Musica Viva, Мэттью Холлс (Великобритания), Роберт Левин (фортепиано, США) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Musica Viva, Мэттью Холлс (Великобритания), Роберт Левин (фортепиано, США)

    26 октября 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Мэттью Холлс, дирижёр (Великобритания)
    Роберт Левин (фортепиано, США)
    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 33
    Концерт № 20 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 36 («Линцская»)

    12+

    Абонемент №28:

    Московский камерный оркестр Musica Viva п/у Александра Рудина

    Мастера исторического исполнительства – в Москве!

    26 октября в московском Концертном зале имени П.И.Чайковского меломанов ждет встреча с молодым британским дирижером Мэттью ХОЛЛСОМ. Впервые в Москве маэстро представит своего выдающегося коллегу по цеху исторического исполнительства, обладателя уникального дара импровизации, известного американского пианиста Роберта ЛЕВИНА.

    Мэттью Холлс завоевал репутацию одного из ведущих дирижеров молодого поколения, выступая в престижных концертных залах мира. Помимо барочного и классического репертуара, в котором дирижер обрел широкую известность, Холлс стремится расширить свое музыкальное пространство за счет оркестрового и хорового наследия немецких композиторов 19-го века и британских мастеров века двадцатого, сопоставляя таких непохожих авторов, как Бах и Типпет, Бёрд и Бриттен.

    В июле 2011 года Мэттью Холлс впервые появился на Баховском фестивале в Орегоне и произвел столь сильное впечатление, что немедленно был приглашен стать преемником Хельмута Риллинга на посту художественного руководителя Фестиваля. В текущем сезоне он выступит в Орегоне в качестве номинированного арт-директора проекта и фактически приступит к своим обязанностям в 2013 году.

    В качестве оперного дирижера Мэттью Холлс дебютировал на Фестивале Генделя в Халле, в Корейской национальной опере, Зальцбургском Ландестеатре и Central City Opera в Колорадо. Сотрудничество с Оперой Колорадо было продолжено постановками «Ринальдо» и «Амадиса» Генделя и «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В Баварской государственной опере и Нидерландской Опере маэстро представил «Норму» Беллини и «Питера Граймса» Бриттена.

    Мэттью Холлс получил образование в Оксфордском университете и в течение пяти лет преподавал в альма матер. В продолжение своей работы в Оксфорде он занял пост художественного руководителя King’s Consort и затем в 2009 году основал высоко оцененный публикой Retrospect Ensemble, в сотрудничестве с которым выполнил несколько отмеченных наградами записей. Увлеченно работая с молодыми музыкантами, Мэттью Холлс постоянно преподает в летних школах и проводит мастер-классы.

    Сценическим партнером молодого маэстро станет авторитетный знаток исторического исполнительства, выдающийся американский пианист - импровизатор, музыковед и профессор Гарвардского университета Роберт Левин.

    Репутация «моцартовского» пианиста сопутствует Роберту Левину с давних пор. Он является автором каденций ко многим фортепианным, скрипичным и валторновым концертам композитора. Пианист опубликовал редакции сольных партий концертов с выписанными мелизмами, реконструировал или завершил некоторые сочинения Моцарта. Его версия завершения моцартовского «Реквиема» заслужила одобрение музыкальных критиков после премьеры под руководством Хельмута Риллинга на Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте в 1991 году. Реконструкция Концертной симфонии для четырех духовых инструментов с оркестром сегодня широко используется в мировой концертной практике. Музыкант — автор многих исследований об исторических стилях фортепианной игры, равным образом он владеет техникой игры на клавесине и молоточковом фортепиано. Наконец, Роберт Левин завершил и опубликовал многие незаконченные фортепианные произведения Моцарта. Его владение моцартовской стилистикой подтверждено сотрудничеством с такими мэтрами исторического исполнительства, как Кристофер Хогвуд и его «Академия старинной музыки», с которыми пианист записал в 1994 году серию фортепианных концертов Моцарта.

