В продаже абонемент Musica sacra nova
Воспитанники Центра эстетики и
красоты «Катюша»
Анатолий
Рыкунов (тенор)Надежда Челнакова (домра)
Ансамбль балалаечников
«Наигрыш»
(г. Кимры, Тверская обл.)
Солисты и ансамбли оркестра: Алёна Трополёва (домра)Кристина Шарабидзе
(домра)
Дуэт гуслей: Майя Воронец, Алла Догадова
Унисон малых домр
под
руководством Галины Сазоновой
Ансамбль старинных
духовых инструментов
под руководством Олега Конькова
Группа ударных инструментов оркестра
«Сказка о царе Горохе»
по мотивам сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка
Музыка
А. Хачатуряна, Холминова, Щедрина, Шендерёва, Хондо, Шостаковича, Корнева, Шишкина, обработки народных мелодий
Абонемент №223:
Музыка русских сказок. Оркестр народных инструментов имени Осипова
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Виктор Кузовлев c 2009 года является дирижёром Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Музыкант родился в 1977 году в Москве. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и аспирантуры. Посещал международный мастер-класс по дирижированию В. Федосеева (2008), в 2005 стажировался в Национальном филармоническом оркестре России под руководством В. Спивакова.
В. Кузовлев сотрудничал с Государственным театром оперы и балета Удмурдской Республики (Ижевск), Астраханским государственным музыкальным театром, Московским Музыкальным театром «Амадей» под руководством О. Митрофанова, Московским государственным музыкальным театром «На Басманной», где дирижировал спектаклями «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьенна», «Директор театра», «Дон Жуан» В. Моцарта, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин», «Иоланта», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Леди Акулина» А. Покидченко, «Как жить замужем» В. Фридмана и др.
Музыкант неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», Всероссийском фестивале современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», «Музыка для всех» (худ. руководитель Л. Казарновская), фестивалях, посвященных 200-летию А.С. Пушкина и 150-летию со дня рождения Дж. Пуччини, оперном фестивале Л. Карташовой (Норильск), московских фестивалях «Июньский клуб», «Августовский клуб», фестивале студенческого творчества «Фестос».
Наряду с концертной деятельностью Виктор Кузовлев работает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедрах оперной подготовки и оркестрового дирижирования (с 2006 года — доцент) и в оперном театре-студии (с 1998 года), где осуществил постановки спектаклей «Пиковая дама», «Дон Паскуале», «Джанни Скикки» и др. С его участием спектакли театра-студии прошли в разных городах России: Ульяновске, Норильске, Клину, Моршанске, Котовске, Мичуринске, Тамбове, Дубне.
Ирина Тушинцева
окончила Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру по
специальности «музыковедение» (класс проф. С. Ю. Сигиды), а также Высшую школу
музыки Северо-Западного Университета США (Чикаго – Эванстон). С 2001 года
работает ведущей музыкальных программ на радио «Орфей». В числе авторских
проектов: «Рождество в русской музыке», «Высокая нота», «Актуальная музыка»,
«Юность гения», «Через Черни к звездам», «Евромикс», «Оперный театр Еврорадио»,
«Еврорадио представляет…», «Россия музыкальная», «Международная трибуна
композиторов», «РГМЦ – прямой эфир» и др. Ведущая интернет-трансляций
международных конкурсов имени Чайковского, Grand Piano Competition,
концертов международных музыкальных фестивалей «Звезды на Байкале»,
«Арт-ноябрь», «Радио „Орфей“ представляет». С 2009 года сотрудничает с
Московской филармонией (проекты «Музыка русских сказок», «Удивительное рядом»,
«Волшебство музыки» и др.), а также с филармониями Ярославля, Рязани и других
городов.
Виктор Никитин – актер театра и кино, народный артист России. Родился в 1959 году в Москве. В школьные годы занимался в студии под руководством Олега Табакова при Дворце пионеров Бауманского района. В 1980 году окончил актерский факультет ГИТИСа (курс Олега Табакова).
Работал в Театре имени Ленинского комсомола, Центральном академическом театре Российской Армии и Московском театре-студии под руководством Олега Табакова.
С 1987 года – ведущий артист и один из основателей Московского драматического театра на Перовской. Роли в театре – Василий Игнатьевич («Земля Эльзы» Пулинович), Кирсанов («Отцы и дети» Тургенева), Гаев («Вишневый сад» Чехова), Арбенин («Маскарад» Лермонтова), Стародум («Недоросль» Фонвизина), Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского), Оргон («Тартюф» Мольера), Подколесин («Женитьба» Гоголя), Александр («Александр» Рогозина), Аркашка Счастливцев («Лес» Островского), Подхалюзин («Свои люди – сочтемся» Островского), Хома Брут («Панночка» Садур), Жан («Фрекен Жюли» Стриндберга) и многие другие.
В числе киноработ – Володя Старков («Возвращение в Зурбаган», главная роль), Кравцов («Неотложка»), Колхозник («Дождь будет»), Агиев («Эхо»), Друг Кирилла («Родня»), Саня («Близкая даль»).
С 2000 года сотрудничает с Московской филармонией. В чтецком репертуаре артиста – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя, «Полтава» и «Борис Годунов» Пушкина, программы «Мальчики» (по роману «Братья Карамазовы» Достоевского), «Сумасшедшее сердце поэта» (лирика Есенина) и другие.
Выступал с Московским государственным академическим камерным хором, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Много гастролирует с чтецкими концертами по России, а также в Азербайджане, Беларуси, Молдове, Украине, Венгрии, Сербии, Словении, Франции, Чехии, на Кипре и в других странах.
Лауреат Всероссийской литературной премии имени А. К. Толстого, II Всероссийского конкурса исполнителей Есенинской поэзии, премии «За лучшую мужскую роль» I Международного фестиваля камерных спектаклей «Славянский венец»