МГАСО, Павел Сорокин, Злата Чочиева : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    МГАСО, Павел Сорокин, Злата Чочиева

    11 марта 2015

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Лист
    «Прелюды», симфоническая поэма
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Вагнер
    Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
    «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»
    Увертюра к опере «Тангейзер»

    12+

    Абонемент №89:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П. Когана

    Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. В апреле 2023 года ему исполнилось 80 лет. 

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.

    Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, сочинений современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений, киномузыки, камерных опусов.

    Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Постоянно расширяется уникальный контент социальных сетей коллектива, пользующийся большой популярностью. Деятельность МГАСО широко освещается федеральными и региональными СМИ. 

    МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах. Активно выступает как с отечественными дирижерами и солистами, так и с зарубежными музыкантами. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России. В 2020 году впервые принял участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».

    Павел Сорокин

    Павел Сорокин родился в 1963 году в семье артистов Большого театра – певицы Тамары Сорокиной и танцовщика Шамиля Ягудина. Окончил с отличием Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «фортепиано» (класс профессора Льва Наумова, 1985) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Юрия Симонова, 1989). В 1987–1989 годах стажировался в Парижской консерватории у профессора Жан-Себастьяна Беро, затем (в рамках Тэнглвудского фестиваля) – в Бостонском симфоническом оркестре под руководством Леонарда Бернстайна и Сейдзи Озавы.

    В 1989 году был принят в Большой театр России, где осуществил постановки оперы «Иоланта» Чайковского, балетов «Корсар» Адана, «Баядерка» Минкуса, «Сильфида» Левенскольда, «Дама с камелиями» на музыку Шопена, «Лебединое озеро» Чайковского (восстановленная версия первой постановки Юрия Григоровича) и «Онегин» на музыку Чайковского, «Раймонда» Глазунова, Dream of Dream на музыку Рахманинова, «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского, «Петрушка» и «Аполлон Мусагет» Стравинского, «Блудный сын» Прокофьева и «Классическая симфония» на музыку Прокофьева, «Светлый ручей» и «Болт» Шостаковича, «Пламя Парижа» Асафьева, «Легенда о любви» Меликова. В июне 2022 года представил новую сценическую версию балета Валерия Гаврилина «Анюта».

    В обширном репертуаре дирижера – оперы «Жизнь за царя» Глинки, «Опричник», «Орлеанская дева», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Царская невеста», «Моцарт и Сальери» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Обручение в монастыре» и «Игрок» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Травиата», «Бал-маскарад» и «Макбет» Верди; балеты «Жизель» Адана, «Коппелия» Делиба, «Шопениана», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золотой век» Шостаковича, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна, «Эскизы» Шнитке, «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина; симфонические произведения отечественных и зарубежных композиторов, музыка современных авторов. 

    В 1996 году Павел Сорокин ассистировал Мстиславу Ростроповичу во время постановки в Большом театре оперы «Хованщина» Мусоргского в редакции Шостаковича; в дальнейшем вел этот спектакль. 

    Среди коллективов, с которыми сотрудничал дирижер, – оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. В 2000–2002 гг. был главным дирижером Государственного симфонического оркестра радио и телевидения, в 2003–2007 гг. – Симфонического оркестра России под руководством Вероники Дударовой. С 2007 по 2022 годы – приглашенный дирижер лондонского Королевского театра Ковент-Гарден. 

    Номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска – 2009» за балет «Пламя Парижа» Асафьева (постановка Алексея Ратманского).

    В дискографии дирижера – записи произведений Чайковского, Рахманинова, Грига, осуществленные с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и ГСО радио и телевидения. В 2014 году с Квинслендским симфоническим оркестром записал балет «Щелкунчик» Чайковского.

    В 1997 году Павлу Сорокину присвоено почетное звание «Заслуженный артист России». 

    Злата Чочиева

    Злата  Чочиева начала выходить на концертную сцену ещё в пятилетнем возрасте, а уже через два года в Большом зале Московской консерватории исполнила Концерт № 17 для фортепиано с оркестром Моцарта. В двенадцать лет она дала сольный концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории, который транслировался по российскому телевидению. Об этом вечере пресса писала: «Программа концерта поражала совсем недетским наполнением. А еще ― осмысленностью стилевого ощущения вкупе с технической безграничностью».

    Вскоре после этого Злату услышал Михаил Плетнёв, оказавший на молодую артистку огромное влияние. Он пригласил её сыграть несколько концертов с Российским национальным оркестром. Злата также стала одним из двух юных пианистов, удостоенных чести заниматься под руководством маэстро.

