Musica Viva, Александр Рудин : Московская государственная академическая филармония

    Musica Viva, Александр Рудин

    18 января 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    В программе:
    Шуберт
    Симфония № 8 («Неоконченная»)
    Л. Берио
    Народные песни для меццо-сопрано с оркестром
    Шуберт – Берио
    Rendering (по эскизам 10-й симфонии Шуберта)


    12+

    Абонемент №38:

    Шедевры и премьеры

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов. 

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других. 

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». 

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. 

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России. 

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский cезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». Среди недавних успешных записей коллектива – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019, Naxos). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей также с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика. 

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра Musica Viva. 

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. 

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова. 

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019). 

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

    Майте Бомон

    Майте Бомон родилась в Памплоне, где обучалась в Консерватории имени Пабло Сарасате. Затем продолжила образование в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге у Ханны Шварц. В 2000 году стала участницей молодёжной программы Гамбургской государственной оперы, на сцене которой дебютировала в партии Руджеро в опере «Альцина» Генделя. С 2003 по 2006 год была солисткой труппы театра, исполняя ведущие партии в репертуарных спектаклях, в том числе в «Дон Жуане» и «Волшебной флейте» Моцарта, «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Кармен» Бизе и опере «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева.

    В 2005 году Майте Бомон с большим успехом дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Дорабеллы из оперы Моцарта «Так поступают все», поразив публику и критиков своим «тёплым, глубоким голосом и невероятной сценической харизмой». С тех пор певица чрезвычайно востребована на оперной и концертной сцене, выступает во многих главных театрах мира, среди которых миланский Ла Скала, Опера Гарнье, государственные оперы Берлина и Мюнхена, Ла Монне в Брюсселе, Национальная опера Амстердама, Театр Капитолия Тулузы, Лисеу в Барселоне, Королевский театр Мадрида, Опера Чикаго и Муниципальный театр Сантьяго в Чили. 

    Среди последних выступлений Майте Бомон – партии Анджелины в «Золушке» и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини в дрезденской Земпер-опере, Секста в «Юлии Цезаре» Генделя в Королевском театре Турина, Донны Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта в венском театре Ан дер Вин, Зибеля в «Фаусте» Гуно в Театре Капитолия Тулузы, Маркизы Мелибеи в «Путешествии в Реймс» Россини и Октавии в «Коронации Поппеи» Монтеверди в театре Лисеу, Мэг Пейдж в «Фальстафе» Верди на Амстердамском фестивале, Нарцисса в одноименной опере Д. Скарлатти на фестивале старинной музыки в Инсбруке и Ирены в «Тамерлане» Генделя на фестивале в Амброне. В конце текущего сезона Майте Бомон вновь выйдет на сцену Гамбургской оперы, где исполнит партию Керубино в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта. 

    Певица выступала со многими известными коллективами, включая Академию старинной музыки (Великобритания), Бамбергский симфонический оркестр, Токийский симфонический оркестр, Национальный оркестр Испании, Камерный оркестр Бремена, Зальцбургскую камерату, оркестры Il Complesso Barocco, Les Talens Lyriques, «Моцартеум», ансамбли «Матеус», «Галантная Европа», Resonanz и Intercomporain. Сотрудничала с дирижёрами Аланом Кёртисом, Кристофером Хогвудом, Николаусом Арнонкуром, Роджером Норрингтоном, Кристофом Эшенбахом, Мартином Хазельбёком, Адамом Фишером, Инго Метцмахером, Хосепом Понсом, Айвором Болтоном, Кристофом Руссе, Даниэле Гатти, Фабио Бьонди, Симоной Янг, Эммануэль Айм, Джонатаном Ноттом, Алессандро де Марки, Жаном-Кристофом Спинози, Энрике Маццолой, Джованни Антонини, Джакомо Сагрипанти, режиссёрами Пьером Оди, Штеффеном Пионтеком, Лораном Пелли, Робертом Карсеном и другими. 

    Концертный репертуар артистки простирается от музыки барокко до сочинений современных композиторов. Недавно она исполняла партии меццо-сопрано в Мессе до минор Моцарта и Девятой симфонии Бетховена. 

