Musica Viva, Кристофер Чен,
    Александр Рудин

    3 марта 2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Сен-Санс
    Концерт № 1 для виолончели с оркестром ля минор, соч. 33
    Бетховен
    Симфония № 3 ми-бемоль мажор, соч. 55 («Героическая»)

    12+

    Абонемент №102:

    Золотая классика. Московский камерный оркестр Musica Viva

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Среди недавних успешных записей коллектива – диск музыки Дворжака (2013, Fuga Libera) и альбом виолончельных концертов Хассе, К. Ф. Э. Баха и Хертеля (2016, Chandos).

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отмечает 40 лет со дня основания.

    Кристофер Чен

    Кристофер Чен – востребованный маэстро, выступающий с симфоническими и камерными оркестрами многих стран мира. 

    Начав обучение в Австралии, Чен получил степени бакалавра по классу фортепиано в Квинслендской консерватории и по классу дирижирования в консерватории Сиднея, а после этого – докторскую степень по оркестровому дирижированию в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе (США) под руководством Густава Мейера.

    В 2002 году Чен стал ассистентом дирижёра в Балтиморской опере, позже – ассистентом главного дирижёра Мухай Тана в Финской национальной опере. 

    В 2004 году он получил приглашение выступить с Шотландским симфоническим оркестром BBC на фестивале Св. Магнуса на Оркни. Спустя год был удостоен третьей премии на Пятом международном конкурсе дирижёров «Вахтанг Жордания – третье тысячелетие» в Харькове. В том же 2005 году он выиграл стипендию Г. Караяна для молодых дирижёров и был приглашён сотрудничать с оркестром Венской филармонии на Зальцбургском фестивале. 

    С тех пор музыкант регулярно и с успехом дирижирует оркестрами Европы, Азии, Америки. В их числе – Афинский государственный оркестр, Балтиморский камерный оркестр, Национальный симфонический оркестр Китая, оркестр Шанхайской филармонии, симфонические оркестры Джексонвилла, Виннипега, Цзянсу, Макао, Гаосюна, Тайваня и др. В Австралии дирижёр работал с Квинслендским симфоническим оркестром, симфоническими оркестрами Тасмании и Мельбурна. 

    В 2007 г. Чен был назначен музыкальным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра провинции Цзянсу. С тех пор он живет и работает преимущественно в Китае: занимал должности художественного руководителя Центра культуры и искусств в Сучжоу (SSCAC), профессора дирижирования и магистерской программы в Шанхайской консерватории, профессора, генерального директора и художественного руководителя Центра исполнительских искусств в Нанкине. 

    В сентябре 2013 г. Чен возглавил Консерваторию в Университете науки и техники в Сучжоу. Благодаря его усилиям значительно вырос международный статус Консерватории, подписаны соглашения о сотрудничестве с Академией Сибелиуса в Хельсинки и Консерваторией Пуччини в Ла Специа (Италия). Чен дирижировал хором Консерватории, который выиграл Золотую медаль на крупнейшем хоровом конкурсе в Китае – National Golden Bell Choir Competition. 

    Кристофер Чен – один из экспертов «Тысячи талантов», уникальной программы для молодых деятелей науки и культуры Китая. 

    С 2014 г. дирижёр руководит Baroque Camerata на Тайване и Молодёжным симфоническим оркестром Tapiola в Финляндии. В 2016 г. он также занял пост генерального директора и художественного руководителя нового Центра исполнительских искусств в Цзянсу и в настоящее время продолжает свою деятельность как дирижёр, пианист, педагог и топ-менеджер в области музыкального искусства.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

    Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

    «Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался – в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, – говорит Рудин. – Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше – как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста – еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

    С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

    Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

    В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    IX Большой фестиваль РНО

    Режиссерская версия

    23.09.2017

    В программе:
    Прокофьев
    «Сны» – симфоническая картина
    Сен-Санс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Лятошинский
    Симфония № 3

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Свободно – о серенаде, скерцо, Сен-Сансе, Сибелиусе, Стравинском и Свиридове

    18.02.2018

    В программе:
    Дунаевский
    Увертюра из музыки к кинофильму «Дети капитана Гранта»
    Мендельсон
    Скерцо из Октета для струнных ми-бемоль мажор, соч. 20
    Свиридов
    Вальс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»
    Сибелиус
    «Грустный вальс», соч. 44
    Сен-Санс
    Фрагменты зоологической фантазии «Карнавал животных»
    Стравинский
    Фрагменты музыки балета «Аполлон Мусагет»
    Моцарт
    Финал «Маленькой ночной серенады», K. 525

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова, Василий Петренко, Борис Березовский

    Режиссерская версия

    26.10.2017

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Р. Штраус
    «Дон Жуан» – симфоническая поэма
    Бизе
    Сюита № 2 из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Musica Viva, Александр Рудин

    13.04.2018

    В программе:
    Хассе
    Серената «Марк Антоний и Клеопатра» для солистов, струнных и basso continuo
    Гендель
    Драматическая кантата «Аполлон и Дафна» для сопрано, баса и струнных и basso continuo

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Никита Мндоянц, Роман Мормыга, Динара Клинтон

    18.05.2018

    В программе:
    Сен-Санс
    Концерт № 1 для виолончели с оркестром
    Лист
    «Пляска смерти» (парафраза на Dies irae) для фортепиано с оркестром
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

    Режиссерская версия

    15.01.2018

    Стравинский Сюита из музыки балета «Пульчинелла»

    В программе:
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Пульчинелла»
    Сен-Санс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 22
    Кодай
    «Танцы из Галанты»
    П. И. Чайковский
    Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 56

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Сергей Стадлер. Летний бенефис». Немецкая романтическая скрипичная музыка

    12.07.2016

    В программе:
    Бетховен
    Романс для скрипки с оркестром соль мажор, соч. 40
    Романс для скрипки с оркестром фа мажор, соч. 50
    Вагнер
    Романс «Грезы» для скрипки с оркестром
    Регер
    Романс для скрипки с оркестром соль мажор, соч. 50
    Р. Штраус
    Романс фа мажор, соч. 75 (версия для скрипки с оркестром)
    Шуберт
    Allegro moderato из Квартета № 13 ля минор «Розамунда» (версия для скрипки с оркестром)
    Шуман
    Концерт для скрипки с оркестром ре минор, WOO 1 (RSH)
    Мендельсон
    Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима». Российский национальный оркестр, Михаил Плетнёв, Александр Рудин

    26.12.2016

    В программе:
    Лядов
    «Волшебное озеро» – сказочная картинка для оркестра
    П. И. Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 9

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Musica Viva, Александр Рудин

    03.11.2016

    В программе:
    Телеман
    «Симфония сверчков»
    Увертюра “Wassermusik”, TWV 55:C3
    Корелли
    Concerto grosso («Рождественский»),
    соч. 6 № 8
    Вивальди
    Симфония до мажор, RV 111
    Концерт «Гармонические вдохновения» № 11 для двух скрипок, виолончели, струнных и basso continuo,
    соч. 3

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Musica Viva, Александр Рудин, Никита Борисоглебский

    23.12.2016

    В программе:
    Мендельсон
    Октет (версия для струнного оркестра)
    Григ
    Квартет № 1 соль минор (версия для струнного оркестра)
    Сибелиус
    Две юморески для скрипки с оркестром
    Шуберт
    Рондо для скрипки с оркестром