Моцарт. Опера-интермедия «Аполлон и Гиацинт» : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

К 110-летию Святослава Рихтера

  • LIVE

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

К 110-летию Святослава Рихтера

  • LIVE
Закрыть

    Моцарт.
    Опера-интермедия «Аполлон и Гиацинт»

    24 марта 2026, начало в 19:00

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    В программе:
    Моцарт
    Опера-интермедия «Аполлон и Гиацинт», KV 38

    12+

    Абонемент №108:

    Камерные оперы в камерном зале. Музыка русской усадьбы

    Яна Иванилова

    Яна Иванилова родилась в Москве. В 1987 году окончила теоретическое отделение музыкального училища имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А. Г. Шнитке), в 1994 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Валентины Левко), затем ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имении П. И. Чайковского (класс профессора Нины Дорлиак). Стажировалась у Ингеборг Вамзер (сольное пение) и Петера Берне (музыкальная стилистика) в Вене, у Мари Девалюи в Монреале. 

    Лауреат Международного конкурса имени Микулаша Шнайдера-Трнавского в Трнаве, Словакия (1999, II премия), обладательница специального приза за исполнение партии Виолетты («Травиата» Верди) на конкурсе в Кошице, Словакия (1999).

    В 1994–1999 гг. была солисткой Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где пела ведущие партии (Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти, Лукреция в опере «Двое Фоскари» Верди и др.). В 2008 году дебютировала в Большом театре России в партии сопрано в балете «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова. В 2010 году гастролировала с этим спектаклем в Королевском театре Ковент Гарден в Лондоне. 

    Сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых дирижеры Евгений Светланов, Евгений Колобов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Андрей Борейко, Павел Коган, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Дмитрий Лисс, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин, Кент Нагано, Рене Клеменчич, Ричард Бонинг; пианисты Алексей Любимов, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Важа Чачава; скрипач и дирижер Сергей Стадлер, а также с ансамблями «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». 

    Выступала в Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, зале ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холле в Женеве, Вестминстерском аббатстве в Лондоне, театре «Миллениум» в Нью-Йорке, Студии Гленна Гульда в Торонто. Участвовала в европейских музыкальных фестивалях, много концертирует по России. 

    В репертуаре Яны Иваниловой – ведущие партии в операх Гретри, Люлли, Рамо, Монтеверди, Пёрселла, Глюка, Пашкевича, Соколовского, Гайдна, Моцарта, Россини, Доницетти, Верди, партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, Восьмой симфонии Малера, поэме «Колокола» Рахманинова, «Торжественной мессе» Бетховена, Stabat Mater Дворжака, «Страстях по Матфею» И. С. Баха, оратории «Сотворение мира» Гайдна и многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра. 

    Певица принимала участие в премьерах ряда сочинений Леонида Десятникова; в мировых премьерах опер «Король-пастух» Галуппи, «Эней в Лацио» Сарти и «Лунная ночь» Алябьева; российской премьере оперы «Антигона» Траэтты; в премьере восстановленной оперы «Каирский гусь» Моцарта в Останкинском театре; в абонементных концертах Московской филармонии «Камерные оперы в Камерном зале», представлявших премьеры ранее не исполнявшихся сочинений Генделя, Вивальди, Лео, Алессандро Скарлатти и других композиторов эпохи барокко (с ансамблем La voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского). 

    Особое место в творческой деятельности Яны Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе монографические программы, посвященные вокальной музыке русских композиторов, а также мировой классике. 

    Записи певицы выпущены фирмами Mirare, Vista Vera, Меgadisk, Орus 111, «Русские сезоны», Воngiovanni, Naxos, Antes Edition и др. В их числе романсы Метнера (с Борисом Березовским, Хэмишем Милном и Екатериной Державиной), вокальный цикл «Ступени» Сильвестрова (с Алексеем Любимовым), альбом «Музыкальный салон Екатерины Великой» и произведения Осипа Козловского (с ансамблем «Орфарион» под управлением Олега Худякова), опера «Эней в Лацио» Сарти, Восьмая симфония Малера (дирижер – Евгений Светланов), кантата «Знаки Зодиака» Бориса Чайковского (дирижер – Тимур Мынбаев), первая запись романсов Григория Катуара (с пианисткой Анной Засимовой) и другие. 

