Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П. Когана (к 70-летию коллектива) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Московский государственный
    академический симфонический оркестр
    под управлением П. Когана
    (к 70-летию коллектива)

    29 сентября 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Мендельсон
    Симфония № 5 («Реформационная»)
    Симфония № 2 («Хвалебная песнь») для солистов, хора и оркестра

    12+

    Абонемент №64:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П. Когана (к 70-летию коллектива)

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.

    Новая эра в истории МГАСО началась с приходом Павла Когана. Маэстро занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году и реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире.

    Визитной карточкой оркестра стали монографические циклы полных собраний симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный под лейблом Alto, куда вошли интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев».

    Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню исполнения коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами – в течение последних двадцати пяти лет гастроли МГАСО состоялись более чем в пятидесяти странах. Оркестр ежегодно дает концерты в Москве на сценах Большого зала консерватории и Концертного зала имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках персональных и сборных абонементов Московской филармонии. В сезоне 2018/19 по случаю своего 75-летия коллектив совершил беспрецедентное турне по 20 городам России от Москвы до Владивостока.

    Среди наиболее значимых событий сезона 2019/20 – исполнение цикла «Чайковский: 6 симфоний», Реквиема Верди, симфоний Шостаковича (№ 8), Шуберта (№ 9), Малера (№ 5) под управлением Павла Когана, участие в российской премьере кантаты «Память» Дженкинса, Реквиема Ллойда Уэббера, дебют в абонементах МГАФ «Звезды XXI века» и «Романтические концерты», представление новой серии «Симфонические приключения» с дирижером Айнарсом Рубикисом.

    (Пресс-служба оркестра)

    Павел Коган

    Искусство Павла Когана, одного из самых уважаемых и широко известных российских дирижеров нашего времени, уже более сорока лет вызывает восхищение любителей музыки всего мира. В 2011 году имя Маэстро вошло в список 10 величайших дирижеров XX века, составленный авторитетным британским телеканалом Classical TV.

    Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление Маэстро шло по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям, что в Советском Союзе было уникальным явлением.

    В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. В 2010 году коллегии судей было поручено выбрать лучшего из победителей состязания за всю историю его проведения для газеты «Хельсингин Саномат». По единогласному решению жюри им стал Маэстро Коган.

    Дирижерский дебют Когана, ученика И. Мусина и Л. Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда Маэстро понял, что дирижирование является центром его музыкальных интересов. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами и в стране, и в концертных турне за ее пределами по приглашению таких выдающихся мастеров, как Е. Мравинский, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский.

    Большой театр открыл сезон 1988–1989 гг. оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, и в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр.

    С 1989 года Маэстро является Художественным руководителем и Главным дирижером прославленного Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), ставшего под управлением Павла Когана одним из самых популярных и почитаемых российских симфонических коллективов.

    С 1998 по 2005 гг., одновременно с работой в Московском государственном академическом симфоническом оркестре, Павел Коган занимал пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).

    С самого начала своей карьеры и по сегодняшний день он выступает на всех пяти континентах с лучшими оркестрами, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский симфонический оркестр, симфонические оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос-Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Радио и Телевидения Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.

    Многочисленные записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Его диски восторженно принимаются критикой и публикой. Рахманиновский цикл в интерпретации Когана (Симфонии №№ 1, 2, 3, «Остров мертвых», «Вокализ» и «Скерцо») журнал Gramophone назвал «…пленительным, истинным Рахманиновым… живым, трепетным и захватывающим».

    За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Он является Народным артистом России, действительным членом Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена Искусств и литературы и других российских и международных наград.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории. Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга». 

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива. 

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. В юбилейном сезоне 2018/2019 Капелла провела музыкальный фестиваль с концертами в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 

    География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера. 

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем 

    Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». 

    31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». 

    (Пресс-служба Капеллы)

    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

    История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939). В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019). С 2020 года художественный руководитель коллектива – Геннадий Дмитряк.

    Госхор СССР стал флагманом отечественного хорового творчества, завоевавшим международный авторитет. Особое место среди множества записей Госхора занимает «Всенощное бдение» Рахманинова под управлением Александра Свешникова (1965) – исполнительский шедевр, удостоенный множества престижных наград. 

