Мари-Николь Лемьё, Барочный оркестр Bollenti Spiriti Национальной оперы Лиона, Стефано Монтанари : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Мари-Николь Лемьё,
    Барочный оркестр Bollenti Spiriti
    Национальной оперы Лиона,
    Стефано Монтанари

    26 ноября 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Вивальди
    Stabat Mater для контральто, струнных и basso continuo
    Концерт ре минор (из цикла «Гармоническое вдохновение») для двух скрипок, виолончели, струнных и basso continuo, соч. 3 № 11
    Чакона из Концерта до мажор для струнных
    Ария Тигринды из оперы «Роланд, мнимый безумец»
    Ария Селинды из оперы «Фарнак»
    Ария Пульхерии из оперы «Афинаида»
    Увертюра к опере «Олимпиада»
    Ария Ликида из оперы «Олимпиада»
    Ария Лучио из оперы «Тит Манлий»

    12+

    Абонемент №10:

    Мастера оперной сцены

    «Мари-Николь Лемьё — удивительная, потрясающая. Ее мастерски контролируемый голос справляется со всеми трудностями, его выразительная точность выходит далеко за рамки обычного исполнения» (Opéra Magazine). 

    «Ее вокальные качества — невероятное дыхание, головокружительные скачки между регистрами и прежде всего голос, наделенный глубоким тембром, способный легко переходить от нежности к яркой виртуозности — сочетаются с благородством, прекрасным чувством юмора, огромной жизненной энергией и коммуникабельностью, звучным смехом и способностью разделять чувства с публикой, дирижером и оркестром» (Opéra Online). 

    «Обладательница гибкого, легкого контральто и сокрушительного артистического обаяния, что позволяет ей запросто превращать выступление в мощное театральное представление» («Коммерсант»). 

    Мари-Николь Лемьё завоевала репутацию одной из лучших певиц-контральто современной сцены. Особую популярность ей принесло исполнение музыки барокко. Оперы Вивальди, идеально подходящие для голоса Лемьё, играют важную роль в ее карьере. Услышать певицу в коронном репертуаре сможет наконец и московская публика. За пульт барочного оркестра Bollenti Spiriti встанет один из самых востребованных дирижеров аутентичного направления Стефано Монтанари.

    Мари-Николь Лемьё

    Мари-Николь Лемьё родилась в 1975 году в Квебеке. Обучалась в Консерватории Шикутими, затем в Квебекской консерватории в Монреале у Мари Давлюи. Стартом ее международной карьеры стала победа на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, где Мари-Николь завоевала Премию королевы Фабиолы (I премию) и специальную премию Lied Prize как лучшая исполнительница камерной музыки.

    С этого момента она покорила самые престижные сцены мира – миланский театр Ла Скала, Королевский оперный театр Ковент-Гарден в Лондоне, Национальную оперу и Театр Елисейских Полей в Париже, Театр Капитолия Тулузы, Королевский театр де ла Монне в Брюсселе, Берлинскую, Венскую и Баварскую государственные оперы, Цюрихскую оперу, оперные театры Торонто и Монреаля, венский Театр ан дер Вин, Королевский театр в Мадриде, театр Лисеу в Барселоне, Зальцбургский фестиваль, оперный Глайндборнский фестиваль, фестиваль «Хорегии Оранжа» во Франции. 

    Популярность певице принесли интерпретации музыки барокко, в том числе партий в операх Глюка («Орфей»), Генделя («Юлий Цезарь», «Орландо», «Ариодант», «Роделинда», а также в ораториях «Соломон», «Иевфай» и «Теодора»), Вивальди («Гризельда», «Неистовый Роланд»), Монтеверди («Возвращение Улисса на родину»). Позже в ее обширный репертуар вошли оперы французских и итальянских композиторов XIX–XX столетий – «Троянцы» Берлиоза, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Кармен» Бизе; «Вильгельм Телль», «Танкред» и «Итальянка в Алжире» Россини, «Фальстаф», «Трубадур» и «Бал-маскарад» Верди, «Триптих» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини и др. 