    Майте Бомон принимала участие в записи опер «Альцина» и «Радамист» Генделя, «Монтесума» Вивальди, «Флавий Бертарид, царь лангобардов» Телемана и «Праздник в море» современного немецкого композитора Йорна Арнеке; выпустила сольный диск Dolce mio ben с ариями малоизвестных композиторов эпохи барокко и диск La Maga Abbandonata с ариями из опер Генделя (совместно с сопрано Симоной Кермес). На DVD с её участием вышли спектакли «Юлий Цезарь» Генделя, «Так поступают все» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Лунный мир» Гайдна и «Коронация Поппеи» Монтеверди.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Международный мастер-класс
    профессора Ю.И.Симонова.
    Заключительный Гала-концерт
    участников мастер-класса

    Режиссерская версия

    08.07.2014

    В программе:
    Глинка
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
    Шуберт
    Увертюра из музыки
    к пьесе Г. фон Чези «Розамунда», D 644
    Рахманинов
    Вокализ, соч. 34
    (оркестровка автора)
    Римский-Корсаков
    Увертюра к опере «Царская невеста»
    Дебюсси
    Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»
    Вагнер
    Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
    Моцарт
    Увертюра к опере «Похищение из сераля»
    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе» – симфоническая фантазия (редакция Римского-Корсакова)
    Берлиоз
    «Бал» из «Фантастической симфонии»
    Дворжак
    Cлавянский танец № 8
    П. И. Чайковский
    Вальс из музыки балета «Спящая красавица»
    Стравинский
    «Поганый пляс», Колыбельная и Финал из музыки балета «Жар-птица»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    IV Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство» (17–21 ноября).
    Госоркестр имени Светланова,
    Владимир Юровский

    Режиссерская версия

    17.11.2014

    В программе:
    Харви
    «Телесная Мандала»
    Тавенер
    «Смерть Ивана Ильича» (первое исполнение в России)
    Денисов
    Симфония № 2
    Шнитке
    Pianissimo…
    Батагов
    I Fear No More
    (избранные песни и медитации Джона Донна, первое исполнение)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Musica Viva,
    Александр Рудин

    24.10.2014

    В программе:
    К. Ф. Э. Бах
    Страстная кантата «Последние страдания Спасителя» для солистов, хора и оркестра (Первое исполнение в России)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Элисо Вирсаладзе

    Режиссерская версия

    05.02.2015

    В программе:
    Шуберт
    Увертюра в итальянском стиле
    Лист
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Цикл просветительских концертов
    «Владимир Юровский дирижирует
    и рассказывает».
    Истории с оркестром. Похитители огня

    Режиссерская версия

    10.06.2014

    В программе:
    Лист
    «Прометей» – симфоническая поэма
    Сен-Санс
    Кантата «Свадьба Прометея» для солистов, хора и оркестра
    Шуберт
    Песня «Прометей» на слова Гете (оркестровка М.Регера)
    Вольф
    Песня «Прометей» на слова Гёте (оркестровка автора)
    Бетховен
    Симфония № 3 («Героическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Андреас Штайер, Александр Рудин
    и Musica Viva

    11.04.2014

    В программе:
    К. Ф. Э. Бах
    Симфония соль мажор
    Концерт для клавесина и струнных до минор
    Й. Гайдн
    Концерт для клавесина с оркестром ре мажор
    Бетховен
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Великие фортепианные концерты

    21.02.2014

    В программе:
    Моцарт
    Концерты №№ 15, 20, 25 для фортепиано с оркестром
    Серенада № 3 для камерного оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский камерный оркестр Musica Viva,
    Петер Нойман

    10.02.2014

    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 38 («Пражская»)
    Реквием для солистов, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    БСО имени Чайковского, Екатерина Мечетина (фортепиано)

    06.03.2014

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Освящение дома»
    Й. Гайдн
    Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор
    Шуберт
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мартин Хельмхен (фортепиано)

    08.11.2013

    В программе:
    Шуман
    Увертюра к опере «Геновева»
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шуман
    Увертюра, Скерцо и Финал для оркестра
    Мендельсон
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром