Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
В продаже билеты на концерт Теодора Курентзиса и РНМСО 30 апреля 2025 года в Концертном зале Чайковского
Абонемент №108:
Камерные оперы в камерном зале. Музыка русской усадьбы
Яна Иванилова родилась в Москве. В 1987 году окончила теоретическое отделение музыкального училища имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А. Г. Шнитке), в 1994 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Валентины Левко), затем ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имении П. И. Чайковского (класс профессора Нины Дорлиак). Стажировалась у Ингеборг Вамзер (сольное пение) и Петера Берне (музыкальная стилистика) в Вене, у Мари Девалюи в Монреале.
Лауреат Международного конкурса имени Микулаша Шнайдера-Трнавского в Трнаве, Словакия (1999, II премия), обладательница специального приза за исполнение партии Виолетты («Травиата» Верди) на конкурсе в Кошице, Словакия (1999).
В 1994–1999 гг. была солисткой Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где пела ведущие партии (Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти, Лукреция в опере «Двое Фоскари» Верди и др.). В 2008 году дебютировала в Большом театре России в партии сопрано в балете «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова. В 2010 году гастролировала с этим спектаклем в Королевском театре Ковент Гарден в Лондоне.
Сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых дирижеры Евгений Светланов, Евгений Колобов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Андрей Борейко, Павел Коган, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Дмитрий Лисс, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин, Кент Нагано, Рене Клеменчич, Ричард Бонинг; пианисты Алексей Любимов, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Важа Чачава; скрипач и дирижер Сергей Стадлер, а также с ансамблями «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион».
Выступала в Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, зале ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холле в Женеве, Вестминстерском аббатстве в Лондоне, театре «Миллениум» в Нью-Йорке, Студии Гленна Гульда в Торонто. Участвовала в европейских музыкальных фестивалях, много концертирует по России.
В репертуаре Яны Иваниловой – ведущие партии в операх Гретри, Люлли, Рамо, Монтеверди, Пёрселла, Глюка, Пашкевича, Соколовского, Гайдна, Моцарта, Россини, Доницетти, Верди, партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, Восьмой симфонии Малера, поэме «Колокола» Рахманинова, «Торжественной мессе» Бетховена, Stabat Mater Дворжака, «Страстях по Матфею» И. С. Баха, оратории «Сотворение мира» Гайдна и многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра.
Певица принимала участие в премьерах ряда сочинений Леонида Десятникова; в мировых премьерах опер «Король-пастух» Галуппи, «Эней в Лацио» Сарти и «Лунная ночь» Алябьева; российской премьере оперы «Антигона» Траэтты; в премьере восстановленной оперы «Каирский гусь» Моцарта в Останкинском театре; в абонементных концертах Московской филармонии «Камерные оперы в Камерном зале», представлявших премьеры ранее не исполнявшихся сочинений Генделя, Вивальди, Лео, Алессандро Скарлатти и других композиторов эпохи барокко (с ансамблем La voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского).
Особое место в творческой деятельности Яны Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе монографические программы, посвященные вокальной музыке русских композиторов, а также мировой классике.
Записи певицы выпущены фирмами Mirare, Vista Vera, Меgadisk, Орus 111, «Русские сезоны», Воngiovanni, Naxos, Antes Edition и др. В их числе романсы Метнера (с Борисом Березовским, Хэмишем Милном и Екатериной Державиной), вокальный цикл «Ступени» Сильвестрова (с Алексеем Любимовым), альбом «Музыкальный салон Екатерины Великой» и произведения Осипа Козловского (с ансамблем «Орфарион» под управлением Олега Худякова), опера «Эней в Лацио» Сарти, Восьмая симфония Малера (дирижер – Евгений Светланов), кантата «Знаки Зодиака» Бориса Чайковского (дирижер – Тимур Мынбаев), первая запись романсов Григория Катуара (с пианисткой Анной Засимовой) и другие.
Французским телеканалом Mezzo на фестивале «Безумный день» в Нанте были записаны романсы ор. 38 Рахманинова в исполнении Яны Иваниловой и Андрея Коробейникова и поэма «Колокола» Рахманинова с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса.
В сезоне 2018/19 к 145-летию со дня рождения Рахманинова Яна Иванилова исполнила с Андреем Коробейниковым все романсы композитора в Камерном зале Дома музыки.
Член жюри IV Международного конкурса оперного пения World Music Heritage в Москве (2022).
Удостоена звания заслуженной артистки России, награждена медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».