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России. 

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других. 

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.

    Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2023/24 оркестр представляет новый цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). 

    Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России. 

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика. 

    Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Мэттью Холлс

    Музыкантов часто характеризуют словами «разносторонний, многоликий». В отношении Мэттью Холлса эти эпитеты особенно уместны. Первоначально он заявил о себе как клавесинист, органист и дирижер, специализирующийся на исполнении ранней музыки. Сегодня, на пороге 40-летия, он все более известен своей активной работой с симфоническими оркестрами и в оперных театрах, глубокими и яркими интерпретациями музыки всех эпох.

    Мэттью Холлс получил образование в Оксфордском Университете, где впоследствии преподавал в течение пяти лет.

    Музыкант сотрудничает со многими европейскими ансамблями и оркестрами, пропагандирующими аутентичное исполнительство, включая LesArtsFlorissants, Оркестр века Просвещения, Амстердамский барочный оркестр; он являлся руководителем ансамбля TheKing’sConsort (2007–2009), а затем — артистическим директором другого британского коллектива, RetrospectEnsemble; он также постоянно выступает в ансамбле с прославленной исполнительницей барочной музыки, скрипачкой Моникой Хаггет.

    Холлс выступал на сценах знаменитых концертных залов, среди которых Консертгебау в Амстердаме, Ситэ де ля музик в Париже, Концертхаус в Берлине, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Линкольн-центр в Нью-Йорке; его концерты также проходили в рамках фестиваля WienerFestwochen.

    Помимо доклассического репертуара, благодаря исполнению которого он приобрел известность, Мэттью Холлс известен своим пристрастием к австро-немецкой классике и романтике ― творчеству Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса. Он также выступает в качестве хорового дирижера, исполняя музыку от Бёрда и Джезуальдо до Бриттена и Шёнберга. 

    В июле 2011 года Холлс впервые дирижировал на Баховском фестивале в Орегоне. Сразу же после триумфального выступления, молодой маэстро получил приглашение занять пост артистического директора фестиваля и стать преемником Хельмута Риллинга. На своем первом фестивале в новом статусе он дирижировал Реквиемом Верди, Vespers Монтеверди и собственной реконструкцией «Страстей по Марку» Баха. Летом 2015 года Орегонский Баховский фестиваль станет площадкой для новой национальной образовательной программы Академии Бервик, в рамках которой студенты под руководством Мэттью Холлса будут изучать историческое исполнительство.

    В 2013 году Холлс дебютировал с симфоническим оркестром Торонто. Его интерпретация Девятой симфонии Бетховена получила высокую оценку критиков и маэстро сразу же был ангажирован для участия в фестивале Моцарта в Торонто.

    В 2011 году он впервые выступил с Национальным симфоническим оркестром США, представив «Мессию» Генделя. Сотрудничество с этим коллективом продолжилось исполнением программ из произведений Равеля, Дютийе и Воан-Уильямса, а также Пуленка и Мендельсона. Среди недавних и будущих ангажементов дирижера в Северной Америке — дебют с Филадельфийским оркестром, выступления с симфоническими оркестрами Кливленда, Хьюстона, Индианаполиса, Сиэттла, камерным оркестром Лос-Анджелеса, оркестром Национального центра искусств в Оттаве, барочным оркестром Портленда. В программах ― произведения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, Мессиана, Типпетта и современного американского композитора Кёрниса.

    Не менее востребован Мэттью Холлс и в Европе. Его приглашают к сотрудничеству Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, симфонические оркестры Берлинского и Франкфуртского радио, филармонические оркестры Бергена и Бремена, Национальный симфонический оркестр RTE (Ирландия), Исландский симфонический, английские камерные оркестры RoyalNorthernSinfonia, TheEnglishConcort, LondonMozartPlayers, австрийский Тонкюнстлер-оркестр. Холлс постоянно гастролирует с оркестром зальцбургского «Моцартеума»: в 2015 году состоится совместное выступление музыкантов на Зальцбургском фестивале. В прошедшем сезоне маэстро дебютировал с ансамблем барочной музыки ConcentusMusicusWien на международном фестивале барочной музыки в Бенедиктинском монастыре в Мельке (Австрия), став первым приглашенным дирижером этого ансамбля.

