В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
13 сентября 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаШалов
Фантазия на тему русской народной песни «Заставил меня муж парну банюшку топить»
Концертные вариации на тему русской народной песни «Валенки»
Куликов
Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая»
Морозов
«В горнице моей светло»
Пономаренко
«Гармонь моя»
Фина
«Шмелиное буги»
Де Аберу
«Тико-тико»
Денца
«На качелях»
Косма
Музыка из кинофильма «Высокий блондин в чёрном ботинке»
Андре, Швандт
Dream a little dream
Фельдман, Фидцжеральд
A-Tisket, A-Tasket
Зубицкий
«Памяти Пьяццоллы»
Дезмонт
Take five
М. Иванов
«Ярмарка»
«Прогулка с дочкой»
А. Иванов
«Фиеста»
Абонемент №62:
Встречи по четвергам
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Эмили-Асиэйдуа Атуахина родилась в 2011 году в Новосибирске. Петь начала рано, слушая музыку разных направлений: подпевала, копировала стиль, запоминала песни на языке исполнителя. В 5-летнем возрасте родители определили девочку заниматься вокалом и поняли, что приоритетным направлением будет джаз. Особенно близки Эмили оказались песни в исполнении Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.<cut>
С сентября 2017 года Эмили занимается джазовым вокалом в городской школе искусств № 29. Она была приглашена для участия во Всероссийском конкурсе юных талантов «Синяя птица», где стала полуфиналисткой. Параллельно с занятиями музыкой Эмили обучается английскому языку в Новосибирском билингвистическом Монтессори-центре.
Родилась в 2007 году. Начала обучение в Детской музыкальной школе № 1 города Балаково Саратовской области (педагог – В. Н. Купцов). С 2017 года является учащейся Музыкальной школы имени Гнесиных.
С 6 лет юная саксофонистка выступает с оркестрами — Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана, симфоническими оркестрами Московской филармонии и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Саратовским симфоническим оркестром.
Обладательница национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России», стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, победитель XVII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» в номинации «Духовые и ударные инструменты» (приз «Золотой щелкунчик») и Всероссийского телевизионого конкурса юных талантов «Синяя птица» (Гран-при). Выступала на одной сцене с Денисом Мацуевым, Михаилом и Андреем Ивановыми
Анастасия Тюрина родилась в 2010 году в Тамбове. С четырех лет учится в тамбовской Детской музыкальной школе № 2 имени В. К. Мержанова (класс Алексея Моргунова). Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, в числе которых «Дон-Гран-при. Юниор» (I премия) и имени М. Ф. Рожкова (I премия).
В 2016 году стала финалисткой шоу «Лучше всех» на Первом канале. В 2016 году удостоена премии Общественной палаты Тамбовской области «Общественное признание – 2016». В 2018 году одержала победу в Открытом Всероссийском телеконкурсе «Синяя птица» на канале «Россия-1», после чего стала постоянной участницей программ и фестивалей Дениса Мацуева, в том числе Crescendo и «Звезды на Байкале» в Иркутске.
С 2016 года – постоянная участница программ и стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, с 2019 года – стипендиат фонда «Новые имена» имени И. Н. Вороновой. В 2021 году стала стипендиатом Музыкальной академии Юрия Башмета в рамках Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.
В качестве солистки выступала с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова на открытии фестиваля «Москва встречает друзей», а также на X Евразийском экономическом форуме в Вероне. В 2018 году участвовала в «Русских сезонах» в Венеции, в 2019 году – в фестивале российско-итальянской культуры «Очи черные» в Монтекатини-Терме.
Регулярно сотрудничает с ведущими отечественными коллективами, такими как Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова, Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Зыкиной, Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова ВГТРК и др.
Выступает в крупнейших залах, в числе которых Государственный Кремлевский дворец, Московский концертный зал «Зарядье», Большой театр, Светлановский зал Московского Международного дома музыки, Концертный зал имени П. И. Чайковского, БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, Филармонический театр Вероны.
Анастасия Тюрина неоднократно выступала в эфире Первого канала, телеканалов «Россия-1», «Россия-Культура», «Карусель». Принимала участие в программах «Сати. Нескучная классика» с Владимиром Спиваковым на канале «Россия-Культура» и «Голубой огонек» (2019 и 2020) на канале «Россия-1».
