Милорад Павич – Рассказы из сборников: «Русская борзая», «Роман как держава», «Звёздная мантия», «Железный занавес», «Кони Святого Марка» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Милорад Павич –
    Рассказы из сборников:
    «Русская борзая»,
    «Роман как держава»,
    «Звёздная мантия»,
    «Железный занавес»,
    «Кони Святого Марка»

    14 декабря 2014

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Авангард Леонтьев (художественное слово)
    Тигран Матинян (тенор)
    Константин Казначеев (скрипка)
    Хироко Иноуэ (орган-позитив, фортепиано)
    В программе:
    Барток
    Tempo di ciaccona из Сонаты для скрипки соло
    Мендельсон
    Свадебный марш из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
    Равель
    Lento, quasi cadenza из Рапсодии «Цыганка»

    Гийю
    Пьеса из цикла «Мистические пьесы»

    Йошимацу
    Пьеса из сборника “Pleiades Dances”

    Народная болгарская песня «Хубава си, моя горо…». Слова Л.Каравелова

    Милорад Павич
    Рассказы из сборников: «Русская борзая»,
    «Роман как держава», «Звёздная мантия»,
    «Железный занавес», «Кони Святого Марка»

    12+

    Абонемент №197:

    Вперёдсмотрящий.
    Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Авангард Леонтьев

    Авангард Леонтьев – народный артист России, лауреат Государственной премии России, артист МХТ имени А. П. Чехова.

    Его творчество многогранно – А. Леонтьев проявил себя как великолепный актер, талантливый режиссер, яркий чтец, востребованный преподаватель.

    С детства он мечтал об актерской карьере и с удовольствием ходил в школьный драмкружок, затем в студию художественного слова при Дворце пионеров. В старших классах сам организовал театральную студию, в которой занимался с одноклассниками.

    В 1968 году Авангард Леонтьев окончил Школу-студию МХАТ (курс П. Массальского) и был приглашен в труппу театра «Современник». Работал с режиссерами Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Олегом Табаковым, Валерием Фокиным, Георгием Товстоноговым, Романом Виктюком и другими. В театре он играл в спектаклях «На дне», «Вечно живые», «Балалайкин и К°», «Двенадцатая ночь», «А поутру они проснулись», «Ревизор», «Квартира Коломбины», «Вишневый сад», «Карамазовы и ад», «Пигмалион».

    В 2004 году Авангард Леонтьев был принят в труппу МХТ. Параллельно сотрудничал со знаменитой «Табакеркой» – Театром под руководством Олега Табакова. В спектакле «Полоумный Журден. Мольериана», которым в 1987 году открылся этот театр, А. Леонтьев сыграл главную роль. Он же, совместно с О. Табаковым, выступил режиссером этой постановки.

    Авангард Леонтьев много снимался в кино у режиссеров Н. Михалкова в фильмах «Утомлённые солнцем», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»; М. Швейцера («Смешные люди», «Маленькие трагедии»); С. Газарова («Ревизор», «Пятый угол»); Н. Досталя «Гражданин начальник»); В. Фокина («Домби и сын», «Нумер в гостинице города NN»), П. Чухрая («Русская игра»); а также в фильмах «Парк советского периода», «Адъютанты любви», «Охотники за бриллиантами» и других кинолентах.

    Еще в семидесятые годы по приглашению Олега Табакова Авангард Леонтьев начал преподавать: сначала в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы, затем в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ (1976–1990) на руководимых Табаковым курсах. В дальнейшем эти курсы составили основу труппы Московского театра-студии п/р Олега Табакова.

    В 1989–2001 гг. Авангард Леонтьев руководил актерскими курсами в Школе-студии МХАТ, подготовив три выпуска. С 1998 года он – профессор кафедры мастерства актера.