    Французским телеканалом Mezzo на фестивале «Безумный день» в Нанте были записаны романсы ор. 38 Рахманинова в исполнении Яны Иваниловой и Андрея Коробейникова и поэма «Колокола» Рахманинова с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. 

    В сезоне 2018/19 к 145-летию со дня рождения Рахманинова Яна Иванилова исполнила с Андреем Коробейниковым все романсы композитора в Камерном зале Дома музыки. 

    Член жюри IV Международного конкурса оперного пения World Music Heritage в Москве (2022). 

    Удостоена звания заслуженной артистки России, награждена медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».

    Альбина Латипова

    Альбина Латипова родилась в Казани. Окончила Казанский музыкальный колледж имени И. В. Аухадеева (класс Клавдии Щербининой) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Галины Писаренко). В 2015–2017 гг. стажировалась в Центре оперного пения имени Галины Вишневской (педагоги – Маквала Касрашвили и Бадри Майсурадзе).

    Принимала участие в мастер-классах Дайаны Золы, Кристы Людвиг, Малкольма Мартино, Иляны Котрубаш, Марко Боэми, Тамары Синявской, Яны Иваниловой, Элизабет Байс, Томаса Хэмпсона, Адриана Келли.

    Лауреат Международного конкурса концертмейстеров и камерных певцов имени Рустема Яхина (Казань, 2011, III премия), Московского открытого конкурса Piano&Voice (2012, I премия), Международного конкурса камерного пения имени Нины Дорлиак (Москва, 2017, Гран-при). Дипломант Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2013) и Международного конкурса камерной музыки Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2015).

    С 2017 года – солистка оперной труппы Большого театра, где исполняет партии Коринны («Путешествие в Реймс» Россини), Сюзанны и Барбарины («Свадьба Фигаро» Моцарта), Бригитты («Иоланта» Чайковского), Пажа Тибо и Голоса с неба («Дон Карлос» Верди), Прилепы («Пиковая дама» Чайковского), Ксении («Борис Годунов» Мусоргского), Первой лесной нимфы («Русалка» Дворжака), Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта), Царевны Лебеди («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Гиневры («Ариодант» Генделя).

    В 2023 году выступила в партии Инес в опере Верди «Трубадур» под управлением Жорди Бернасера (концертное исполнение на Исторической сцене) и дебютировала в партии Геро в опере«Беатриче и Бенедикт» Берлиоза (Новая сцена, премьера).

    Участница молодежной программы Зальцбургского фестиваля, фестивалей в Равелло (Италия), «Безумные дни» в Екатеринбурге, «Опера Априори» в Москве. Сотрудничала с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан (премьера оперы «Белый волк» Зульфии Рауповой), камерным оркестром Musica Viva (оратория «Илия» Мендельсона), Уральским академическим филармоническим оркестром («Сон в летнюю ночь» Мендельсона), Российским национальным оркестром (Месса до мажор Бетховена), «Новой камератой» (Gloria Вивальди), дирижерами Александром Сладковским, Дмитрием Лиссом, Максимом Емельянычевым, Александром Рудиным, Павлом Романенко. В камерных программах выступала с пианистами Анной Генюшене, Варварой Мягковой, Юрием Мартыновым, Яковом Кацнельсоном, кларнетистом Артуром Назиуллиным.

    В 2021 году Альбина Латипова вошла в шорт-лист российской оперной премии Casta Diva в номинации «Взлет». В 2023 году номинировалась на Премию Художественного театра за партию Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта).

    В числе ангажементов сезона 2023/24 – «Немецкий реквием» Брамса в Зале имени Чайковского с Российским национальным оркестром под управлением Александра Рудина; программаиз произведений немецких романтиков с кларнетистом Игорем Фёдоровым и пианистом Юрием Мартыновым в МКЗ «Зарядье» и Доме ученых РАН в Черноголовке; программа из произведений русских композиторов с Юрием Мартыновым на открытии фестиваля «Рахманинов. Грани» в Казани и Верхней Пышме; авторская программа «Рождение богини» Алексея Гориболя на открытии фестиваля «Дягилев. P.S.» в Санкт-Петербурге; «Рождественская оратория» Сен-Санса с ансамблем Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского в Зале имени Чайковского; юбилейный концерт «Опера Априори – 10 лет!» с Максимом Емельянычевым, Юрием Мартыновым, Игорем Фёдоровым, Александром Рудиным, Сергеем Полтавским, Юлией Игониной и Екатериной Воронцовой.