    В нынешнем сезоне Холлс был приглашен в Австралию, где дирижировал симфоническими оркестрами Аделаиды, Мельбурна и Западной Австралии.

    Оперный репертуар дирижера включает сочинения Ренессанса, барокко и классической эпохи, а также современные оперы, особое место в числе которых занимают сочинения Бриттена. М. Холлс дирижировал «Ариодантом» Генделя в Аалто-театре в Эссене (Германия), сотрудничает с Генделевским фестивалем в Халле и с Ландестеатром Зальцбурга. В Опере Колорадо маэстро дебютировал с серией спектаклей «Ринальдо» Генделя, после чего был приглашен театром продирижировать операми «Амадис Галльский» Генделя и «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В Нидерландской опере и Баварской государственной опере Холлс дирижировал постановками «Луизы Миллер» Верди, «Питера Граймса» Бриттена и «Нормы» Беллини.

    В 2008 году Мэттью Холлс осуществил запись оперы Генделя «Празднества на Парнасе», которая вышла на лейбле Hyperion и была удостоена StanleySadieHandelRecordingPrize — ежегодной награды, присуждаемой одной из записей музыки Генделя. В качестве солиста и дирижера он записал четыре клавирных концерта, Пасхальную и Рождественскую оратории Баха и сонаты Пёрселла (LinnRecords). Эти работы также удостоены различных призов.

    Будучи прирожденным педагогом, Мэттью Холлс много занимается с молодыми музыкантами, преподает в летних школах и на мастер-классах. 

    Роберт Левин

    Пианист Роберт Левин известен публике многих городов США, в Европе, Австралии и Азии, где проводит сольные концерты, выступает как солист и ансамблист, в том числе со многими крупнейшими оркестрами мира. Среди них: симфонические коллективы Атланты, Берлина, Бирмингема, Бостона, Вены, Чикаго, Кливленда, Детройта, театра Ла Скала, Лос-Анжелеса, Монреаля, Филадельфии, Торонто и Юты. Музыкант сотрудничал с такими дирижерами, как Семён Бычков, Джеймс Конлон, Бернард Хайтинк, Сэр Чарльз Маккерас, Сэр Невил Марринер, Сейджи Озава, Сэр Саймон Рэттл и Джозеф Сильверстайн.

    Как исполнитель на историческом фортепиано он выступал с известными ансамблями старинной музыки, в числе которых - Академия старинной музыки, Камерная филармония, Английские барочные солисты, Общество Генделя и Гайдна, London Classical Players, Оркестр Века Просвещения, Orchestre Révolutionnaire et Romantique. Сотрудничал с мастерами исторического исполнительства: Кристофером Хогвудом, Эммануэлем Кривином, Сэром Чарльзом Маккерасом, Николасом МакДжеганом, Сэром Роджером Норрингтоном и Сэром Джоном Элиотом Гардинером.

    Роберт Левин – постоянный гость фестивалей в Сарасоте, Орегоне (Фестиваль имени Баха), Тэнглвуде, Равинии, Бремене, Локкенхаусе и «Недели Моцарта» в Зальцбурге. В области камерной музыки он долгое время сотрудничает со скрипачом Кимом Кашкашян и его супругой, пианистом Йа-Фей Чуанг, и в том числе выступает с оркестрами. Будучи четверть века постоянным участником Музыкального фестиваля в Сарасоте, в 2007 году Роберт Левин стал его художественным руководителем.

