга, высоко ценившего музыку молодого коллеги (и содействовавшего постановке в Большом театре оперы Рахманинова «Алеко»). Неожиданная смерть Чайковского потрясла общественность: столичные газеты объявили траур, в концертных залах исполнялась преимущественно его музыка, а в Московской консерватории отменили занятия. По воспоминаниям современника, трио Рахманинова стало выражением всеобщей скорби.