    Среди его учеников много известных артистов: Е. Майорова, И. Нефедов, М. Зудина, С. Газаров, С. Беляев, В. Машков, Е Миронов, А. Мохов, А. Серебряков, А. Смоляков, И. Апексимова, О. Судзиловская, Д. Щербина, Д. Фекленко, А. Заворотнюк, Е. Пазенко и другие.

    Более 40 лет артист сотрудничает с Московской филармонией. Им подготовлены несколько сольных программ для старшеклассников и взрослой аудитории: В. Кондратьев «Сашка»; М. Горький «Детство»; Ф. Искандер – Рассказы («Начало», «13 подвиг Геракла», «О море»); «Собранье острых слов» (М. Лермонтов «Тамбовская казначейша», А. К. Толстой «Сон Попова», Д. Самойлов «Струфиан»); «Шедевры русской прозы» (Л. Толстой «Хаджи-Мурат», Н. Лесков «Чертогон»); Рассказы И. Бабеля («Пробуждение», «Начало», «Гедали», «Ди Грассо», «Король»).

    Леонтьева-чтеца отличает серьезный и вдумчивый подход к выбору литературного материала, умение увлечь слушателя в мир характеров и образов своих героев, заставить зримо увидеть картины рассказываемого и донести до каждого зрителя чувства и мысли авторов.

    Тигран Матинян

    Тигран Матинян (тенор) родился в 1979 году в Москве. Окончил школу с углубленным изучением музыки и хореографии, параллельно занимался в Музыкальном театре юного актера, где прошел начальный курс вокального и актерского мастерства. В 1996 году поступил на вокальное отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории (класс И.Воронова).

    В 2000-2005 гг. обучался в Российской академии музыки им. Гнесиных в классе профессора М.Агина. В 1998 года Т.Матинян работает в театре «Ленком» в качестве солиста-вокалиста.

    В 2005 году представлял Россию на выставке «ЭКСПО 2005». В мае 2007 года стал обладателем специальной премии на 13 международном конкурсе вокалистов Riccardo Zandonai в Рива дель Гарда (Италия).

    С 2001 года Тигран Матинян постоянно выступает в концертах Московской филармонии, проводимых лекторами-музыковедами С. Виноградовой, Ж.Дозорцевой, А.Варгафтиком, участвовал в программах А.Суетина. Сотрудничал с Московским государственным академическим симфоническим оркестром (дирижер Павел Коган), Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер Владимир Понькин), Российским государственным оркестром кинематографии (дирижер Сергей Скрипка) и другими коллективами. С 2008 года является солистом Ансамбля «Мадригал» Московской филармонии.

    Константин Казначеев

    Константин Казначеев окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (2007) и аспирантуру (2010) по классу скрипки профессора Е. К. Аджемовой. Лауреат международных конкурсов и фестивалей: IRO в Оксенхаузене (Германия, 2002, 2003), «Весна в России» (Москва, 2004) и «В мире таланта» (Пермь, 2011, Iпремия), дипломант Международного конкурса Р. Канетти в Анталии (Турция, 2007).

    Константин Казначеев выступал в качестве концертмейстера в оркестрах России и Европы. Как солист играл с коллективами под управлением Леонида Николаева, Константина Орбеляна, Тимура Мынбаева, Константина Чудовского, Николаса Паске, Клауса Арпа, Ильи Гайсина и других.

    Его партнерами по сцене были известные музыканты: Наталия Гутман, Павел Нерсесьян, Коля Блахер, Александр Галковский, Александр Бузлов, Назар Кожухарь, Ольга Ивушейкова и другие.

    В 2003–2011 годах — солист и концертмейстер Камерного оркестра МТКЦ Павла Слободкина. В 2006–2010 гг. — солист ансамбля Fandango, с 2008 — ансамбля старинной музыки Sankt-Joseph-Kapelle и ансамбля «Классика», с 2010 года — ансамбля Ástor-club. Сотрудничает с дуэтом  «Орган-оркестр» (Ф. Строганов и И. Лебедев).