    Злата Чочиева регулярно концертирует в самых знаменитых залах мира: среди них ― Геркулес-холл (Мюнхен), Консертгебау (Амстердам), театр «Ла Фениче» (Венеция), Концертный зал «Тиволи» (Копенгаген), Дом музыки (Порту), Культурный центр «Белем» (Лиссабон), Центр исполнительских искусств Броуэрда (Майами), Концертный зал имени П. И. Чайковского (Москва), Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга. Артистка выступает с самыми значимыми симфоническими и камерными оркестрами мира, в числе которых Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр «Тиволи», Королевский камерный оркестр Валлонии, Симфонический оркестр радио Словакии, Филармонический оркестр Ниццы, Мюнхенский камерный оркестр; сотрудничает с дирижерами Михаилом Плетнёвым, Владимиром Спиваковым, Терье Миккельсеном, Симоном Гауденцем, Туганом Сохиевым, Мареком Пиаровским, Полом Гудвином, Гинтарасом Ринкявичусом и многими другими. Пианистка принимает участие во многих известных музыкальных фестивалях в России, Швеции, Швейцарии, США, в том числе ― в Фортепианном фестивале в Майами и Фестивале Марты Аргерих в Лугано. Её выступления транслируются по телевидению и радио в Италии, Бельгии, Испании, Германии, Польше, России, Дании, Норвегии, США.

    Злата Чочиева ― лауреат четырнадцати международных фортепианных конкурсов, среди которых конкурс имени Шимановского (Польша), фортепианный конкурс «Тиволи» (Дания), конкурс ARD (приз Моцарта, Германия). Пианистка ― обладательница первых премий на международных конкурсах “Frechilla-Zuloaga” (Испания) и “Alberto Fano” (Италия), а также ― Золотой медали на фортепианном конкурсе в Копенгагене (Дания), Серебряной медали на Первом международном фортепианном конкурсе в Санта-Катарине (Бразилия), где она также была удостоена приза «за лучшее исполнение произведений Шопена» и «Приза зрительских симпатий».

    Дискография пианистки насчитывает пять компакт-дисков, два из которых выпущены компанией “Piano Classics”. Записанные ею «Вариации на тему Шопена» и Первая соната Рахманинова получили превосходные отзывы в самых авторитетных музыкальных журналах: “Gramophone”, “Fono Forum” и “Piano News”. А диск с записью 27 этюдов Шопена был номинирован на премию Немецкой Музыкальной Критики (“Preis der Deutschen Schallplattenk-ritik”) и вошел в десятку лучших музыкальных альбомов месяца по мнению журнала “Gramophone” (Gramophone Editor’s choice). Об этом альбоме рецензенты писали: «...могу с уверенностью сказать: на моей памяти ― это одна из самых вдохновенных, мастерски исполненных и великолепно прозвучавших записей» (Джереми Николас, “Gramophone”).  «Эту запись можно бесспорно причислить к высшей лиге, вместе с исполнениями М. Перайа и М. Поллини» (Ян де Крюйиф, Musicalifeiten.nl).

    Злата с удовольствием выступает и в составе камерных ансамблей. На данный момент ее постоянные партнеры в трио ― Эрмир Абеши (скрипка) и Николай Шугаев (виолончель); она также выступает в фортепианном дуэте с Рэмом Урасиным.

    В нынешнем и предстоящем концертных сезонах ожидаются выступления З. Чочиевой на Международном фестивале Марты Аргерих в Лугано, сольные концерты в Парижской и Берлинской филармониях, участие в Фортепианном фестивале в Майами, а также в проекте Московской филармонии и Министерства культуры Российской Федерации «Звёзды XXI века», в рамках которого запланированы сольные выступления и концерты с оркестрами практически во всех крупнейших культурных центрах России.

    Злата Чочиева родилась в 1985 году в Москве, с четырёх лет начала обучаться музыке, занимаясь по классу фортепиано с преподавателем Н. А. Доленко в музыкальной школе имени Флиера. В 2000 – 2003 годах она продолжила занятия под руководством М. В. Плетнёва в классе К. А. Шашкиной в Центральной специальной музыкальной школе при Московской консерватории. В 2008 году Злата Чочиева с отличием окончила Московскую государственную консерваторию, а затем ― аспирантуру МГК (2012) в классе профессора П. Т. Нерсесьяна, профессора А.З. Бондурянского и Н. А. Рубинштейн (камерный ансамбль). Пианистка также принимала участие в мастер-классах многих известных музыкантов: Павла Гилилова, Паскаля Девуайона, Дмитрия Башкирова, Пауля Бадуры-Скоды, Абделя Эль Баши, Джерома Ловенталя, Стивена Ковачевича. С 2012-2014 год Злата Чочиева проходила обучение в аспирантуре университета «Моцартеум» (Зальцбург) в классе профессора Жака Рувье, который в 2013 году назначил ее своим ассистентом.

    Злата ― обладательница премии фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва). В 2005 году она стала самой молодой исполнительницей, получившей звание «Заслуженная артистка республики Северная Осетия-Алания».