В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
27 октября 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетСолист-баритон – дополнительно
Абонемент №6:
Иоганн Себастьян Бах. «Музыка соборов»
История Мюнхенского Баховского хора восходит к началу 1950-х годов, когда в столице Баварии возник небольшой любительский ансамбль «Кружок Генриха Шютца», пропагандировавший старинную музыку. В 1954 году ансамбль был преобразован в профессиональный хор и получил нынешнее название. Почти одновременно с хором был образован Мюнхенский Баховский оркестр. Оба коллектива возглавил молодой дирижер и органист, выпускник Лейпцигской консерватории Карл Рихтер. Главной задачей он считал популяризацию музыки И. С. Баха. В течение 1955 года были исполнены «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», Месса си минор, «Рождественская оратория», 18 церковных кантат, мотеты, органная и камерная музыка композитора.
Начиная с 1956 года хор и маэстро Рихтер регулярно принимали участие в баховском фестивале в Ансбахе, являвшемся в то время местом встречи музыкальной элиты всего мира. С середины 1960-х начинается активная гастрольная деятельность коллектива. В 1968 и 1970 годах хор побывал в Советском Союзе. Постепенно репертуар хора обогащался музыкой старых мастеров, произведениями романтиков и сочинениями композиторов ХХ века (Хуго Дистлера, Эрнста Пеппинга, Золтана Кодая, Генриха Каминского). В 1955 году хором была записана первая грампластинка с произведениями Баха, Генделя и Моцарта, в 1958-м началось сотрудничество со звукозаписывающей фирмой Deutsche Grammophon.
В 1984–2001 годы хором руководил Ханс-Мартин Шнайдт, под руководством которого были исполнены Stabat Mater Россини, Четыре духовных песнопения Верди, Te Deum и Реквием Берлиоза, Месса Брукнера, впервые прозвучала кантата «Кармина Бурана» Орфа. В разные годы с коллективом работали приглашенные дирижеры, среди которых Леонард Бернстайн, Рудольф Баршай, Готхард Штир, Олег Каэтани, Ральф Отто, Петер Шрайер, Бруно Вайль и многие другие. С хором выступали певцы Дитрих Фишер-Дискау, Эдит Матис, Хелен Донат, Герман Прей, Зигмунд Нимсгерн, Юлия Хамари, Джулиана Бансе, Маттиас Гёрне, Симона Нолде, Томас Квастхофф, Доротея Рёшманн.
В 2005 году новым художественным руководителем стал дирижер и органист Хансйорг Альбрехт. Первые гастроли хора с маэстро прошли в Турине на фестивале «Музыкальный сентябрь», где они исполнили «Страсти по Матфею». Затем коллектив выступил в Гданьске и Варшаве. В 2007 году на музыку «Страстей» был осуществлен совместный проект с Гамбургским балетом Джона Ноймайера.
Коллектив сотрудничает с известными европейскими коллективами – Пражским симфоническим оркестром, Оркестровым ансамблем Парижа, Дрезденской государственной капеллой, Филармоническим оркестром земли Рейнланд-Пфальц, Мюнхенским Баховским оркестром и Bach Collegium. С хором выступают известные солисты – Симона Кермес, Элизабет Кульман, Клаус Флориан Фогт, Михаэль Фолле и другие.
Мюнхенский Баховский хор участвовал в фестивалях «Международная неделя органа в Нюрнберге», «Гейдельбергская весна», «Европейские недели в Пассау», «Неделя музыки Густава Малера» в Тоблахе. В дискографии хора – Рождественская оратория», «Магнификат» и пастиччо из светских кантат Баха, «Немецкий реквием» Брамса, «Песнь о земле» Малера, произведения Генделя, оратория «Августин» Энйотта Шнайдера. В 2014 году был выпущен CD «60 лет Мюнхенскому Баховскому хору и Баховскому оркестру».
В марте 2016 года Мюнхенский Баховский хор после 35-летнего перерыва побывал в Москве, исполнив «Страсти по Матфею» Баха. В том же году хор принимал участие в исполнении оратории «Мессия» Генделя в восьми главных соборах Южной Франции. В 2017 году хор принял участие в фестивале «Европейские недели» в Пассау (Нижняя Бавария), выступил в базилике аббатства Оттобойрен и в будапештском Дворце искусств.
В октябре 2018 года Мюнхенский Баховский хор гастролировал в Израиле, где вместе с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты исполнял «Коронационную мессу» Моцарта в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. Тогда же хор вновь выступил в Москве, исполнив (как и 50 лет назад во время первых гастролей в Советском Союзе) Мессу си минор Баха.
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Хансйорг Альбрехт – немецкий органист, клавесинист и дирижер, художественный руководитель Мюнхенского Баховского хора и оркестра, основанного легендарным Карлом Рихтером.