    Андрей Дунаев

    Андрей Дунаев родился в Саяногорске. В 2003 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Петра Скусниченко). В настоящее время преподает в консерватории.

    С 1999 года – стажер, с 2000 года – солист оперной труппы Большого театра, в настоящее время – приглашенный солист. С 2005 года активно сотрудничает с Немецкой оперой на Рейне в Дюссельдорфе, с 2015 года – с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова.

    Лауреат международных конкурсов Bellа voce (1998), «Новые голоса» (Германия, 1999), «Орфей» (Германия, 2000), имени П. И. Чайковского (II премия, 2002); финалист и обладатель специального приза Международного конкурса вокалистов имени Ханса Габора «Бельведер» в Вене (2000). В 2000 году принимал участие в программе немецкого телевидения «Утренние звезды», в которой молодых певцов представляла публике Монтсеррат Кабалье.

    В числе недавно исполненных ролей – Итальянский тенор («Кавалер розы» Р. Штрауса) на Глайндборнском оперном фестивале и фестивале ВВС Proms в лондонском Альберт-холле; Родриго («Луиза Миллер» Верди) в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф); Альфред («Травиата» Верди) в Большом театре России; Фауст в одноименной опере Гуно на сцене Цюрихской Оперы; Рудольф («Богема» Пуччини) в Государственной опере Саксонии в Дрездене; Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта) в Опере Лос-Анджелеса; Ленский («Евгений Онегин» Чайковского) – на фестивале «Площадь искусств» в Санкт-Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, а также на сценах Театра Базеля, Эдмонтонской оперы в Канаде, театров Японии, Италии, Испании и Великобритании.

    Также в репертуаре певца – Баян («Руслан и Людмила» Глинки), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Царь Берендей, Лыков («Снегурочка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Водемон («Иоланта» Чайковского), Зиновий Борисович («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Феррандо, Тамино («Так поступают все женщины», «Волшебная флейта» Моцарта), Неморино, Эдгардо, Эрнесто («Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале» Доницетти), Лаэрт, Вильгельм («Гамлет», «Миньон» Тома), Альфред, Родриго, Измаил, Макдуф, Герцог Мантуанский, Кассио, Фентон («Травиата», «Луиза Миллер», «Набукко», «Макбет», «Риголетто», «Отелло», «Фальстаф» Верди), Альфред («Летучая мышь» И. Штрауса), Де Грие, Вертер («Манон», «Вертер» Массне), Ринуччо («Джанни Скикки» Пуччини), Нарработ («Саломея» Р. Штрауса) и другие партии.

    Василий Фузейников

    Василий Фузейников родился в 1998 году. Окончил Ивановское музыкальное училище (класс Ирины Кодочиговой), продолжил обучение в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Любови Шарниной). В 2022 году стал обладателем Премии для лучших студентов АХИ, учрежденной Дмитрием Корчаком.

    Обладатель Гран-при Открытого фестиваля-конкурса Viva musica (2022) и Международного конкурса к 290-летию со дня рождения Й. Гайдна (2022).

    В сезоне 2022/23 – стажер II Молодежной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» и АНО «Арт-Гелиос». С сезона 2023/24 – солист театра «Геликон-опера».

    В репертуаре певца – Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Министр Панг («Турандот» Пуччини), Беппо («Паяцы» Леонкавалло), Индийский гость, Сопель («Садко» Римского-Корсакова), Панас («Черевички» Чайковского) и другие партии.

    Артуш Полеян

    Артуш Полеян родился в 2004 году. В 2024 году окончил Курский музыкальный колледж имени Г. В. Свиридова (класс Ларисы Таракановой) и поступил в Российский институт театрального искусства (ГИТИС, класс Татьяны Яценко).

    Победитель всероссийских конкурсов имени М. М. Ипполитова-Иванова (2020), «Гордость соловьиного края» в Курске (2021, Гран-при), «Молодые дарования России» (2022), международных конкурсов имени М. П. Максаковой в Астрахани (2020), «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (2021), «Огни Казани» (2022, Гран-при), имени А. Г. Рубинштейна в Санкт-Петербурге (2022), имени И. Ф. Стравинского в Санкт-Петербурге (2022).

