Мюнхенский баховский хор,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Хансйорг Альбрехт

    27 октября 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Мюнхенский Баховский хор
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Дирижёр – Хансйорг Альбрехт
    Ханна Цумсанде (сопрано)
    Патрик Граль (тенор)
    Дэвид Олсопп (контратенор)
    Даниэль Очоа (бас)

    Солист-баритон – дополнительно

    В программе:
    И. С. Бах
    Месса для солистов, хора, оркестра и basso continuo си минор, BWV 232

    12+

    Абонемент №6:

    Иоганн Себастьян Бах. «Музыка соборов»

    Мюнхенский Баховский хор

    История Мюнхенского Баховского хора восходит к началу 1950-х годов, когда в столице Баварии возник небольшой любительский ансамбль «Кружок Генриха Шютца», пропагандировавший старинную музыку. В 1954 году ансамбль был преобразован в профессиональный хор и получил свое нынешнее название. Почти одновременно с хором был образован Мюнхенский Баховский оркестр. Оба коллектива возглавил молодой дирижер и органист, выпускник Лейпцигской консерватории Карл Рихтер. Главной задачей он считал популяризацию музыки Баха. В течение 1955 года были исполнены «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», Месса си минор, «Рождественская оратория», 18 церковных кантат, мотеты, органная и камерная музыка композитора.

    Благодаря интерпретациям сочинений Баха хор завоевал признание сначала на родине, а затем и за ее пределами. Начиная с 1956 года, хор и маэстро Рихтер регулярно принимали участие в баховском фестивале в Ансбахе, являвшемся в то время местом встречи музыкальной элиты всего мира. Вскоре последовали первые гастроли во Францию и Италию. С середины 60-х годов начинается активная гастрольная деятельность коллектива (Италия, США, Франция, Финляндия, Англия, Австрия, Канада, Швейцария, Япония, Греция, Югославия, Испания, Люксембург...). В 1968 и 1970 годах хор побывал в Советском Союзе. 

    Постепенно репертуар хора обогащался музыкой старых мастеров, произведениями романтиков (Брамс, Брукнер, Регер) и сочинениями композиторов ХХ века (Х. Дистлер, Э. Пеппинг, З. Кодай, Г. Каминский). 

    В 1955 году хором была записана первая грампластинка с произведениями Баха, Генделя и Моцарта, а спустя три года, в 1958-м, началось 20-летнее сотрудничество со звукозаписывающей фирмой Deutsche Grammophon. 

    С 1964 года Карл Рихтер начал проводить в Мюнхене баховские фестивали, к участию в которых приглашал музыкантов самых разных направлений. Так, в 1971 году здесь выступили известные мастера аутентичного исполнительства – Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт. 

    После ухода из жизни Карла Рихтера, в 1981–1984 годах Мюнхенский Баховский хор работал с приглашенными дирижерами. С хором выступали Леонард Бернстайн (он продирижировал концертом памяти Рихтера), Рудольф Баршай, Готхард Штир, Вольфганг Хельбих, Арнольд Мел, Дитхард Хельман и многие другие. 

    В 1984 году новым руководителем хора был выбран Ханс-Мартин Шнайдт, который возглавлял коллектив в течение 17 лет. За плечами музыканта был большой опыт работы в качестве оперного и симфонического дирижера, и это, безусловно, наложило отпечаток на его деятельность в хоре. По сравнению с предыдущим периодом, Шнайдт делал акцент на более мягком и насыщенном звучании, установил новые исполнительские приоритеты. В новой манере были исполнены Stabat Mater Россини, Четыре духовных песнопения Верди, Te Deum и Реквием Берлиоза, Месса Брукнера. 

    Постепенно расширялся репертуар хора. В частности, впервые была исполнена кантата «Кармина Бурана» Орфа. 

    В 80-е и 90-е годы с хором выступали многие известные солисты: Петер Шрайер, Дитрих Фишер-Дискау, Эдит Матис, Хелен Донат, Герман Прей, Зигмунд Нимсгерн, Юлия Хамари. В дальнейшем на афишах хора появились имена Джулианы Бансе, Маттиаса Гёрне, Симоны Нолде, Томаса Квастхоффа, Доротеи Рёшманн. 

    В 1985 году Баховский хор под руководством Шнайдта выступил на открытии нового концертного зала Gasteig в Мюнхене, исполнив совместно с Мюнхенским филармоническим оркестром ораторию Генделя «Иуда Маккавей». 

    В 1987 году было создано общество «Друзей Мюнхенского Баховского хора», а в 1994 году – Попечительский совет. Это помогло хору в непростой экономической ситуации сохранить творческую независимость. Продолжилась и традиция активных гастрольных выступлений. 

