В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
14 марта 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №34:
«Шедевры и премьеры». Московский камерный оркестр Musica Viva
Абонементный цикл
«Шедевры и премьеры» – один из титульных проектов Московского
камерного оркестра Musica Viva, отражающий основные направления творческой
деятельности коллектива. Программы цикла формируются по принципу сочетания
признанных образцов классического музыкального искусства и произведений, редко
исполняемых на отечественных сценах, а то и вовсе забытых раритетов, воссоздающих
музыкальную историю той или иной эпохи во всей ее полноте и разнообразии. За
многие годы существования в рамках цикла была сформулирована и еще одна
художественная задача, а именно представление отечественной публике зарубежных
исполнителей – солистов и дирижеров, завоевавших признание на Западе, но пока
что мало известных нашим слушателям.
В
предстоящем сезоне 2014/2015 серия «Шедевры и премьеры» – это четыре концерта, каждый из которых
претендует на уникальный художественный статус. Два из них представят
масштабные сочинения кантатно-ораториального и оперного жанров с участием
интернационального состава солистов и постоянного партнера оркестра Musica Viva вокального
ансамбля Intrada, еще два будут посвящены инструментальной музыке
западноевропейских композиторов.
14 марта 2015 года
слушателям представится уникальная возможность услышать оперу Людвига ван
Бетховена «Фиделио» – единственную законченную оперу венского классика. Об этом сочинении
Бетховен писал в конце жизни: «Из
всех моих детищ это произведение стоило
мне при его рождении наибольших мук, позже доставило наибольшие огорчения и
поэтому оно мне дороже всех других».
Говоря об огорчениях, композитор имел в виду непростую судьбу оперы в
театре – обе прижизненные постановки (ко второй Бетховен создал новую редакцию)
провалились. При абсолютном признании
этого произведения в наши дни, оно, тем не менее, достаточно редкий гость на
театральных сценах. «Фиделио» нет в репертуаре ни одного российского театра, а
последнее исполнение оперы в концертном
зале силами Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялось
десять лет назад. Предлагая концертную версию «Фиделио» в рамках своего
абонемента, MusicaViva под управлением Александра Рудина восполняет этот репертуарный
пробел, представляя один из шедевров западноевропейского оперного театра
московским меломанам.
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2023/24 оркестр представляет новый цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.
Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).
Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).
С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.
Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.
В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.
Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой.
Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.
Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции.
Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день»(Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.
В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).
С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского.
Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.
Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов.
Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, Оркестр эпохи Просвещения, Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и другие. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Ансамбль с успехом выступал на престижных европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Вокальный ансамбль Intrada неоднократно становился первым исполнителем музыки XX–XXI веков, в том числе сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Ильи Демуцкого, Алексея Сысоева, Армана Гущяна, Ивана Муди. Он представил российские премьеры произведений Стива Райха, Мередит Монк, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо и др. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой.
Джулиана Бансе – одна из самых ярких молодых оперных певиц
современности.
Она родилась в Германии и выросла в Цюрихе. Первые уроки вокала брала у солистов Цюрихского оперного театра Пола Штейнера и Рут Ронер, позже совершенствовала мастерство у Бригитты Фассбендер и Дафны Евангелатос в Мюнхене.
В возрасте 20 лет певица дебютировала на сцене берлинской Комической оперы в партии Памины («Волшебная флейта» Моцарта). Диапазон ее творчества достаточно широк – от героинь опер Моцарта (Графиня в «Свадьбе Фигаро», Фьордилиджи в «Так поступают все», Донна Эльвира в «Дон Жуане», Вителлия в «Милосердии Тита»), до Евы («Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера), Геонвевы (одноименная опера Шумана), Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Арабеллы (одноименная опера Штрауса), Дочери («Кардильяк» Хиндемита). Недавно она успешно выступила в партии Леоноры («Фиделио» Бетховена), которую исполнила под управлением Николауса Арнонкура в Театре Ан дер Вин.
Джулиана Бансе пела в Венской государственной опере, на Зальцбургском фестивале. В сезоне 2013/14 дебютировала в Лирической опере Чикаго и в нью-йоркской Метрополитен-опере.