Хансйорг Альбрехт родился в 1972 году во Фрайберге (Саксония). Начальное музыкальное образование получил в хоре мальчиков дрезденской Кройцкирхе. Затем обучался дирижированию и игре на органе в Гамбурге, Лионе и Кёльне. В период обучения в течение семи лет был ассистентом органиста главного собора Гамбурга – Церкви Св. Михаила. В дальнейшем в течение пяти лет тесно сотрудничал с певцом и дирижером Петером Шрайером – был его ассистентом и аккомпаниатором (органистом и клавесинистом).
Органные концерты музыканта проходили в крупнейших соборах и концертных залах Европы, России и США. Он играл в сопровождении Израильского и Чешского филармонических оркестров, оркестров Оперы Лос-Анджелеса, Академии Санта-Чечилия в Риме, Романской Швейцарии, Баварского радио, Камерного оркестра Св. Луки, Camerata Salzburg, Kremerata Baltica. Выступал в ансамбле с Жаном Гийю, Альбрехтом Майером, Райнхольдом Фридрихом, фортепианным дуэтом Яарой Таль и Андреасом Грётуизеном.
Хансйорг Альбрехт завоевал репутацию выдающегося интерпретатора органной музыки И. С. Баха, однако его программы отличаются большой стилевой и жанровой широтой и включают, в частности, произведения композиторов XX века и современных авторов. Он стал первым исполнителем ряда сочинений Тьерри Эскеша, Эньотта Шнайдера, Филиппа Майнца, Е Сяояна, Родиона Щедрина и др.
Как дирижер Альбрехт постоянно сотрудничает, кроме Мюнхенского Баховского хора и оркестра, с мюнхенским камерным оркестром Bach Collegium, неаполитанским театром Сан-Карло и Гамбургским хором имени К. Ф. Э. Баха. С этими и другими коллективами он представил множество программ в крупнейших музыкальных центрах Европы и на международных фестивалях.
Как приглашенный дирижер выступал с оркестром зальцбургского Моцартеума (на фестивале «Неделя Моцарта»), Национальным симфоническим оркестром итальянского радио RAI в Турине, Оркестром Тосканы (Флоренция), Чешским филармоническим, Пражским симфоническим, Гамбургским симфоническим, оркестрами Национального театра в Брно, Баварской государственной оперы, Мюнхенского радио, берлинского Концертхауса, филармонии Щецина, радио и телевидения Саарбрюккена, Баховской академии Штутгарта, Дрезденской государственной капеллой, Брюссельским камерным, Гамбургским барочным оркестром Elbipolis, Филармоническим оркестром и хором Словении и др. Дирижировал операми Моцарта в Опере Дубая и неаполитанском театре Сан-Карло, исполнением «Рождественской оратории» И. С. Баха в Филармонии на Эльбе в Гамбурге.
С дирижером сотрудничали известные солисты и певцы: Доротея Орберлингер, Арабелла Штайнбахер, Фазыл Сай, Шарон Кам, Веселина Казарова, Симона Кермес, Михаэль Фолле, Клаус Флориан Фогт, Диляра Идрисова и многие другие.
На фирме Oehms Classics музыкант записал более 20 CD в качестве дирижера и органиста. В их числе полное собрание песен для голоса с оркестром Вальтера Браунфельса; альбом "Ring ohne Worte" («Кольцо без слов» – музыка из тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» в оркестровой версии Лорина Маазеля), номинированный на Премию немецких критиков звукозаписи; «Планеты» Густава Холста в транскрипции для органа (номинация на премию Grammy); «Фауст-симфония» Листа в собственной органной транскрипции исполнителя, записанная в Мюнхенской филармонии.
Ханна Цумсанде окончила Высшую школу музыки и театра в Гамбурге, где занималась у профессоров Йорна Допфера и Кэролин Джеймс. Совершенствовалась на мастер-классах певицы Маргрит Хониг, пианистов Рудольфа Янсена, Анны Ле Бозек и Буркхарда Керинга. Лауреат Генделевского конкурса-фестиваля в Гёттингене-Халле, конкурса вокалистов Элизы Мейер в Гамбурге.
Ханна Цумсанде проявила себя в первую очередь как исполнительница старинной музыки. Она сотрудничает с Академией старинной музыки Берлина, Фрайбургским и Гамбургским барочными оркестрами, ансамблями Bell`Arte (Зальцбург), Lautten Compagney (Берлин) и другими. В её репертуар также вошли вокальные партии из ораториальных произведений Гайдна, Мендельсона, Брамса и других композиторов-романтиков, а также сочинения современных авторов, которые певица исполняет с оркестром Северо-немецкого радио, Цюрихским камерным оркестром и Гамбургским симфоническим оркестром. Она постоянно работает с такими дирижерами, как Пабло Эрас-Касадо, Томас Хенгельброк, Петер Нойман, Херман Макс, Вольфганг Качнер.