    За работу с Мюнхенским Баховским хором Х.-М. Шнайдт был удостоен Ордена за заслуги, Баварского ордена почета и других наград, а коллектив получил премию Баварского национального фонда и премию Фонда развития церковной музыки в Баварии. 

    После ухода Шнайдта Мюнхенский хор не имел постоянного руководителя и в течение нескольких лет (2001–2005) вновь работал с приглашенными маэстро, среди них – Олег Каэтани, Кристиан Кабитц, Гилберт Левин, специалисты в области барочной музыки Ральф Отто, Петер Шрайер, Бруно Вайль. В 2001 году хор выступил в Кракове на торжественном концерте памяти жертв теракта 11 сентября, исполнив «Немецкий реквием» Брамса. Концерт транслировался Польским телевидением на европейские страны и США. В 2003 году Мюнхенский Баховский хор впервые исполнил светские кантаты Баха в сопровождении оркестра, играющего на старинных инструмента, под управлением маэстро Ральфа Отто. 

    В 2005 году новым художественным руководителем стал молодой дирижер и органист Хансйорг Альбрехт, «посланный Мюнхенскому Баховскому хору Богом» (Süddeutsche Zeitung). Под его руководством коллектив обрел новое творческое лицо и овладел ясным и прозрачным хоровым звучанием, что подчеркивают многие критики. Живые, одухотворенные исполнения произведений Баха, основанные на практике исторического исполнительства, остаются в центре внимания хора и основой его репертуара. 

    Первые гастроли хора с маэстро прошли в Турине на фестивале «Музыкальный сентябрь», где они исполнили «Страсти по Матфею» Баха. Затем коллектив выступил в Гданьске и Варшаве. Исполнение «Страстей по Матфею» в Страстную пятницу в 2006 году в прямом эфире Баварского радио было восторженно встречено прессой. В 2007 году на музыку «Страстей» был осуществлен совместный проект с Гамбургским балетом (режиссер и хореограф Джон Ноймайер), показанный на фестивале в Обераммергау. 

    В последнее десятилетие партнерами хора были такие известные солисты, как сопрано Симона Кермес, Рут Цизак и Марлис Петерсен, меццо-сопрано Элизабет Кульман и Ингеборг Данц, тенор Клаус Флориан Фогт, баритон Михаэль Фолле. 

    Коллектив выступал с Пражским симфоническим оркестром, Оркестровым ансамблем Парижа, Дрезденской государственной капеллой, филармоническим оркестром земли Рейнланд-Пфальц, со всеми мюнхенскими симфоническими коллективами, сотрудничал с балетной компанией Маргерит Донлон, участвовал в фестивалях «Международная неделя органа в Нюрнберге», «Гейдельбергская весна», «Европейские недели в Пассау», «Неделя музыки Густава Малера» в Тоблахе. 

    Среди наиболее интересных проектов недавнего времени – «Военный реквием» Бриттена, «Глория», Stabat Mater и Месса Пуленка, Реквием Дюруфле, «Морская симфония» Воан-Уильямса, оратория «Царь Давид» Онеггера, опера «Ифигения в Тавриде» Глюка (концертное исполнение). 

    Особенно плодотворное сотворчество связывает хор с его традиционными многолетними партнерами – мюнхенскими коллективами Bach Collegium и Баховским оркестром. Помимо многочисленных совместных выступлений, их сотрудничество запечатлено на компакт-дисках и DVD: например, в 2015 году вышла запись оратории современного немецкого композитора Энйотта Шнайдера “Augustinus”. 

    Также в дискографии последних лет – «Рождественская оратория», «Магнификат» и пастиччио из светских кантат Баха, «Немецкий реквием» Брамса, «Песнь о земле» Малера, произведения Генделя. 

    Свое 60-летие в 2014 году коллектив отметил гала-концертом в Мюнхенском Принцрегент-театре. К юбилею был выпущен CD «60 лет Мюнхенскому Баховскому хору и Баховскому оркестру». 

    В 2015 году хор участвовал в исполнении 9-й симфонии Бетховена (с Мангеймским филармоническим оркестром), «Мессии» Генделя, «Страстей по Матфею» (с Мюнхенской Баховской коллегией), «Вечерни Девы Марии» Монтеверди, совершил гастроли по странам Прибалтики. В числе сделанных за последние несколько лет записей 

    В марте 2016 года Мюнхенский Баховский хор после 35-летнего перерыва побывал в Москве, исполнив «Страсти по Матфею» Баха. В том же году хор принимал участие в исполнении оратории Генделя «Мессия» в восьми главных соборах Южной Франции, получив горячий прием и восторженные отзывы. 

