В продаже абонемент Musica sacra nova
7 октября 2024
Камерный зал Филармонии
схема проездаАнна Королёва (вокал, альт-саксофон)Дмитрий Илугдин (фортепиано)Игорь Иванушкин (контрабас)Вартан Бабаян (ударные)
Абонемент №189:
Под знаком джаза: фьюжн как сплав идей
Абонемент «Под знаком джаза» – цикл концертов-лекций, посвященных исторической ретроспективе джаза. Став важной частью культуры XX–XXI веков, джаз повлиял не только на мир музыки, но и на другие виды искусства – театр, литературу, живопись. Джаз прошел огромный эволюционный путь, сменив за сто с небольшим лет множество жанров и стилей. Одним из таких стилей стал хард-боп, возникший в середине 1950-х в качестве реакции на кул-джаз, набиравший популярность на Западном побережье США.
Часть музыки, появившейся в эпоху хард-бопа, вобрала в себя блюз, исполняющийся в медленном или среднем темпе с особой экспрессией и опирающийся на ярко выраженный бит. Этот стиль получил название «фанк» или «фанки» (funky). Одним из самых ярких его представителей стал пианист Хорас Сильвер, в 1950-х создавший направление фанки-блюз. Из стиля фанки выросла фигура Чарльза Мингуса – контрабасиста, композитора и бэндлидера, чье творчество не укладывается в рамки какого-либо определенного стиля.
В 1960-е годы фанк начинает активно сливаться с ритм-н-блюзом, с музыкой соул, имеющей церковное происхождение. Сам термин начинает ассоциироваться с такими музыкантами, как Джеймс Браун, Рэй Чарлз. Фанк 1970–80-х многое заимствует из появившегося в это же время джаз-рока, ему на смену приходят новые стилевые идиомы. Музыку фанки-джаза представляет квартет джазовой саксофонистки, вокалистки, композитора Анны Королёвой, чье творчество объединяет все исторические этапы развития стиля.
Михаил Митропольский – джазовый обозреватель, автор и ведущий радио- и телевизионных программ, лекций-концертов современной импровизационной музыки.
Родился в Москве в 1950 году. Обучался в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ), был научным сотрудником Физического института имени П. Н. Лебедева РАН. В студенческие годы увлекся джазом, посещал Школу джаза МИФИ, позже читал в ней лекции по истории и стилистике джаза. С 1979 года ведет концерты джазовой студии в ДК «Москворечье».
С 1989 года – автор и ведущий передач на радио «Маяк», радио «Юность», «Возрождение», «Радио 101», «Открытое радио», «Надежда», «Говорит Москва», а также программы «Бесконечное приближение», выходившей в течение 17 лет на «Радио России». Создавал и вел ТВ-программу «Джаз и не только», автор обзоров в Jazz.ru и других музыкальных изданиях.
Один из инициаторов создания московского отделения Ассоциации джазовых журналистов. Член Союза журналистов России и Международной федерации журналистов.
Автор идеи и художественный руководитель проекта «Европейский джаз – XXI век» (Московский международный Дом музыки, 2004). В 2007 году вел концертный цикл «Импровизация нового века» в Еврейском культурном центре в Москве, в 2016-м организовал в Третьяковской галерее на Крымском Валу цикл лекций-концертов «Эволюция джаза» (продолжением этого цикла являются концерты-лекции в МКЗ «Зарядье»), в 2017-м возглавил образовательный проект «Музыкальная НеШкола» («Музыка – инструкция по эксплуатации») для детей и их родителей.
В 1998 году участвовал в создании трио «Второе приближение», сотрудничать с которым продолжает по сей день.
Михаил Митропольский (ведущий)
Михаил Митропольский (ведущий)