    Мари-Николь Лемьё выступает также с концертными программами и сотрудничает с известными коллективами, в числе которых Нью-Йоркский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции и Филармонический оркестр Радио Франс, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Национальный оркестр Капитолия Тулузы, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Лос-Анджелесский филармонический, лондонский оркестр «Филармония», ЗКР оркестр Санкт-Петербургской филармонии и др. Она выступала с выдающимися дирижерами современности, такими как Мюнг-Вун Чунг, Шарль Дютуа, Иван Фишер, Микко Франк, Даниэле Гатти, Бернард Хайтинк, Пааво Ярви, Бернар Лабади, Луи Лангре, Курт Мазур, Кент Нагано, Джон Нелсон, Янник Незе-Сеген, Джанандреа Нозеда, Антонио Паппано, Мишель Плассон, Пинхас Штайнберг, Пинхас Цукерман и др. В концертном репертуаре Лемьё – Реквием Верди, симфонии Малера, вокально-симфонические произведения Брамса, Вагнера, Шоссона, Равеля, Малера, Берлиоза и др. 

    В обширной дискографии певицы – записи музыки Вивальди для Naïve (опера «Неистовый Роланд», удостоенная премии Victoire de la Musique-2005, оперы «Гризельда», «Верная нимфа», Stabat mater, Nisi dominus), вокальный цикл Берлиоза «Летние ночи», «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Вагнера, песни Малера на стихи Рюккерта, альбом французской музыки “L'Heure Exquise” (с пианистом Даниэлем Блюменталем), песни Шумана, альбом арий из французских опер “Ne me refuse pas” (с Национальным оркестром Франции; диск удостоен Премии Академии Шарля Кро), сборник дуэтов из опер Генделя “Streams of Pleasure” (с сопрано Кариной Говен), сборник романсов и песен “Chansons perpétuelles” (с пианистом Роджером Виньолем) и другие. С программы, посвященной музыке Россини (“Rossini, sì, sì, sì, sì”), началось сотрудничество певицы с компанией Warner Classics, для которой она также записала партию Кассандры в опере Берлиоза «Троянцы». 

    В числе ангажементов певицы в сезоне 2018/19 – «Трубадур» (Азучена) в Королевской опере в Мадриде, «Фальстаф» (Миссис Квикли) в Королевском театре Ковент-Гарден, «Агриппина» Генделя (Отон, Юнона) – гастрольный тур с ансамблем Il Pomo d 'Oro, «Фальстаф» и «Пеллеас и Мелизанда» (Женевьева) в Метрополитен-опере в Нью-Йорке. В планах на сезон 2019/20 – «Мадам Баттерфляй» (Сузуки) в Парижской национальной опере (Опера Бастий), «Коронация Поппеи» Монтеверди (Нерон) и «Торжествующая Юдифь» Вивальди (заглавная партия) в Театре Елисейских Полей, «Фальстаф» и «Итальянка в Алжире» (Изабелла) в Венской государственной опере. 

    Мария-Николь Лемьё удостоена премии Juno, Национального ордена Квебека (кавалер), ордена Искусств и Литературы Квебека, ордена Канады, ордена Плеяды (кавалер), а также звания почетного доктора Квебекского университета в Шикутими.

    Барочный оркестр Лионской оперы I Bollenti Spiriti

    Создание коллектива I Bollenti Spiriti – естественное развитие линии, намеченной еще Джоном Элиотом Гардинером, знаменитым представителем исторически информированного исполнительства, основателем и первым музыкальным руководителем Оркестра Лионской оперы (1983–1988). Как продолжение его идей и принципов родился инструментальный ансамбль I Bollenti Spiriti, объединивший избранных музыкантов оркестра театра под руководством скрипача, клавесиниста и дирижера Стефано Монтанари. Цели создания коллектива – поддержка Оркестра Лионской оперы в постоянном развитии и в соответствии с требованиями нашего времени, освоение барочного и доклассического репертуара, поиск новых подходов к интерпретации.

    Под управлением Стефано Монтанари и в сотрудничестве с дирижерами всего мира музыканты Оркестра Лионской оперы открывают репертуар от Монтеверди и Вивальди до Глюка и Моцарта, исполняя их сочинения на исторических инструментах. Помимо публики Лиона и всего региона Овернь – Рона – Альпы, с результатами этой работы знакомятся слушатели самых разных городов Франции и других европейских стран. В 2018 году коллектив I Bollenti Spiriti сопровождал в турне Сандрин Пьо и участвовал в постановке «Дон Жуана» Моцарта, а в сезоне 2019/20 участвует в постановке «Роделинды» Генделя и туре с Мари-Николь Лемьё.