    В 2017 году хор принял участие в фестивале «Европейские недели» в городе Пассау (Нижняя Бавария) и с аншлагом выступил в базилике аббатства Оттобойрен. В ноябре 2017 года Баховский хор впервые выступил с камерным оркестром Ференца Листа в будапештском Дворце искусств. 

    В октябре нынешнего года, накануне новой встречи с московской публикой, Мюнхенский Баховский хор гастролировал в Израиле, где вместе с Израильским филармоническим оркестром под руководством Зубина Меты исполнял «Коронационную мессу» Моцарта в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. 

    После концерта в Москве, на котором (как и полвека назад, во время первых гастролей Мюнхенского Баховского хора в СССР) будет исполнена Месса си минор Баха, до конца года хор и оркестр под управлением Хансайорга Альбрехта дадут концерты в Зальцбурге, Инсбруке, Штутгарте, Мюнхене и других городах Австрии и Германии. В нескольких программах прозвучат оратория Генделя «Иуда Маккавей» и «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна (к 100-летию со дня рождения композитора), а в заключительном концерте года – «Рождественская оратория» Баха.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Хансйорг Альбрехт

    Хансйорг Альбрехт — немецкий органист, клавесинист и дирижер, художественный руководитель Мюнхенского баховского хора и оркестра (основанного еще легендарным Карлом Рихтером).

    В качестве дирижера он постоянно выступает с Мюнхенским симфоническим оркестром, оркестром Bach Collegium Мюнхена и Гамбургским хором имени К. Ф. Э. Баха. С этими и другими коллективами маэстро представил множество интересных программ в крупнейших музыкальных центрах Европы и на международных фестивалях. Он дирижировал такими известными оркестрами, как Баварский государственный, Чешский филармонический, Гамбургский симфонический, оркестр Баварского радио, Филармонический оркестр земли Рейнланд-Пфальц, оркестр Баховской академии Штутгарта, Гамбургский барочный оркестр Elbipolis, Симфонический оркестр Сицилии, Симфонический оркестр итальянского радио RAI, оркестр Неаполитанского театра Сан-Карло, Оркестр имени Гайдна в Больцано. С дирижером сотрудничали известные солисты и певцы: Доротея Орберлингер, Арабелла Штайнбахер, Шарон Кам, Весселина Казарова, Симона Кермес, Клаус Флориан Фогт.

    Помимо дирижерской деятельности Хансйорг Альбрехт много выступает как органист и солист в камерных программах. Органные концерты музыканта прошли в крупнейших соборах и прославленных концертных залах Европы, России и США. Он играл в сопровождении Израильского и Чешского филармонических оркестров, симфонических оркестров Академии Санта Чечилия в Риме, Романской Швейцарии, оркестра Баварского радио, камерных оркестров Св. Луки в Нью-Йорке, Камерата Зальцбург и Кремерата Балтика. В течение пяти лет Х.-Й. Альбрехт сотрудничал с известным немецким певцом и дирижером Петером Шрайером (в качестве ассистента, органиста и клавесиниста).

    Хансйорг Альбрехт записал несколько компакт-дисков в качестве дирижера и органиста для фирмы OehmsClassics. В 2013 году он был номинирован на премию Грэмми.

    Ханна Цумсанде

    Ханна Цумсанде окончила Высшую школу музыки и театра в Гамбурге, где занималась у профессоров Йорна Допфера и Кэролин Джеймс. Совершенствовалась на мастер-классах певицы Маргрит Хониг, пианистов Рудольфа Янсена, Анны Ле Бозек и Буркхарда Керинга. Лауреат Генделевского конкурса-фестиваля в Гёттингене-Халле, конкурса вокалистов Элизы Мейер в Гамбурге.

    Ханна Цумсанде проявила себя в первую очередь как исполнительница старинной музыки. Она сотрудничает с Академией старинной музыки Берлина, Фрайбургским и Гамбургским барочными оркестрами, ансамблями Bell`Arte (Зальцбург), Lautten Compagney (Берлин) и другими. В её репертуар также вошли вокальные партии из ораториальных произведений Гайдна, Мендельсона, Брамса и других композиторов-романтиков, а также сочинения современных авторов, которые певица исполняет с оркестром Северо-немецкого радио, Цюрихским камерным оркестром и Гамбургским симфоническим оркестром. Она постоянно работает с такими дирижерами, как Пабло Эрас-Касадо, Томас Хенгельброк, Петер Нойман, Херман Макс, Вольфганг Качнер. 