Анастасия Попова родилась в 1996 году. В 2017 году окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М.Ипполитова-Иванова (педагоги – Анна Соболева и Татьяна Шарова), в 2022 году – Академию хорового искусства имени В. С. Попова (класс Светланы Оссовской и доцента Татьяны Байковой). Участвовала в мастер-классах Алессандро Сваба, Екатерины Вашерук, Татьяны Байковой, Кристины Мхитарян. С 2022 года – солистка Государственной академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова.
Лауреат V Международного вокального детско-юношеского конкурса имени С. Я. Лемешева (II степень, 2016), Международного фестиваля-конкурса искусств Allegretto Grazioso (II степень, 2016), Международного фестиваля-конкурса искусств Concerto Virtuoso (I степень, 2017), Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Музыкальная весна в Доме Якоби» (II степень, 2017), Всероссийского фестиваля-конкурса «Наследие победы» (I степень, 2020), Международного зарубежного конкурса-фестиваля «Горизонт искусств» (Horizont der Künste, Германия, Гран-при, 2021), VI Международного фестиваля-конкурса «Волшебный мир искусства» (Гран-при, 2021), V Международного фестиваля вокального искусства «Тембр» (III премия, 2021).
Принимала участие в проекте «Щелкунчик в Зарядье» в составе ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, а также как исполнительница партии Мамы. Сотрудничала с Сергеем Скрипкой в серии концертов «Ступени мастерства» (исполнила цикл «Детская» Мусоргского и выступила на концерте к 120-летию со дня рождения Исаака Дунаевского). Выступала в составе вокальных ансамблей Ars Longa (Бетховенский фестиваль), Intrada под управлением Екатерины Антоненко, как солистка выступала с Молодежным камерным хором под управлением Михаила Кудрявцева, принимала участие в концертах в Доме-музее Ф. И. Шаляпина и Доме Н. В. Гоголя.
В сольном репертуаре певицы – партии сопрано в Реквиеме Моцарта, Te Deum Брукнера, в Трех хорах Свиридова из музыки к трагедии Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», партия Церлины в опере «Дон Жуан» Моцарта и другие.
Василий Фузейников родился в 1998 году. Окончил Ивановское музыкальное училище (класс Ирины Кодочиговой), продолжил обучение в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Любови Шарниной). В 2022 году стал обладателем Премии для лучших студентов АХИ, учрежденной Дмитрием Корчаком.
Обладатель Гран-при Открытого фестиваля-конкурса Viva musica (2022) и Международного конкурса к 290-летию со дня рождения Й. Гайдна (2022).
В сезоне 2022/23 – стажер II Молодежной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» и АНО «Арт-Гелиос». С сезона 2023/24 – солист театра «Геликон-опера».
В репертуаре певца – Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Министр Панг («Турандот» Пуччини), Беппо («Паяцы» Леонкавалло), Индийский гость, Сопель («Садко» Римского-Корсакова), Панас («Черевички» Чайковского) и другие партии.
Владислав Шавров родился в Брянской области. Окончил Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных и Академию хорового искусства имени В. С. Попова, в числе наставников – профессор Людмила Иванова и профессор Валентин Чаплин.
Лауреат международных конкурсов.
На сцене Московского Дома оперы выступал в партиях Роберта и Эбн-Хакиа («Иоланта» Чайковского), Томского и Елецкого («Пиковая дама» Чайковского), Мизгиря («Снегурочка» Римского-Корсакова). В репертуаре певца также Моряк («Дидона и Эней» Пёрселла), Лев («Пирам и Фисба» Лэмпа), Уберто («Служанка-госпожа» Перголези), Фигаро и Граф Альмавива, Папагено («Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Моралес («Кармен» Бизе), Скарпиа («Тоска» Пуччини).
Участвовал в различных международных музыкальных и театральных проектах в Большом зале Московской консерватории, МКЗ «Зарядье», Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Крокус Сити Холле, Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Большом театре России с оркестрами под управлением известных дирижеров, среди которых Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Альберто Дзедда, Феликс Коробов, Александр Сладковский, Кирилл Карабиц и другие.
Артуш Полеян родился в 2004 году. В 2024 году окончил Курский музыкальный колледж имени Г. В. Свиридова (класс Ларисы Таракановой) и поступил в Российский институт театрального искусства (ГИТИС, класс Татьяны Яценко).
Победитель всероссийских конкурсов имени М. М. Ипполитова-Иванова (2020), «Гордость соловьиного края» в Курске (2021, Гран-при), «Молодые дарования России» (2022), международных конкурсов имени М. П. Максаковой в Астрахани (2020), «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (2021), «Огни Казани» (2022, Гран-при), имени А. Г. Рубинштейна в Санкт-Петербурге (2022), имени И. Ф. Стравинского в Санкт-Петербурге (2022).