    Роберт Левин пользуется известностью, как пианист, возрождающий исполнительскую практику эпохи барокко и классицизма – в частности, манеру импровизировать украшения и каденции. За свои интерпретации Моцарта и Бетховена музыкант был назван знатоком классического музыкального языка. Записи пианиста выпущены лейблами DG Archiv, CRI, Decca/Oiseau-Lyre, Deutsche Grammophon, ECM, Klavierfestival Ruhr, New York Philomusica, Nonesuch, Philips и SONY

    Classical. Среди них выделяются полное собрание клавирных концертов Баха (записанное под руководством Хельмута Риллинга), а также Английские сюиты и «Хорошо темперированный клавир» (записанные на пяти клавишных инструментах для Edition Bachakademie). Другие альбомы включают цикл концертов Бетховена с Сэром Джоном Элиотом Гардинером, концерты Моцарта с Кристофером Хогвудом, моцартовские сонаты на лейбле Deutsche Harmonia Mundi и полное собрание фортепианных сочинений Дютийё на ECM.

    Увлеченный проповедник новой музыки, Роберт Левин заказывал и первым исполнял многие сочинения, включая «Вуали» Джошуа Файнберга (2001), Вторую сонату Джона Харбисона (2003), Фортепианный концерт Chiavi in mano Иегуди Уйанера (номинированный на Пулицеровскую премию, 2006), Прелюдии Бернарда Рэндса (2007) и Фортепианный концерт Томаса Обоэ Ли (2007).

    Игре на фортепиано Роберт Левин учился в Нью-Йорке у Луи Мартина, композиции – у Стефана Вольпе. Затем он занимался с Надей Буланже в Фонтенбло и Париже, посещал Гарвард. По завершении учебы был приглашен Рудольфом Серкиным возглавить теоретический факультет Музыкального института Кёртиса и через пять лет занял пост профессора в Школе искусств SUNY Purchase. В 1979 году он был назначен директором Американской консерватории в Фонтенбло по приглашению Нади Буланже, где и преподавал в течение четырех лет. В 1986-1993 Роберт Левин был профессором фортепиано в Государственной музыкальной школе Фрайбурга-им-Брайсгау (Германия). В настоящий момент музыкант является Президентом Международного конкурса имени И.С.Баха и членом Американской академии искусств и наук, а также профессором Гарвардского университета.

    Одновременно с карьерой концертирующего музыканта Роберт Левин занимается музыковедением и пользуется известностью, как знаток творчества Моцарта. Ему принадлежат многочисленные статьи и исследования, посвященные музыке Моцарта. Он является членом Академии исследований творчества Моцарта, его версии завершения неоконченных произведений композитора опубликованы издательствами Bärenreiter, Breitkopf & Härtel, Carus, Peters, и Wiener Urtext Edition, сегодня они исполняются и записываются по всему миру. Предложенные Левиным каденции к скрипичным концертам Моцарта записаны скрипачом Гидоном Кремером с Венской филармонией под управлением Николауса Арнонкура для Deutsche Grammophon и опубликованы Universal-Edition. Издательством Henle выпущены его каденции к моцартовским концертам для флейты, флейты и арфы, валторны и фагота, к скрипичному концерту Бетховена. Реконструкция Левина Концертной симфонии ми-бемоль мажор для четырех духовых и оркестра K.297B исполнена Венской филармонией на «Неделе Моцарта» в Зальцбурге и немедленно зазвучала по всему миру. Первая из многих записей этого произведения, осуществленная фирмой Philips в 1985 году, награждена Международным гран-при в области звукозаписи.

    В августе 1991 года Роберт Левин представил свое завершение Реквиема Моцарта на Европейском музыкальном фестивале в Штуттгарте (под руководством дирижера Хельмута Риллинга). Публика аплодировала ему стоя. Завершение моцартовской Мессы до минор K. 427, выполненное по заказу Карнеги-Холл, представлено дирижером Хельмутом Риллингом в январе 2005 года в Нью-Йорке и двумя месяцами позднее в Европе. Обе работы сегодня пользуются большой популярностью в мире и изданы Carus-Verlag.