Певица активно концертирует. Она выступала на одной сцене с такими известными дирижерами, как Лорин Маазель, Бернард Хайтинк, Марис Янсонс, Риккардо Шайи, Франц Вельзер-Мёст, Зубин Мета.
Записи с участием Джулианы Бансе удостоены престижных наград. Среди них – две премии Echo Klassik: за оперу «Жанна д’Арк» Вальтера Браунфельса с Симфоническим оркестром Шведского радио под управлением Манфреда Хонека и Восьмую симфонию Малера с Цюрихским Тонхалле-оркестром под управлением Дэвида Цинмана.
В планах – запись диска с оперными ариями “PerAmore” с Филармоническим оркестром Немецкого радио Саарбрюкена-Кайзерслаутерна, альбома немецких песен-Lied “TiefinderNacht”, фильма-спектакля с оперой «Вольный стрелок» Вебера (партия Агаты) в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Дэниела Хардинга.
В ближайшем будущем Джулиана Бансе дебютирует в Амстердаме в партии Эльзы («Лоэнгрин» Вагнера), в Вене – Розалинда («Летучая мышь» Штрауса), в Барселоне – Фьордилиджи («Так поступают все» Моцарта).
В России певица выступает впервые.
Олеся Старухина родилась в Уфе. Окончила Уфимское училище искусств по классу хорового дирижирования (1994), вокальный факультет и аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных (2004, класс М. А. Миглау).
С 2003 года работает в Камерном музыкальном театре имени Б. Покровского. В ее репертуаре партии в спектаклях «Похождения повесы» И. Стравинского (Энн), «Альтист Данилов» А. Чайковского (Наташа), «Век DSCH» на музыку Д. Шостаковича (Она), «Волшебная флейта» и «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В. А. Моцарта (Памина и Церлина), «Джанни Скикки» Дж. Пуччини (Лауретта), «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Ф. Шуберта – Э. Денисова (Мария), «Нос» Д. Шостаковича (Дочь Подточиной, Соло в Казанском соборе), «Ревизор» В. Дашкевича (Мария Антоновна) и многие другие партии классического, романтического и современного репертуара.
Родился в 1975 году в Харькове. Окончил дирижерско-хоровое отделение Харьковского музыкального училища имени Б. М. Лятошинского и вокальный факультет Харьковского национального института искусств имени И. П. Котляревского (класс профессора Людмилы Цуркан, класс камерного пения Дианы Гендельман). Лауреат международных конкурсов имени Чайковского (2007), имени Дворжака (Карловы Вары, Чехия, 2000), «Янтарный соловей» (Калининград, 2002), имени Анатолия Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» (Донецк, 2002) и имени Бориса Гмыри (Киев, 2004).
В 2002–2003 годах был солистом Харьковского национального театра оперы и балета имени Лысенко. В 2003 году дебютировал в Национальной опере Украины имени Шевченко (Киев) в Реквиеме Верди, а также в Большом театре России в партии Бояна («Руслан и Людмила» Глинки, премьера). С сезона 2004/05 – солист Большого театра. Участвовал во многих знаковых проектах ГАБТа: российской премьере первой редакции оперы «Летучий голландец» Вагнера (партия Рулевого) и мировой премьере написанной по заказу Большого театра оперы «Дети Розенталя» Десятникова (партия Чайковского).
Позднее в репертуар певца вошли Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Рудольф («Богема» Пуччини), Макдуф («Макбет» Верди), Андрей («Мазепа» Чайковского), Царь Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лыков («Царская невеста» Римского-Корсакова), Шуйский («Борис Годунов» Мусоргского), Мефистофель («Огненный ангел» Прокофьева), Труффальдино («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Зиновий Борисович («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Капитан («Воццек» Берга) и другие партии. По приглашению Госкапеллы России (художественный руководитель – Валерий Полянский) участвовал в концертных исполнениях оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского (заглавная партия), опер «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Гофман), «Травиата» Верди (Альфред), «Русалка» Дворжака (Принц) и в других проектах.