    В репертуаре коллектива – хоровая классика, музыка советских и современных композиторов, а также эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и др. 

    Значимую роль в творческой деятельности Госхора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах. В их числе концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады («Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»), концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова и др. Госхор – активный участник международных фестивалей. За последние годы коллектив выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии. 

    В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (АСО МГАФ, дирижер – Юрий Симонов), в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера). 

    В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы «Кармен» Бизе (дирижер Михаил Симонян, режиссер Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива на Исторической сцене Большого театра. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. Особенно яркой страницей в истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day»: в день национального праздника Российской Федерации хор дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017). 

    В 2018 году с антологией воинской песни «Слава русская» Госхор стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. Исследовательская, просветительская и концертная деятельность в рамках проекта была поддержана полномочными представителями Президента во всех федеральных округах.

    Юлия Новикова

    Выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу О. Д. Кондиной Юлия Новикова заключила свой первый контракт с театром Дортмунда еще будучи студенткой. Здесь с 2006 по 2008 гг. она выступила в партиях Олимпии («Сказки Гофмана»), Розины («Севильский цирюльник»), Шемаханской царицы («Золотой петушок») и Джильды («Риголетто»). Помимо этого в 2006 году молодая артистка дебютировала на прославленной сцене Мариинского театра в партии Флоры в опере Б. Бриттена «Поворот винта» (дирижеры В. Гергиев и П. Смелков).

    Юлия Новикова одержала победы на нескольких международных конкурсах: имени Вильгельма Стенхаммара в Швеции (2006), Женевском конкурсе (2007), «Новые голоса» (2007) и «Музыкальный дебют» (2008) в Германии, «Опералии» Пласидо Доминго в Будапеште (2009). Трижды, в том числе на «Опералии», где она завоевала первую премию, певица была удостоена приза зрительских симпатий.

    Одна из коронных партий Юлии – Царица ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта. С ней она блистала в театрах Франкфурта и Бонна, в Гамбургской, Берлинской и Венской государственных операх. Моцартовский дебют молодой певицы в знаменитом венском театре оказался столь успешен, что в 2010 году она была приглашена в его труппу. Другая Царица ночи – из оперы «Лабиринт» Петера фон Винтера – была воплощена Юлией в 2012 году на Зальцбургском фестивале. Опера «Лабиринт» была написана в конце XVIII в. как «вторая часть “Волшебной флейты”». Также на знаменитом фестивале в Зальцбурге певица исполняла сложнейшую партию колоратурного репертуара – Соловья в одноименной опере И. Стравинского.

    Ю. Новикову часто приглашают в Берлинскую Комическую оперу, где она выступает в партиях Джильды («Риголетто») и Олимпии («Сказки Гофмана»), а также в Боннскую оперу на роли Оскара («Бал-маскарад»), Медоро («Неистовый Роланд»), Блонды («Похищение из сераля»), Адины («Любовный напиток»), Амины («Сомнамбула») и в другие немецкие театры.

    В 2010 году Юлия пела Джильду в прямой телевизионной трансляции «Риголетто» из Мантуи, осуществлявшейся на 138 стран. Спектаклем в постановке Марко Беллоккьо дирижировал Зубин Мета, а в заглавной партии выступил Пласидо Доминго.

    Помимо насыщенного оперного графика Юлия Новикова активно концертирует, сотрудничая с Дуйсбургским филармоническим оркестром п/у Джонотана Дарлингтона, Филармоническим оркестром Немецкого радио п/у Кристофа Поппена, концертируя в Театре Елисейских Полей и Карнеги-холле. Певица выступала с сольными программами на «Фестивале каналов» в Амстердаме и Muziekdriedaagse Festival в Гааге, а также с гала-концертом в Будапештской опере и рожденственским концертом в Вене.