Сольные и концертные выступления певицы проходили на фестивалях «Безумные дни» в Нанте (Франция), Баховском фестивале в Лейпциге, Генделевском фестивале в Гёттингене и Халле, Шлезвиг-Гольштейнском музыкальном фестивале (Германия), Wratislavia cantans (Польша). Она пела в известных концертных залах, таких как амстердамский Консертгебау, цюрихский Тонхалле, гамбургский Laeiszhalle, берлинский Концертхаус, гастролировала в Испании, Бельгии, Франции, Польше, Гонконге. Помимо исполнения обширного концертного репертуара Ханна Цумсанде выступает на оперной сцене. Она участвовала в постановках оперной студии Гамбургской Высшей школы музыки, приглашалась в оперные театры г. Киля и земли Шлезвиг-Гольштейн, на оперный фестиваль в Ойтине.
Дискография певицы представлена десятками записей на радио и СD. В 2017 году с её участием вышли записи «Праздничной музыки для Альтоны» Г. Ф. Телемана (CPO) и „Selva morale“ Монтеверди (Harmonia Mundi). Высокую оценку получила запись «Вечерни Девы Марии» Монтеверди (Carus) с Берлинским ансамблем Lautten Compagney и Ensemble amarcord.
Патрик Граль обучался в знаменитом Лейпцигском хоре мальчиков и Высшей школе музыки имени Ф. Мендельсона (у профессора Бертольда Шмидта). Совершенствовал мастерство на мастер-классах Петера Шрайера, Готтхольда Шварца, Герда Тюрка, Иляны Котрубаш и Карла-Петера Каммерландера.
Еще в студенческие годы певец начал выступать на оперной сцене, исполнив партии Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Альфреда («Летучая мышь» И. Штрауса) и Альберта («Альберт Херринг» Бриттена). Он участвовал в постановках «Электры» Р. Штрауса и «Тристана и Изольды» Вагнера в Лионской национальной опере, «Дон Жуана» Моцарта (партия дон Оттавио) в венецианском театре Ла Фениче.
Одержав победу в 2016 году на Международном конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге, Патрик стал востребованным исполнителем в концертном и ораториальном репертуаре. В его послужном списке – выступления с Лондонским симфоническим оркестром, оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, Дрезденским филармоническим оркестром, Кёльнским Гюрцених-оркестром, Лейпцигским Гевандхауз-оркестром и другими коллективами под управлением таких известных дирижеров, как Джон Элиот Гардинер, Даниэле Гатти, Людвиг Гюттлер, Петер Шрайер, Леопольд Хагер, Эндрю Мэнзи и другими. Он также много сотрудничает с Лейпцигским хором мальчиков и Дрезденским Кройц-хором.
Наряду с многочисленными оперными и концертными ангажементами в творческой жизни Патрика Граля значительное место отведено камерной музыке. Он часто выступает со своим вокальным квартетом Thios Omilos и ансамблем Barockwerk Ost, с которым в 2014 году стал победителем конкурса, организованного радио Саарбрюккена.
Среди событий минувшего сезона – исполнение сочинений Баха и Генделя с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио под управлением Эммануэль Айм, «Рождественской оратории» Баха с хором мальчиков г. Виндсбаха и Академией старинной музыки под управлением Мартина Лемана, «Страстей по Иоанну» Баха в Лейпциге (дирижер Петер Шрайер), оратории «Илия» Мендельсона с Монтеверди-хором под управлением Готхарта Штира, оперы «Фиделио» Бетховена в странах Латинской Америки (дирижер Ганс-Кристоф Радеман), кантаты «Хвала глупости» Х. Циммермана с Гюрцених-оркестром Кёльна, «Реквиема» М. Гайдна в Сан-Себастьяне (дирижер Кристиан Захариас), европейское турне с Камерным оркестром Базеля под управлением Джованни Антонини.
В сезоне 2018-19 Патрик Граль участвует в исполнении «Рождественской оратории» Баха в Лейпциге, «Реквиема» Моцарта в Штутгарте, Мессы до-минор Моцарта в Турине, «Страстей по Матфею» Баха в Дрездене, «Торжественной мессы» Л. Моцарта в Аугсбурге, оратории «Сотворение мира» Гайдна в Бонне. Из наиболее значительных событий следует отметить исполнение оратории «Илия» Мендельсона с Базельским камерным оркестром под управлением Кристофера Мулдса, «Реквиема» Моцарта с Чешским филармоническим оркестром под управлением Манфреда Хонека и кантаты «Семь последних слов Спасителя на кресте» К. Ф. Э. Баха с Collegium Vocale Gent под управлением Бенджамина Бейла.