Миры современной музыки. «Музыкальные константы» (лекция-концерт № 1). Хельмут Лахенман, Галина Уствольская : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Миры современной музыки.
    «Музыкальные константы»
    (лекция-концерт № 1).
    Хельмут Лахенман,
    Галина Уствольская

    12 декабря 2017

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Рауф Фархадов (лектор)
    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль

    Мона Хаба (фортепиано)
    Юлия Мигунова (виолончель)

    В программе:
    Лахенман
    Child’s Play (Детская игра) для фортепиано
    Wiegenmusik (Колыбельная) для фортепиано
    Уствольская
    Большой дуэт для виолончели и фортепиано


    Хельмут Лахенман: «Когда на улице сталкиваются две машины, вы слышите много звуков. Но вы не восклицаете “какие красивые звуки!”, вы спрашиваете “что случилось?”. Восприятие звука в перспективе “что случилось?” и есть конкретная инструментальная музыка».

    Галина Уствольская: «Пишут, что я от Веберна, что моя музыка имеет древнерусские корни, пишут про композиторов, фамилии которых я вообще не знаю… У меня есть мое творчество, моя музыка, только моя!»

    12+

    Абонемент №157:

    Миры современной музыки (лекции-концерты)

    Лекция-концерт № 1. «Музыкальные константы»

    Два выдающихся музыкальных имени, два самобытных композиторских творчества. Первый – Лахенман: человек, создавший не только новое направление «инструментальной конкретной музыки», породивший целую плеяду последователей и эпигонов, на десятилетия вперёд определивший один из путей музыки, но во многом перевернувший, казалось, незыблемые каноны и представления о музыкальной звучности, эстетике и композиции. Второй – Уствольская: даже влияя на музыкальные процессы, Уствольская, всё одно, так и осталась где-то там, в отдалении, одиночной неприступной вершиной, музыкальный мир которой не имел ни аналогов, ни повторений.

    Что же такое «инструментальная конкретная музыка» Лахенмана? Если коротко, то это музыка, в которой отсутствует традиционный для нас музыкальный материал в виде звуков и созвучий, где нет привычных мелодий, аккордов, ритмов и тембров, где совершенно другое, как правило, неудобное и резкое для слуха звукоизвлечение и игра на инструментах. Искусство, когда музыкальным материалом может стать любой, извлекаемый из инструмента звук: шум, треск, скрежет, шуршание, визг, призвук, вдох, выдох, удар…, и где актом искусства может быть не знакомый для нас набор из симфоний, квартетов, сюит, сонат, прелюдий, песен, но сам процесс игры на инструменте, сам приём звукоизвлечения, сам принцип игры на том или ином инструменте.

    Творчество Уствольской – это разговор даже не о музыке, звуках, ритмах, фактурах и структурах… ну как, допустим, ураган, цунами, землетрясение, которые не зависимы от времени, проявляют себя вне связи с ним, не имеют срока давности и их невозможно объять ни логикой, ни причинно-следственными связями. Поэтому и речь о творчестве Галины Уствольской, в какой-то степени, будет за рамками не только музыкальной логики, но и музыки самой.

    Убедиться во всём этом можно, посетив 12 декабря Камерный зал филармонии. Ровно в 19.00.


    Современная музыка – явление удивительно разнообразное и многообразное. В ней есть места всему: от радикального новаторства и эксперимента до традиционализма и консерватизма. Картина складывается не только многополярная, многоликая, но и противоречивая, полная антагонизмов и противоположностей. Цикл лекций-концертов музыковеда Рауфа Фархадова и ГАМ-АНСАМБЛЯ (Галерии актуальной музыки – художественный руководитель Олег Пайбердин), рассчитанный на широкий круг музыкальной аудитории, посвящён самым разным композиторским именам, стилям, технологиям и направлениям. И возможно, посетив лекции-концерты, что-то в современной музыке станет ближе и понятнее, а что-то, напротив, отдалится и не примется. Приходите и решайте сами.

    Рауф Фархадов

    Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки. 

    Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).

    В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы. 

    Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.

    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль

    Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки».

    Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан). 

    С 2017 года ГАМ-Ансамбль – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КОOPERAЦИЯ» во главе с режиссером Екатериной Василевой (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). 

    В 2012 году проект «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями ГАМ-Ансамбля становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019). 

    В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    ГАМ-фестиваль № 3.
    «Классика & Нео».
    К 30-летию Ассоциации
    современной музыки (АСМ-2)

    25.03.2021

    В программе:
    Раскатов
    Dolce farniente для виолончели и фортепиано
    Екимовский
    Соната с похоронным маршем для фортепиано
    Тарнопольский
    «Отзвуки ушедшего дня» для кларнета, виолончели и фортепиано
    Караев
    Постлюдия для виолончели, кларнета, фортепиано и магнитофонной ленты
    Пайбердин
    Избранные пьесы из цикла «Дамы филармонического общества» для фортепиано, OP 32 (мировая премьера)
    Шмотова
    «Дань Дню» для контрабаса и маримбы (мировая премьера)