    Менди Фридрих

    Менди Фридрих обучалась вокальному искусству в Берлинском университете искусств и в аспирантуре Лейпцигской консерватории, которую она окончила в 2012 году. Ее педагогами были Ютта Шлегель, Роберт Гамбилл, Регина Вернер-Дитрих. Молодая певица совершенствовала свое искусство на мастер-классах, в том числе посещала занятия у выдающейся Ренаты Скотто.

    В годы учебы она выступала в студенческих спектаклях, где пела Фьордилиджи («Так поступают все» В. А. Моцарта), Елену («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена) и Марту в «Лимонах из Сицилии» Манфреда Трояна. М. Фридрих концертировала в Берлинской филармонии и Концертхаусе, гастролировала в Лондоне и Дрездене.

    В 2010 году певица успешно показала себя на двух международных конкурсах: Конкурсе Эрнста Хефлигера в Гштаде (II премия) и международном конкурсе вокалистов Competizione dell´Opera в Дрездене (I премия).

    Менди Фридрих близки моцартовские героини: она способна перевоплотиться в Царицу ночи из «Волшебной флейты», Донну Анну из «Дон Жуана», Графиню из «Свадьбы Фигаро», Фьордилиджи из оперы «Так поступают все», Констанцу из оперы «Похищение из сераля».

    В партии Царицы ночи певица дебютировала в театре города Хофа в Германии еще будучи студенткой. Сложнейшая и красивейшая ария сопранового репертуара – ария Царицы ночи звучит в «Волшебной флейте» единственный раз и длится три минуты, но та певица, которая способная ее исполнить, навсегда остается в истории музыкального театра. Вслед за успешным дебютом Менди Фридрих приглашают к участию в спектаклях «Волшебной флейты» в Государственный театр Мангейма, в театр Эссена, в Лейпцигскую оперу и театр Детмольда. С этой же партией она дебютировала на Зальцбургском фестивале в спектакле под управлением Николауса Арнонкура (режиссер – Йенс-Даниэль Херцог). В ближайших планах певицы – Царица ночи в Гамбургской государственной опере, а также другие героини Моцарта: Донна Анна в Опере Штутгарта, Графиня Розина в Новом национальном театре Токио.

    М. Фридрих выступает в известных европейских театрах и на фестивалях. Она пела Донну Анну на Фестивале Св. Маргариты в Австрии; выступила в роли Примадонны в опере «Театральные удобства и неудобства» Гаэтано Доницетти в Цюрихе, ярко раскрыв свой талант комической актрисы; впервые пела в «Ла Скала» в партии Стража порога храма в «Женщине без тени» Рихарда Штрауса под управлением Марка Альбрехта (режиссер – Клаус Гут); выступала в разных спектаклях Немецкой оперы в Берлине.

    Несмотря на молодость певицы, ее репертуар довольно обширен и включает также партии Ифигении («Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка), Послушницы («Мария Виктория» О. Респиги), Эльвиры («Пуритане» В. Беллини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Девушки-гусыни («Королевские дети» Э. Хумпердинка), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), а также сопрановые партии в кантате И. С. Баха Mein Herze schwimmt im Blut, «Немецком реквиеме» И. Брамса, «Мессии» Г. Ф. Генделя, «Большой мессе» до минор В. А. Моцарта, Евы в «Сотворении мира» Й. Гайдна. Особое место в репертуаре М. Фридрих занимают сопрановые партии кантат и ораторий Ф. Мендельсона. Среди них – оратории «Илия» и «Павел», Псалм №42 Wie der Hirsch schreit, а также симфония-кантата «Хвалебная песнь».


    Маркус Шафер

    Маркус Шафер – лауреат конкурса имени Карузо в Милане, обладатель премии «Грэмми». Свои первые контракты он заключил с Цюрихским оперным театром (1985-1986) и Немецкой оперой на Рейне (1987-1993), вскоре стал петь в ведущих европейских театрах – венецианском Ла Фениче и Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века. Среди недавних работ Шафера такие далекие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в Берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнеров певца были и есть выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки – Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие. Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществленная с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена «Грэмми», а оратория «Иов» Диттерсдорфа под управлением Германа Макса получила Приз немецких критиков в области звукозаписи. Маркус Шафер – профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.