    Сольные и концертные выступления певицы проходили на фестивалях «Безумные дни» в Нанте (Франция), Баховском фестивале в Лейпциге, Генделевском фестивале в Гёттингене и Халле, Шлезвиг-Гольштейнском музыкальном фестивале (Германия), Wratislavia cantans (Польша). Она пела в известных концертных залах, таких как амстердамский Консертгебау, цюрихский Тонхалле, гамбургский Laeiszhalle, берлинский Концертхаус, гастролировала в Испании, Бельгии, Франции, Польше, Гонконге. Помимо исполнения обширного концертного репертуара Ханна Цумсанде выступает на оперной сцене. Она участвовала в постановках оперной студии Гамбургской Высшей школы музыки, приглашалась в оперные театры г. Киля и земли Шлезвиг-Гольштейн, на оперный фестиваль в Ойтине. 

    Дискография певицы представлена десятками записей на радио и СD. В 2017 году с её участием вышли записи «Праздничной музыки для Альтоны» Г. Ф. Телемана (CPO) и „Selva morale“ Монтеверди (Harmonia Mundi). Высокую оценку получила запись «Вечерни Девы Марии» Монтеверди (Carus) с Берлинским ансамблем Lautten Compagney и Ensemble amarcord. 

    Патрик Граль

    Патрик Граль обучался в знаменитом Лейпцигском хоре мальчиков и Высшей школе музыки имени Ф. Мендельсона (у профессора Бертольда Шмидта). Совершенствовал мастерство на мастер-классах Петера Шрайера, Готтхольда Шварца, Герда Тюрка, Иляны Котрубаш и Карла-Петера Каммерландера.

    Еще в студенческие годы певец начал выступать на оперной сцене, исполнив партии Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Альфреда («Летучая мышь» И. Штрауса) и Альберта («Альберт Херринг» Бриттена). Он участвовал в постановках «Электры» Р. Штрауса и «Тристана и Изольды» Вагнера в Лионской национальной опере, «Дон Жуана» Моцарта (партия дон Оттавио) в венецианском театре Ла Фениче.

    Одержав победу в 2016 году на Международном конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге, Патрик стал востребованным исполнителем в концертном и ораториальном репертуаре. В его послужном списке – выступления с Лондонским симфоническим оркестром, оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, Дрезденским филармоническим оркестром, Кёльнским Гюрцених-оркестром, Лейпцигским Гевандхауз-оркестром и другими коллективами под управлением таких известных дирижеров, как Джон Элиот Гардинер, Даниэле Гатти, Людвиг Гюттлер, Петер Шрайер, Леопольд Хагер, Эндрю Мэнзи и другими. Он также много сотрудничает с Лейпцигским хором мальчиков и Дрезденским Кройц-хором.

    Наряду с многочисленными оперными и концертными ангажементами в творческой жизни Патрика Граля значительное место отведено камерной музыке. Он часто выступает со своим вокальным квартетом Thios Omilos и ансамблем Barockwerk Ost, с которым в 2014 году стал победителем конкурса, организованного радио Саарбрюккена.

    Среди событий минувшего сезона – исполнение сочинений Баха и Генделя с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио под управлением Эммануэль Айм, «Рождественской оратории» Баха с хором мальчиков г. Виндсбаха и Академией старинной музыки под управлением Мартина Лемана, «Страстей по Иоанну» Баха в Лейпциге (дирижер Петер Шрайер), оратории «Илия» Мендельсона с Монтеверди-хором под управлением Готхарта Штира, оперы «Фиделио» Бетховена в странах Латинской Америки (дирижер Ганс-Кристоф Радеман), кантаты «Хвала глупости» Х. Циммермана с Гюрцених-оркестром Кёльна, «Реквиема» М. Гайдна в Сан-Себастьяне (дирижер Кристиан Захариас), европейское турне с Камерным оркестром Базеля под управлением Джованни Антонини.

    В сезоне 2018-19 Патрик Граль участвует в исполнении «Рождественской оратории» Баха в Лейпциге, «Реквиема» Моцарта в Штутгарте, Мессы до-минор Моцарта в Турине, «Страстей по Матфею» Баха в Дрездене, «Торжественной мессы» Л. Моцарта в Аугсбурге, оратории «Сотворение мира» Гайдна в Бонне. Из наиболее значительных событий следует отметить исполнение оратории «Илия» Мендельсона с Базельским камерным оркестром под управлением Кристофера Мулдса, «Реквиема» Моцарта с Чешским филармоническим оркестром под управлением Манфреда Хонека и кантаты «Семь последних слов Спасителя на кресте» К. Ф. Э. Баха с Collegium Vocale Gent под управлением Бенджамина Бейла.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    14 декабря в 19:00