Музыка Испании. БСО имени Чайковского, Педро Халффтер

    20 февраля 2015

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    де Фалья
    Интродукция и танец из оперы «Жизнь коротка»
    Две сюиты из музыки балета «Треуголка»
    Р. Штраус
    Симфоническая поэма «Дон Жуан»
    Хинастера
    «Маламбо» из музыки балета «Эстансия»

    К. Халффтер
    Две старинные испанские пьесы: «Тьенто» и «Императорская битва» (посвящается Паулю Захеру»)

    12+

    Абонемент №62:

    Государственный академический
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Педро Халффтер

    Педро Халффтера Каро считают одним из лучших дирижёров своего поколения, он добился большого успеха не только в области симфонического дирижирования, но и в оперном театре. Родился в Мадриде в 1971 году. В годы учебы в престижном немецком колледже Schloss Salem посещал дирижёрские мастер-классы таких выдающихся преподавателей, как Карл Остеррайхер, Бруно Вайль, Илья Мусин и Фердинанд Ляйтнер. Музыкальное образование получил в Венской консерватории (дирижирование) и в Нью-Йорке (композиция).

    Педро Халффтер дирижировал многими ведущими симфоническими коллективами, среди них: Симфонический оркестр Баварского радио, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Национальный оркестр Капитолия Тулузы, Новый Японский филармонический оркестр, Берлинская государственная капелла, Дрезденский филармонический оркестр, Роттердамский филармонический оркестр, Монреальский симфонический оркестр, а также многие оркестры Испании. Выступления маэстро прошли на таких концертных сценах, как Музикферайн в Вене, Концертхауc в Берлине, Концертный зал имени Королевы Елизаветы в Лондоне, театр Шатле в Париже, Театро Реал в Мадриде, Opera City Concert Hall в Токио и Шанхайский концертный зал.

    С 2001 по 2004 год П.Халффтер был главным приглашённым дирижёром Нюрнбергского симфонического оркестра, в 2002 и 2003 годах занимал пост главного дирижёра в Байрейтском фестивальном молодёжном оркестре. Сейчас является художественным руководителем театра La Maestranza в Севилье и главным дирижёром и художественным руководителем Королевского симфонического оркестра Севильи и Филармонического оркестра Гран-Канария.

    В 2008 году с Королевским симфоническим оркестром Севильи дирижер принимал участие в культурных мероприятиях, организованных для Олимпийских игр в Пекине, год спустя совершил с этим коллективом гастрольный тур в Германии, Австрии и Швейцарии. С большим успехом прошли недавние выступления маэстро в Японии и Китае с Филармоническим оркестром Гран-Канария.

    Среди последних работ дирижера: «Девушка с Запада» Дж.Пуччини, «Тристан и Изольда» Р.Вагнера, «Кармен» Ж..Бизе и «Норма» В. Беллини с Дрезденским филармоническим оркестром, испанские премьеры опер «Дальний звон» Ф.Шрекера, «Карлик» и «Флорентийская трагедия» А.Цемлинского, «Доктор Фаустус» Ф.Бузони и «Молчаливая женщина» Р.Штрауса в театре «Ла Маестранца», «Орфей и Эвридика» Э.Кшенека в Театро Реал, а также «Тангейзер» в новой постановке Катарины Вагнер и дебют в Берлинской государственной опере с «Саломеей» Р.Штрауса.

    Педро Халффтер снискал славу не только как дирижер, но и как композитор. Он является автором более двадцати произведений. Некоторые из них прозвучали в США, Испании и Германии в исполнении Массачусетского симфонического оркестра, Deutsche Kammerakademie, Штутгартского камерного оркестра и ансамбля Intercontemporain.

    В планах маэстро — постановки опер «Турандот» Бузони и Пуччини в Севилье и «Дальний звон» и «Саломея» в Берлинской государственной опере.