«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Винфрид Бёниг

  • LIVE

Камерный зал Филармонии

Его величество ритм

  • LIVE

    МГАСО под управлением Павла Когана, Лоран Петижирар

    15 февраля 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Исполнители:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

    Дирижёр – Лоран Петижирар /Франция/

    В программе:

    Л.ПЕТИЖИРАР
    «Двенадцать охранников храма», симфоническая поэма
    «Безумец Эльзы», цикл из шести песен для альта и оркестра на слова Луи Арагона
    «Эуфония», симфоническая поэма

    Петижирар Лоран

    Композитор, пианист, дирижёр Лоран Петижирар родился в 1950 году. Игре на фортепиано он обучался у своего отца Сержа Петижирара (ученика великого Альфреда Корто), композиции — у Алена Кремски.

    Творчество Перижирара охватывает самые разные жанры: от опер и симфонических партитур до музыки к кинофильмам (более 160), документальным фильмам и сериалам (в т.ч. «Комиссар Мегрэ», около 50 серий). Его первая опера, «Джозеф Меррик, человек-слон» (либретто Эрика Нона), впервые была исполнена на французском языке в феврале 2002 года в Пражской Государственной Опере под управлением автора (режиссер Даниэль Мегиш). Затем она шла на сценах Оперного театра Ниццы и Миннеаполиса (США). В 2009 композитор закончил вторую оперу, «Гуру» (либретто Ксавье Мореля), премьера которой планируется в Оперном театре Ниццы в сезоне 2011-2012.

    Среди других произведений композитора наибольшей известностью пользуются: «Поэма для большого струнного оркестра», «Сумасшествие Эльзы» (цикл из 6 песен для меццо-сопрано и оркестра на стихи Луи Арагона), арфовый септет «Стремящийся к жизни», три симфонических поэмы, «Диалог» для альта с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром, «Сборник легенд» для скрипки с оркестром. В марте увидит свет издание сочинения Réflexions Croisées для виолончели и ударных (соч. 2008 года).

    С 1984 года права на издание произведений Петижирара принадлежат Éditions Durand.

    Ещё одно призвание музыканта — дирижёрская деятельность. В 1989 году он создал Французский симфонический оркестр и руководил им до 1997 года. С 1987 по 1997 он возглавлял Фестиваль и Академию во Флэне (департамент Верхняя Савойя). В декабре 2004 года Лоран Петижирар был избран музыкальным руководителем парижского Оркестра Колонна (Orchestre Colonne). В октябре 2009 года контракт был продлён до июня 2014.

    Маэстро много и успешно гастролирует во Франции и по всему миру как приглашённый дирижёр (Оркестр Парижской оперы, Филармонический оркестр Монте-Карло, Национальный оркестр Франции, Национальные оркестры Лиона, Бордо, Лилля, Филармонический оркестр Страсбурга, симфонические оркестры Иерусалима, Бамберга, Берлина, оркестры Tonhalle (Цюрих), театра La Fenice (Венеция), ВВС, Симфонический оркестр Юты (США), Сеульский филармонический оркестр и оркестр CBS (Корея), Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Испании…). В феврале 2009 Лоран Петижирар дирижировал ораторией Берлиоза «Детство Христа» в Опере Тулона, а в апреле-мае 2009 — «Замком в Карпатах» Филиппа Эрсана в Опере Ренна и парижском зале Плейель.

    1 марта 2008 года дирижёр впервые выступил в Москве. Вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф.Светланова он исполнил Симфонию ре-минор Франка, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сен-Санса (солистка — Полина Осетинская) и одно из наиболее известных своих сочинений — симфоническую поэму «Двенадцать хранителей Храма» (2003-2004), созданную по заказу Французского Радио.

    Сотрудничает с такими выдающимися музыкантами современности, как Пьер Амойяль, Брижит Анжерер, Марта Аргерих, Чечилия Бартоли, Максим Венгеров, Паскаль Девуайон, Анри Демаркетт, Монтсеррат Кабалье, Альфредо Краус, Иво Погорелич, Фазиль Сай, Нельсон Фрейре и многие другие.

    В качестве дирижёра и пианиста-ансамблиста Лоран Петижирар записал около 30 CD с произведениями Альбениса, Бартока, Бетховена, Бизе, Брамса, Бруха, Буальдье, Гайдна, Грига, Давида, Дебюсси, Дюка, Лютославского, Массне, Мендельсона, Моцарта, Онеггера, Оффенбаха, Пуленка, Равеля, Россини, Русселя, Сен-Санса, Сибелиуса, Томази, Уолтона, Форе, Франка, Чайковского, Шоссона, Шумана, французских композиторов XIX-XX вв., а также около 20 собственных произведений. Среди этих записей особо выделяются оратория «Жанна д'Арк на костре» Онеггера и несколько мировых премьер, включая «Ночного Гаспара» Равеля в оркестровке Мариуса Констэна.

    С 2002 года Петижирар сотрудничает с фирмой звукозаписи Naxos, где выпущены 3 CD и DVD с его симфоническими произведениями, опера «Джозеф Меррик, человек-слон» и полная версия балета Равеля «Дафнис и Хлоя» с Национальным оркестром Бордо.

    Для звукозаписывающей компании Chant du Monde он сделал запись своего виолончельного концерта (Филармонический оркестр Монте-Карло, солист Гэри Хоффман) и Le Légendaire для скрипки, хора с оркестром (солист Огюстен Дюмей, которому и посвящено это произведение).

    Лоран Петижирар — кавалер Ордена Искусств и Литературы и Ордена Почетного Легиона. В 1987 году получил премию SACD (Французского общества драматургов и композиторов) в номинации «Лучший молодой композитор», в 1990 — приз SACEM (Общества композиторов и аранжировщиков). В 2000 году «Концерт для виолончели» принес ему «Гран-при Лицея» в номинации «Композиторы», а в 2001 опера «Джозеф Меррик, человек-слон» удостоилась «Музыкальной премии» SACD. В декабре 2000 года он был избран членом Академии изящных искусств, в январе 2010 избран её вице-президентом.

    В ближайших творческих планах композитора и дирижёра — концерты в Будапеште (2 марта), Москве (6 марта с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана), Париже (20 марта, 8 и 14 ноября), на фестивале Serres d'Auteuil; исполнение танцевально-поэтической композиции «Маленький принц» (последняя по времени создания партитура Лорана Петижирара, премьера состоится в Опере Авиньона 16-21 мая 2010, затем она прозвучит 15-17 октября в Реймсе).