Выступал в театрах Сан-Карло в Неаполе, Комунале в Болонье, имени Верди в Триесте, театрах Кальяри и Тулузы, дрезденской Земпер-опере, лейпцигском Гевандхаусе, театрах Веймара, Гётеборга и Сантьяго. Гастролировал в Великобритании, Германии, Греции, Швеции, Испании, Франции, Словении, Финляндии, Латвии, Китае, США, Канаде. Принимал участие в фестивалях «Ирина Архипова представляет…», «Славянский базар», фестивалях Юрия Башмета в Сочи и Минске. Приглашенный солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в сентябре 2013 года в партии Ричарда («Бал-маскарад» Верди).
Сотрудничал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Юрием Башметом, Александром Ведерниковым, Феликсом Коробовым, Валерием Полянским, Геннадием Рождественским, Владимиром Понькиным, Туганом Сохиевым, Павлом Сорокиным, Иржи Белоглавеком, Яном Латам-Кёнигом, Фабио Луизи, Даниэле Гатти, Гюнтером Хербигом, Джеймсом Джаддом, Золтаном Пешко, режиссерами Эймунтасом Някрошюсом, Робертом Стуруа, Тимуром Чхеидзе, Франческой Замбелло, Петером Конвичным, Робертом Уилсоном, Дмитрием Черняковым, Тони Сервилло, Александром Сокуровым, Дэвидом Паунтни.
Дважды номинировался на премию «Золотая маска»: за партии Шуйского («Борис Годунов» Мусоргского) и Капитана («Воццек» Берга). Лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой. Награжден золотой медалью «Национальное достояние», удостоен Премии города Москвы в области литературы и искусства. Участник проекта «Парад теноров» («ТенорА XXI века»), в рамках которого выступает во многих городах России и за рубежом. Принимал участие в записях спектаклей Большого театра, концертов Московского камерного хора, дисков Фонда Ирины Архиповой.
Артём Сафронов родился в Риге. В 2009 году окончил с отличием Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Константина Лисовского). В оперной студии академии исполнял партию Ленского («Евгений Онегин» Чайковского). В 2012 году окончил аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Зураба Соткилавы).
Обладатель Гран-при конкурса «Русская культура» в Латвии (2004). Лауреат молодежного фестиваля камерной вокальной музыки имени Надежды Юреневой (2009).
С 2011 года – солист-стажер Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, с 2013 года – солист труппы. В репертуаре певца – партии Рудольфа («Богема» Пуччини), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Царевича Гвидона («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Вальтера фон дер Фогельвейде («Тангейзер» Вагнера), Лизандра («Сон в летнюю ночь» Бриттена), Райнера Марии Рильке («Метаморфозы любви» Журбина; участвовал в мировой премьере на Малой сцене МАМТа) и другие.
Работал с известными дирижерами, среди которых Вольф Горелик, Уильям Лейси, Александр Лазарев, Феликс Коробов, Евгений Бражник, Вячеслав Волич, Симон Кречич, Александр Рудин, Кери-Линн Уилсон. Сотрудничал с Московским камерным оркестром Musica Viva, вокальным ансамблем Intrada, Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова.
Участвовал в мировой премьере «Кадиша» для тенора, хора и оркестра Алексея Курбатова (2014, Концертный зал имени Чайковского; дирижер Максим Рысанов) и российской премьере оперы «Дева в башне» Сибелиуса (партия Возлюбленного) на закрытии IV Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори» (2017, «Филармония-2»; дирижер Олли Мустонен). Выступил в партии Бертрана в концертном исполнении оперы «Иоланта» Чайковского под управлением Александра Сладковского в Казани (2017, Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева) и Москве (Большой зал консерватории). В 2018 году исполнил партию Путешественника во времени в опере Ильи Демуцкого «Для черного квадрата» (мировая премьера, совместный проект журнала GQ и Государственной Третьяковской галереи) и партию Макса в опере «Вольный стрелок» Вебера на оперном фестивале в Райнсберге (Германия).
С 2019 года – солист Латвийской национальной оперы. В марте 2020 года примет участие в концертном исполнении оперы Вагнера «Летучий голландец» (Эрик) в Казани, Челябинске и Москве с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.