    Камерный зал Филармонии

    ГАМ-фестиваль № 3.
    Электричество & Акустика

    25.04.2021

    В программе:
    Хубеев
    «Стон Земли» для струнных объектов
    Бриль
    «Осанна» для тенор-саксофона, виолончели, электрогитары и фортепиано (мировая премьера)
    Наджаров
    Disconnect для фортепиано, электрогитары, электроники и видео
    Пайбердин
    Clarctic для кларнета соло и резонирующего фортепиано
    Байль
    Along для электрогитары, электроники и видео
    Попов
    KCL_21/11 для виолончели, электроники и видео
    Филоненко
    Infinity для саксофона, электрогитары и плёнки (российская премьера)

    Камерный зал Филармонии

    «Галерея актуальной музыки» представляет:
    Под ударом.
    Мона Хаба, Екатерина Мечетина,
    Дмитрий Илларионов, Рауф Фархадов

    04.02.2020

    В программе:
    Чеккарелли
    Il Contatore di Nuvole для фортепиано, электроники и видео
    Терская
    AriA для тибетской чаши и фортепиано
    Попов
    SynchroSynth для фортепиано, электроники и видео
    Зеленский
    «Без(с)сна», версия для фортепиано, гитары и электроники
    Пайбердин
    Ave для фортепиано
    Четыре пьесы в «слабом стиле» для фортепиано из цикла «Дамы филармонического общества»

    Камерный зал Филармонии

    Воздушные массы.
    Музыка в «слабом стиле».
    ГАМ-Ансамбль, ClassicaPlus,
    Рауф Фархадов

    20.10.2019

    В программе:
    Хубеев
    Somnambulicq для саксофона, электроники и видео
    Попов
    Cantando ma non troppo для флейты, саксофона, баяна и электроники
    Райх
    Vermont Counterpoint для флейты и звуковой дорожки
    Рихтер
    On the Nature of Daylight / «О природе света» (версия для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано)
    Пайбердин
    «Как будто барокко» для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано
    Пьеса в «слабом стиле» для фортепиано (Премьера)

    Камерный зал Филармонии

    «GAME: Москва — Берлин».
    VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство»

    01.12.2018

    В программе:
    Пайбердин
    «Между танцем» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано
    Цапф
    Articolazione e tempo для флейты соло
    Гудачёв
    «Тёмный собор» для пяти исполнителей,
    электроники и видео.
    Видео — Алина Нефедова
    Брайер
    «Три песни» для фортепиано соло
    Бергер
    Link для альтового саксофона и live-электроники
    Раева
    Schmetterling («Мотылёк») для скрипки соло
    Попов
    SynchroSynth для фортепиано, электроники и видео.
    Видео — Эндрю Квинн (Италия/Австралия)

    Камерный зал Филармонии

    Электрическое искусство

    17.04.2019

    В программе:
    Райх
    Electric Counerpoint для электрогитары и плёнки
    Ромителли
    Trash TV Trance для электрогитары

    Камерный зал Филармонии

    Sax – Оff – Оn.
    «Галерея актуальной музыки»
    представляет Микеле Бьянчини

    08.02.2019

    В программе:
    Апергис
    PS для Сопрано-саксофона
    Бедросян
    La solitude du coreur du fond для Альт-саксофона
    Андре
    iv для Сопрано-саксофона
    Линь
    Grido для Тенор-саксофона
    Волпи
    Stepspets для Тенор-саксофона
    Хубеев
    Magenta для Альт-саксофона

    Камерный зал Филармонии

    Миры современной музыки.
    «Разно-звучия» (лекция-концерт № 3)

    29.03.2018

    В программе:
    Беринский
    «Псалмы Давида» для четырёх виолончелей
    Рихтер
    On the Nature of Daylight / «О природе света» для четырёх виолончелей и фортепиано
    Бесогонов
    «Песнь гробовщика» для двух виолончелей
    Раскатов
    Dolce farniente для виолончели и фортепиано
    Пайбердин
    In concord / «В ладу» для четырёх виолончелей и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Миры современной музыки.
    «Стиль и стилистика:
    минимализм и полистилистика»
    (лекция-концерт № 2)

    13.02.2018

    В программе:
    Айвз
    Three-Page Sonata (Трехстраничная соната) для фортепиано
    Райх
    Proverb (версия для двух сопрано, альтовой флейты, альтового саксофона, виолончели, вибрафона и органа)
    Д. Лэнг
    Sweet Air для флейты, саксофона, скрипики, виолончели и фортепиано

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Мультимедийный проект “SOLI – TUTTI”

    Режиссерская версия

    02.11.2016

    В программе:
    Попов
    “Edit(a)Fill” для флейты, электроники и видео
    Хубеев
    “Cryptocalypse” для виолончели, электроники и видео
    Наджаров
    “Click track” для саксофона и live-электроники
    Попов
    “Espace a la S.” для скрипки, электроники и видео
    Хубеев
    «Это было? Это будет!» для баяна, электроники и видео
    Хоссейни
    “Sarukhani” для флейты, саксофона, скрипки, виолончели, баяна и электроники (мировая премьера) (специально для фестиваля «Другое пространство»)
    Сафронов
    sentimento ... - CODA для фортепиано соло (памяти Эдисона Денисова)