    Лауреат III Всероссийского конкурса вокального и инструментального искусства на приз Культурного центра Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2021, II степень) и Международного конкурса вокалистов имени Бориса Штоколова в Санкт-Петербурге (2022, III степень), World Music Heritage к 180-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (2024, III степень) и XI Открытого Всероссийского конкурса вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке (2024, IIпремия, Приз зрительских симпатий и спецприз от Екатерины Семенчук).

    На I Международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы (2023) был удостоен специального приза «За уникальность дарования» и получил право выступить в Московском театре «Геликон-опера», где дебютировал в партии короля Густава IV в опере Давида Тухманова «Царица». В 2023 году за исполнение этой партии выдвигался на Национальную оперную премию «Онегин» в номинации «Гость». В настоящее время – приглашенный солист «Геликон-оперы».

    Ансамбль «Солисты барокко»

    Ансамбль «Солисты барокко», основанный в 1997 году виолончелистом Андреем Спиридоновым, – коллектив, исполняющий музыку эпохи барокко и классицизма в исторически достоверной манере. На протяжении многих лет ансамбль занимается исследовательской деятельностью, работает в библиотеках и архивах, собирая музыкальные произведения австрийских, итальянских, немецких, французских и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на исторические и культурные процессы в Европе XVII – начала XIX веков. 

    Ансамбль выступает в залах Московской консерватории, Камерном зале Московской филармонии, Театре Гонзага в Архангельском, Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Свв. Петра и Павла, Российской государственной библиотеке, культурном центре «Покровские ворота», Инженерном корпусе Третьяковской галереи, Галерее Ильи Глазунова и на других известных площадках.

    С 1999 года ансамбль стал постоянным участником летних «Шереметьевских сезонов» в усадьбе Останкино, где в частности были осуществлены аутентичные постановки опер «Деревенский колдун» Руссо и «Ливьетта и Траколо» Перголези. В театре Шереметева в Останкине и в Оперном доме в Царицыно с участием ансамбля состоялась премьера Miserere Джузеппе Сарти (телефильм о премьере показан по каналу «Культура»). В Оружейной палате Московского Кремля было поставлено ораториальное действо «Храм Минервы» Френсиса Хопкинсона. Найдены и впервые исполнены ансамблем произведения Луиджи Мадониса, Доменико Далольо, Антона Эберля, Катерины Майер-Скьятти, Жан-Батиста Кардона, Льва Гурилёва, Данилы Кашина, Александра Алябьева и других. 

    Программы ансамбля построены на объединении различных жанров искусства и на исследовании личности композитора в историческом и культурном контексте его времени. В числе знаковых программ – «Музыкальный атлас Орфея», «Русский музыкальный архив. “Он взял Париж, он основал лицей”», «Авзонийские игры», «Галерея музыкальных редкостей», «Неоконченное путешествие, или Северная одиссея капельмейстера Сарти», «Тайны Болонской академии», «Русский Моцартеум», «Музыка Лефортовской слободы», «Одоевский – русский Фауст», «Иосиф и его братья: Петербургский портрет Гайдна» и другие. Записаны на диски программы «Северный Парнас», «Себастианон. К истокам русского мифа о Бахе», «1812. Герои и современники», «Музыкальная летопись русского двора», «Истоки русского романтизма», «Вивальди. Русский след». 

    «Солисты барокко» гастролировали во многих городах России, в Испании, Италии, Швейцарии, Германии, Дании, Финляндии, Канаде, США. В частности в 2004 году в Хельсинки принимал участие в постановке оперы «Сокол» Бортнянского. 

    Основатель и художественный руководитель ансамбля Андрей Спиридонов в 1981 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям – «виолончель» (обучался у Ивана Монигетти и Наталии Шаховской) и «композиция» (класс Тихона Хренникова). В разное время был солистом ансамблей старинной музыки «Барокко», «Академия старинной музыки», «Орфарион», «Лад» и других. Профессор, заведующий кафедрой струнных, духовых и ударных инструментов Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    25 ноября в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    13 мая в 19:00