Тимо Риихонен родился в Миккели в 1983 году. Учился в
Академии имени Сибелиуса в Хельсинки, затем совершенствовал мастерство в
Международной оперной студии в Цюрихе. В настоящее время продолжает заниматься
с Роландом Херманом, постоянно принимает участие в мастер-классах ведущих
европейских оперных певцов, среди которых Анна Бергамо, Бональдо Джайотти, Удо
Райнеман.
Тимо Риихонен завоевал многочисленные призы и гранты, включая Грант Матти Салминена (2007).
В сезоне 2009/10 он выступал в Немецкой Опере на Рейне. В 2010 дебютировал в Берлинской государственной опере и в миланском Ла Скала, исполнив партию Фафнера в спектаклях «Золото Рейна» Вагнера под управлением Даниэля Баренбойма.
С сезона 2013/14 Риихонен является солистом Оперного театра в Киле (Германия), где исполняет партии Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта), Фальстафа и Банко («Фальстаф» и «Макбет» Верди), Короля Марка («Тристан и Изольда» Вагнера), Гремина («Евгений Онегин» Чайковского), Бартоло («Севильский цирюльник» Россини).
В репертуаре певца также партии Командора («Дон Жуан» Моцарта), Тома и Спарафучиле («Бал-маскарад» и «Риголетто» Верди), Чезаре Анджелотти («Тоска» Пуччини), Бадда («Альберт Херринг» Бриттена). Он исполнял басовые партии в Реквиеме Моцарта и «Страстях по Иоанну» Баха в концертах в Финляндии и Швейцарии.
Кирилл Филин родился в 1977 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (2002) и Российскую академию музыки имени Гнесиных (2007, класс Алексея Мочалова). Обладатель первой премии I Всероссийского открытого конкурса вокалистов Валентины Левко, лауреат и дипломант вокальных конкурсов Bella voce, Галины Вишневской (Москва) и имени Л. П. Александровской (Минск).
С 2007 года – солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского (в настоящее время – Камерная сцена имени Б. А. Покровского Большого театра России). В его репертуаре партии: Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Лепорелло, Командор и Мазетто («Дон Жуан» Моцарта), Коллен и Бетто («Богема» и «Джанни Скикки» Пуччини), Филипп II и Спарафучиле («Дон Карлос» и «Риголетто» Верди), Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Фарлаф и Светозар («Руслан и Людмила» Глинки), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Кутузов («Война и мир» Прокофьева) и многие другие.
Ведет активную концертную деятельность. Сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, фондом «Таланты мира», Народным клубом любителей русских басов и другими концертными организациями.
Артём Гарнов в 2011 году окончил вокальный факультет Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс Дмитрия Вдовина). В 2007–2008 гг. занимался в Московской международной вокальной школе у Джорджа Дардена (нью-йоркская Метрополитен-опера), Дайаны Золы, Ричарда Бадо (Хьюстонская опера), Глории Борелли и Джандоменико Бизи (Консерватория Неаполя).
Участвовал в постановке оперы «Путешествие в Реймс» Россини (Дон Альваро) в оперной студии Российской академии музыки имени Гнесиных.
С 2009 года – солист Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. В 2010 году принимал участие в гастрольном туре по Франции Simphonic Mania. В 2023 году дебютировал в Большом театре России в партии Иоканаана («Саломея» Р. Штрауса).
Победитель IV Всероссийского конкурса вокалистов имени А. П. Иванова (Тверь, 2005), обладатель специального приза жюри Национальной оперной премии «Онегин» (за исполнение партии Иоканаана, 2016).
Принимал участие в фестивале Вероники Джиоевой «Пространство оперы», Танеевском фестивале во Владимире и других.
В репертуаре певца – более 30 оперных партий, в том числе в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского (Онегин, Томский, Эбн-Хакиа), «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского (Щелкалов, Шакловитый), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Грязной), «Пассажирка» Вайнберга (Тадеуш), «Золушка» Россини (Алидоро), «Сельская честь» Масканьи (Альфио), «Тристан и Изольда» Вагнера (Курвенал), «Фауст» Гуно (Валентин), «Каприччио» и «Саломея» Р. Штрауса (Граф, Иоканаан), «Мертвый город» Корнгольда (Франк), «Король Рогер» Шимановского и «Христос» Респиги (заглавные роли).