Лауреат III Всероссийского конкурса вокального и инструментального искусства на приз Культурного центра Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2021, II степень) и Международного конкурса вокалистов имени Бориса Штоколова в Санкт-Петербурге (2022, III степень), World Music Heritage к 180-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (2024, III степень) и XI Открытого Всероссийского конкурса вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке (2024, IIпремия, Приз зрительских симпатий и спецприз от Екатерины Семенчук).
На I Международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы (2023) был удостоен специального приза «За уникальность дарования» и получил право выступить в Московском театре «Геликон-опера», где дебютировал в партии короля Густава IV в опере Давида Тухманова «Царица». В 2023 году за исполнение этой партии выдвигался на Национальную оперную премию «Онегин» в номинации «Гость». В настоящее время – приглашенный солист «Геликон-оперы».
Ансамбль «Солисты барокко», основанный в 1997 году виолончелистом Андреем Спиридоновым, – коллектив, исполняющий музыку эпохи барокко и классицизма в исторически достоверной манере. На протяжении многих лет ансамбль занимается исследовательской деятельностью, работает в библиотеках и архивах, собирая музыкальные произведения австрийских, итальянских, немецких, французских и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на исторические и культурные процессы в Европе XVII – начала XIX веков.
Ансамбль выступает в залах Московской консерватории, Камерном зале Московской филармонии, Театре Гонзага в Архангельском, Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Свв. Петра и Павла, Российской государственной библиотеке, культурном центре «Покровские ворота», Инженерном корпусе Третьяковской галереи, Галерее Ильи Глазунова и на других известных площадках.
С 1999 года ансамбль стал постоянным участником летних «Шереметьевских сезонов» в усадьбе Останкино, где в частности были осуществлены аутентичные постановки опер «Деревенский колдун» Руссо и «Ливьетта и Траколо» Перголези. В театре Шереметева в Останкине и в Оперном доме в Царицыно с участием ансамбля состоялась премьера Miserere Джузеппе Сарти (телефильм о премьере показан по каналу «Культура»). В Оружейной палате Московского Кремля было поставлено ораториальное действо «Храм Минервы» Френсиса Хопкинсона. Найдены и впервые исполнены ансамблем произведения Луиджи Мадониса, Доменико Далольо, Антона Эберля, Катерины Майер-Скьятти, Жан-Батиста Кардона, Льва Гурилёва, Данилы Кашина, Александра Алябьева и других.
Программы ансамбля построены на объединении различных жанров искусства и на исследовании личности композитора в историческом и культурном контексте его времени. В числе знаковых программ – «Музыкальный атлас Орфея», «Русский музыкальный архив. “Он взял Париж, он основал лицей”», «Авзонийские игры», «Галерея музыкальных редкостей», «Неоконченное путешествие, или Северная одиссея капельмейстера Сарти», «Тайны Болонской академии», «Русский Моцартеум», «Музыка Лефортовской слободы», «Одоевский – русский Фауст», «Иосиф и его братья: Петербургский портрет Гайдна» и другие. Записаны на диски программы «Северный Парнас», «Себастианон. К истокам русского мифа о Бахе», «1812. Герои и современники», «Музыкальная летопись русского двора», «Истоки русского романтизма», «Вивальди. Русский след».
«Солисты барокко» гастролировали во многих городах России, в Испании, Италии, Швейцарии, Германии, Дании, Финляндии, Канаде, США. В частности в 2004 году в Хельсинки принимал участие в постановке оперы «Сокол» Бортнянского.
Основатель и художественный руководитель ансамбля Андрей Спиридонов в 1981 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям – «виолончель» (обучался у Ивана Монигетти и Наталии Шаховской) и «композиция» (класс Тихона Хренникова). В разное время был солистом ансамблей старинной музыки «Барокко», «Академия старинной музыки», «Орфарион», «Лад» и других. Профессор, заведующий кафедрой струнных, духовых и ударных инструментов Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.
Яна Иванилова (сопрано), Софья Цыганкова (сопрано), Екатерина Французова (сопрано), Василий Фузейников (тенор), Владислав Шавров (баритон)
В программе: Гендель
Яна Иванилова (сопрано), Альбина Латипова (сопрано), Андрей Дунаев (тенор), Василий Фузейников (тенор), Артуш Полеян (мужское сопрано)
В программе: Моцарт