    Константин Казначеев гастролировал с сольными и ансамблевыми программами в Германии, Швейцарии, Люксембурге, Италии, Франции, Японии, Чили. Принимал участие в фестивалях «Посвящение Олегу Кагану» и «К 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича».

    Обширный репертуар скрипача простирается от музыки эпохи барокко до сочинений современных авторов. Он исполнил соло скрипки в записи рок-оперы А. Градского «Мастер и Маргарита» (2009), в 2010-2015 годах участвовал в записях песен А. Градского, в том числе для альбома «Неформат» (2011). Художественный руководитель и солист Камерного оркестра театра «Градский Холл».

    С 2010 по 2013 год Константин Казначеев преподавал в РАМ имени Гнесиных (класс скрипки). В 2011—2015 гг. — руководитель инструментального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской, художественный руководитель и главный дирижер студенческого симфонического оркестра, организатор и художественный руководитель инструментального ансамбля «Камерата».

    Хироко Иноуэ

    Хироко Иноуэ родилась в г. Осака (Япония). Училась в Университете искусств в Киото. Окончила с отличием Московскую консерваторию и аспирантуру как пианистка (класс профессора Н. Штаркмана) и органистка (класс профессора А. Паршина). Стажировалась в Консерватории Принца Клауса (Голландия) по классу игры на исторических инструментах (профессор Тео Йеллема).

    Удостоена первых премий на Японском конкурсе пианистов в г. Саккаи, III Международном конкурсе пианистов им. М. Юдиной в Санкт-Петербурге. Лауреат и дипломант органных конкурсов имени Марчелло Галанти в Италии, конкурса Валерия Кикты в Москве и IV Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде.

    С 2006 года - солистка-органистка Калининградской областной филармонии. Параллельно ведет активную концертную деятельность в Москве, городах России и за рубежом.

    Хироко Иноуэ – серьезный, вдумчивый, тонкий музыкант. Ее репертуар поражает необычайной широтой исполнительского кругозора и разнообразием жанров.

    Она подготовила несколько фундаментальных сольных программ (монографические концерты из произведений И. С. Баха, органная музыка Франции и др.), регулярно выступает в формате «Орган плюс…», работая с Камерным оркестром Калининградской филармонии (концерты Баха, Генделя, Гайдна, Пуленка, Респиги), в ансамблях с инструменталистами (фортепиано, скрипка, саксофон), исполнителями на народных инструментах (цимбалы, домра) и вокалистами (концертные программы «Ave Maria», «Приглашение в оперу» и др.). Сотрудничает также с мастерами художественного слова (сценические композиции с московскими артистами театра и кино Ч. Хаматовой – «Куда ведет нас сладкий путь любви?», В. Карякиным - «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и др.). В этих проектах, требующих умения стилистически точно подобрать музыкальную ткань спектакля, ярко проявились профессионализм, высокая культура и эрудиция молодой органистки.

    В афишах концертов Хироко Иноуэ встречаются имена композиторов разных эпох и стран, причем, не только европейских. Начиная с 2007 года она регулярно знакомит поклонников органного искусства с практически не известной российскому слушателю музыкой Японии (Косаку Ямада, Иссеи Цукамото, Мичио Мияги) - в сольных программах и в ансамблях с музыкантами из Юго-Восточной Азии.

    В этом цикле концертов органично соединились Восток и Запад. Произведения Чайковского, Рахманинова, Таривердиева звучат рядом шедеврами европейского барокко и экзотической музыкой Страны Восходящего Солнца.

    Так, именно сочинения Таривердиева оказались созвучными трагедии, произошедшей на родине органистки, в Японии - катастрофе на атомной станции. Годовщине этого события Хироко Иноуэ посвятила тематическую концертную программу «Quo Vadis?», в которой исполнила фрагменты из органной симфонии Таривердиева «Кассандра».

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Давиду Федоровичу Ойстраху посвящается

    27.12.2015

    В программе:
    Франк
    Соната для скрипки и фортепиано ля мажор
    Равель
    «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки и фортепиано