Алиса Рогулина с 5 лет учится в Детской школе искусств № 8 имени Ю. Г. Суткового в Челябинске.
Победительница и лауреат многих региональных, Всероссийских и международных конкурсов: Всероссийского детско-юношеского конкурса эстрады и джаза «Ритм-экспресс» в Екатеринбурге (2015, Гран-при), Всероссийского фестиваля-конкурса «Волшебство звука» (2016, Первая премия), Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей Gnesin-Jazz в Москве (2016, 2017, Первая премия и Гран-при), Международного фестиваля-конкурса Южноуральск-Зальцбург (2017, Первая премия), Международного фестиваля Inter-Klänge в Нюрнберге (2017, Первая премия). Неоднократно становилась лауреатом главных премий Всероссийского конкурса юных пианистов и Международного фестиваля-конкурса детско-юношеского творчества «Птица удачи» в Челябинске. Обладательница Премии Губернатора Челябинской области.
В 2017 году Алиса Рогулина стала победительницей Всероссийского открытого конкурса юных талантов «Синяя птица».
Юная артистка — постоянная участница Международного джазового фестиваля Игоря Бурко «Какой удивительный мир!» и ежегодного концерта «Памяти джазовых музыкантов» в Челябинске. Выступала на джазовом фестивале Даниила Крамера Ural Terra Jazz в городе Камышлов Свердловской области и фестивале-бенефисе Анатолия Кролла Gnesin-Jazz в Светлановском зале Московского международного Дома музыки.
Андрей Иванов – джазовый контрабасист, композитор, музыкальный продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации. Родился в 1964 году. Окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс Владимира Хоменко). Создатель новых принципов игры на джазовом контрабасе. Автор различных творческих и продюсерских проектов международного продюсерского центра братьев Ивановых.
Творческий альянс Михаила и Андрея Ивановых сложился в 1988 году: музыканты начали выступать в составе джазового «Ростов-трио» в Ростовской филармонии и вскоре завоевали I премию Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону, а год спустя – Гран-при Европейского джазового конкурса в Брюсселе.
Музыканты гастролировали в странах Европы и Северной Америки, участвовали в крупнейших джазовых фестивалях: в Нидерландах (North Sea Jazz), Канаде (Монреаль), Швейцарии (Монтрё), Бельгии. Сотрудничали с именитыми солистами и коллективами, среди которых Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ, Шенда Рул, Арли Леонард, Алексей Уткин, ансамбль солистов «Эрмитаж», «Виртуозы Москвы», ГСО «Новая Россия», оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов.
В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Задачей и творческим содержанием абонемента стало создание оригинальных концертных программ на стыке современных и традиционных жанров в исполнении лучших симфонических, хоровых и народных коллективов и солистов. В рамках абонемента братья Ивановы представили около 40 эксклюзивных концертных программ. Здесь же была исполнена симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2013 году они получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры за создание концертной программы «Симфоджаз братьев Ивановых».
В 2014 году братья Ивановы организовали и возглавили Центр развития этнической музыки Московской областной филармонии. Авторы идеи и руководители международного фестиваля «Пересекая время», а также фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Участники фестиваля «Российская культурная миссия в Венеции» (Италия, 2019) и международного фестиваля «Очи черные» (Италия, 2019), на которых состоялись премьерные исполнения «Венецианской сюиты в блюзовых тонах» Михаила Иванова.
В 2017 году Андрей Иванов выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на уникальном «Концерте единства» в Вашингтонском кафедральном соборе. Часто играет в составе трио с пианистом Денисом Мацуевым и барабанщиком Александром Зингером.
Пианист и музыкальный продюсер Михаил Иванов родился в 1962 году в Курске. Получил высшее музыкальное образование как пианист и композитор. Участник джазового проекта «Братья Ивановы».
Творческий альянс Михаила и Андрея Ивановых сложился в 1988 году: музыканты начали выступать в составе джазового «Ростов-трио» в Ростовской филармонии и вскоре завоевали I премию Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону, а год спустя – Гран-при Европейского джазового конкурса в Брюсселе.