    Стефано Монтанари

    Скрипач, клавесинист и дирижер Стефано Монтанари – яркий представитель исторически информированного исполнительства, один из наиболее востребованных и авторитетных интерпретаторов музыки барокко и классицизма. Окончил Музыкальную академию Флоренции, получив степень магистра искусств по камерному ансамблю (класс профессора Пьера Нарчизо Мази), затем обучался дирижированию в Консерватории итальянской Швейцарии в Лугано под руководством Карло Кьяраппы.

    В 1995–2012 годах был концертмейстером ансамбля Accademia Bizantina («Византийская академия») под руководством Оттавио Дантоне. В настоящее время возглавляет барочный оркестр Лионской оперы I Bollenti Spiriti. Выступает с известными коллективами, исполняющими старинную музыку, в частности с Les Talens Lyriques под руководством Кристофа Руссе, Concerto Köln, Arion, I Pomeriggi Musicali, Il Pomo d'oro, барочным оркестром Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и др. Сотрудничает с крупнейшими оперными театрами Европы, особенно тесно – с театром Ла Фениче в Венеции и Лионской национальной оперой. 

    В Венеции в репертуар маэстро вошли оперы «Эритрея» Кавалли (первое исполнение в новейшей истории), «Счастливый обман», «Брачный вексель» и «Севильский цирюльник» Россини, «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан» Моцарта, «Любовный напиток» Доницетти, оперетта «Веселая вдова» Легара; в Лионе – оперы «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Граф Ори» и «Золушка» Россини, «Альцеста» Глюка, «Роделинда» Генделя. 

    В числе важнейших ангажементов прошлых сезонов – дебют Монтанари в Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон) с оперой «Так поступают все женщины»; дебют с труппой Римской оперы в Термах Каракаллы («Севильский цирюльник»), а также «Золушка» и «Путешествие в Реймс» Россини в Римской опере; «Дафна» Кальдары во Дворце дожей в Венеции; «Путешествие в Реймс» (новая постановка Дамиано Микьелетто) в Амстердаме; «Дон Жуан» на сцене Арена ди Верона; «Свадьба Фигаро» в Опере Ломбардии; концертное исполнение оперы «Милосердие Тита» Моцарта в Москве с ГАКО России на сцене Зала Чайковского; «Так поступают все женщины» в Большом театре России; «Агриппина» Генделя и «Милосердие Тита» в Антверпене; «Дидона и Эней» Пёрселла в Опере Флоренции; «Моисей в Египте» Россини в неаполитанском театре Сан-Карло и др. 

    С концертными программами Стефано Монтанари выступал как солист и дирижер в крупнейших музыкальных центрах Италии и за ее пределами. Неоднократно исполнял все сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло в Италии (в том числе на фестивале «Музыкальные недели» в Стрезе) и Франции, исполнил «Бранденбургские концерты» Баха в Лионской опере, концерты Гайдна на фестивале MITO SettembreMusica (Турин – Милан), Stabat Mater Россини в Варшаве (с оркестром Варшавской филармонии). 

    В дискографии маэстро – альбомы, выпущенные фирмами Foné, Frequenz, Denon, Opus 111, Erato, Virgin, Tactus, Astrée, Thymalus, Simphonya, Bottega Discantica, Decca, Oiseau Lyre и Naïve. Многие из них были удостоены престижных международных наград, в том числе MIDEM и Diapason d’Or. Запись песни "O Solitude" («Одиночество) Пёрселла с Андреасом Шоллем для Decca номинировалась на премию Grammy. Запись сонат и партит Баха издана итальянским музыкальным журналом Amadeus. 

    Монтанари сотрудничает с джазовым саксофонистом и композитором Джанлуиджи Тровези. Автор книги «Метод игры на барочной скрипке», опубликованной издательством Carisch. В творческих планах маэстро на сезон 2019/20 – «Ифигения в Тавриде» Глюка и «Торжествующая Юдифь» Вивальди (премьера) в Государственной опере Штутгарта, «Золушка» Россини (премьера) в Большом театре Женевы, «Свадьба Фигаро» Моцарта (премьера) в Опере Лиона, а также выступления с ансамблем I Pomeriggi Musicali в Милане и европейское турне с ансамблем Il Pomo d'oro.