Музыканты гастролировали в странах Европы и Северной Америки, участвовали в крупнейших джазовых фестивалях: в Нидерландах (North Sea Jazz), Канаде (Монреаль), Швейцарии (Монтрё), Бельгии. Сотрудничали с именитыми солистами и коллективами, среди которых Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ, Шенда Рул, Арли Леонард, Алексей Уткин, ансамбль солистов «Эрмитаж», «Виртуозы Москвы», ГСО «Новая Россия», оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов.
В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Задачей и творческим содержанием абонемента стало создание оригинальных концертных программ на стыке современных и традиционных жанров в исполнении лучших симфонических, хоровых и народных коллективов и солистов. В рамках абонемента братья Ивановы представили около 40 эксклюзивных концертных программ. Здесь же была исполнена симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2013 году они получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры за создание концертной программы «Симфоджаз братьев Ивановых».
В 2014 году братья Ивановы организовали и возглавили Центр развития этнической музыки Московской областной филармонии. Авторы идеи и руководители международного фестиваля «Пересекая время», а также фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Участники фестиваля «Российская культурная миссия в Венеции» (Италия, 2019) и международного фестиваля «Очи черные» (Италия, 2019), на которых состоялись премьерные исполнения «Венецианской сюиты в блюзовых тонах» Михаила Иванова.
Михаил Иванов – член Союза композиторов РФ, автор композиций и аранжировок, в том числе симфонической поэмы «Мое русское сердце». Создатель нового перкуссионного музыкального инструмента «Русская звонница "София"». На музыку его пьесы «На семи ветрах» хореограф Николай Андросов поставил балет для Московского государственного ансамбля танца «Русские сезоны».
Автор идеи Международного фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Лауреат Премии Правительства Москвы в области культуры. Заслуженный артист России.
Родилась в 1988 году в Барановичах (Беларусь). В 2012 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Вячеслава Круглова), в 2016 – ассистентуру-стажировку РАМ. В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию по истории мандолинного искусства.
Лауреат первых премий I Всероссийского музыкального конкурса, II Международного конкурса имени П. И. Нечепоренко, международных конкурсов исполнителей на мандолине в Токио и Осаке. Обладатель Гран-при II Международного конкурса-фестиваля «Искусство объединяет мир» (Сочи).
С 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2019 года – концертмейстер.
Первая исполнительница ряда сочинений для домры и мандолины Кузьмы Бодрова, Михаила Броннера, Кирилла Волкова, Ефрема Подгайца, Александра Цыганкова, Александра Чайковского, Натальи Хондо.
Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным камерным оркестром Гонконга, Madeira Classical Orchestra (Португалия), ансамблем старинной музыки «Телеман-консорт» и другими коллективами. Сотрудничала с известными музыкантами, в числе которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Александр Сладковский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Юровский.
Принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Струны молодой России», «Музыка России», «Окно в Швейцарию» (Москва), Гаврилинском музыкальном фестивале (Вологда), «Северное сияние» (Якутск), Зимнем фестивале искусств в Сочи и Международном фестивале Юрия Башмета в Хабаровске, «Звезды на Байкале», «Денис Мацуев и друзья», Crescendo, международном фестивале мандолинистов в Осаке (Япония), Tamburica-Fest (Нови-Сад, Сербия), «Дорогами Просекко» (Италия) и других.
Преподает на кафедре струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных и в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы, принимает участие в жюри исполнительских конкурсов. Руководитель проекта «Антология домры» в РАМ имени Гнесиных.
Даниил Стаднюк родился в 1984 году. Обучался в Ростовском училище искусств по специальности «баян» (класс Сергея Галкина) и «дирижирование» (класс Ольги Машиной). В 2008 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных как баянист (класс профессора Вячеслава Семёнова) и дирижер (класс профессора Вячеслава Чистякова). В 2012 окончил дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Владимира Понькина).
Лауреат всероссийских и международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне, среди которых «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (Германия, 2002), World Accordion Championship в Каштелу-Бранку (Португалия, 2005), «Весна в Шанхае» (Китай, 2006), а также Конкурса дирижеров оркестров народных инструментов Юга России (Ростов-на-Дону, 2002) и II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (2017).
С 2008 года – солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2012 года выступает за дирижерским пультом. В качестве дирижера сотрудничал с Рязанским музыкальным театром и Оперным театром Московской консерватории.