Абонемент №10:
«Лед и пламень….»
Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из лучших симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Коллектив возглавляет народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.
С оркестром работали выдающиеся дирижеры, среди которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Теодор Курентзис.
В концертных программах НФОР принимали участие всемирно известные солисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Хуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Маттиас Гёрне, Ильдар Абдразаков, Виолета Урмана, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гил Шахам, Аркадий Володось, Марта Аргерих, Рено Капюсон, Готье Капюсон, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова, Джон Лилл, Дэвид Гарретт и многие другие.
Среди постоянных партнеров НФОР – Хибла Герзмава, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Ильдар Абдразаков, Анна Аглатова, Полина Шамаева, Денис Мацуев, Николай Луганский, Екатерина Мечетина, Борис Березовский, Александр Гиндин, Александр Романовский, Сергей Догадин, Александр Рамм, Даниэль Лозакович, Мария Дуэньяс.
За 20 сезонов оркестр представил множество ярких программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер, многократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Коллектив дает концерты и проводит фестивали в разных городах России.
Владимир Спиваков и НФОР активно осуществляют записи классического музыкального наследия, ежегодно выпуская несколько релизов, многие из них получили более миллиона прослушиваний во всем мире. Коллектив и маэстро сотрудничают с крупнейшими фирмами Sony, Deutsche Grammophon, Capriccio. Под лейблом Spivakov Sound выпущены записи сочинений Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина, Малера и других авторов. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола», кантата «Весна» и «Симфонические танцы» Рахманинова, все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский) и симфонии (к 150-летию со дня рождения композитора); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин).
Особым направлением деятельности коллектива является поддержка талантливых молодых музыкантов. В сезонах 2004/05 и 2017/18 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре работала группа дирижеров-стажеров; многие ее участники добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград.
В 2007 году НФОР был присужден правительственный грант, с 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.
Первые уроки дирижирования Кен-Дэвид Мазур получил от отца – выдающегося маэстро Курта Мазура. Окончив Колумбийский университет в Нью-Йорке, он продолжил музыкальное образование в Манхэттенской школе музыки, консерваториях Лейпцига, Детмольда и Берлина, где обучался игре на фортепиано и трубе, композиции, вокалу (у знаменитого бас-баритона Томаса Квастхоффа) и дирижированию. Его наставниками были Стефан Асбери, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Йорма Панула, Ларри Рахлефф и Кристофер Симен.
Как дирижер Кен-Дэвид Мазур дебютировал в 1998 году, став сооснователем и первым руководителем оркестра и хора Баховского общества Колумбийского университета в Нью-Йорке. Гастролировал с этими коллективами в Германии и записал альбом с оркестровыми сочинениями и кантатами И. С. Баха и его сыновей – Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эмануэля, благосклонно встреченный критикой.
Кен-Дэвид Мазур сотрудничает с ведущими мировыми оркестрами: в США выступает с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, оркестрами Луисвилля, Детройта, Милуоки, Чикаго, Колорадо и Портленда, в Европе – с Collegium Musicum Базеля (Швейцария), симфоническим оркестром Ставангера (Норвегия), Национальным оркестром Франции, симфоническим оркестром Мюлуза (Франция), в Японии – с симфоническим оркестром Yomiuri Nippon. В настоящее время он – приглашенный дирижер Бостонского симфонического оркестра, Мюнхенского симфонического оркестра и Национального филармонического оркестра России, с которым сотрудничает с 2011 года.
Мазур востребован в качестве наставника молодых музыкантов. Он постоянно выступает с оркестрами Консерватории Новой Англии и Университета Бостона, с Чикагским Civic Orchestra (цели и задачи этого коллектива – совершенствование молодых профессиональных музыкантов). В 2011 году он сменил Сейдзи Озаву на мастер-классах в Тэнглвуде и с тех пор постоянно проводит занятия с молодыми дирижерами.
Вместе с женой, пианисткой Мелиндой Ли Мазур, маэстро является артистическим директором музыкального фестиваля Челси – ежегодного летнего мультимедийного форума в Нью-Йорк-сити, который газета The New York Times назвала «жемчужиной фестивалей». В 2018 году фестиваль прошел в девятый раз и был посвящен 333-летию со дня рождения И. С. Баха.
Сезон 2018-19 начался для Кена-Дэвида дебютом с Чикагским симфоническим оркестром в Равинии, где он представив две программы из произведений Чайковского. Затем он исполнил произведения Глинки, Рахманинова и Стравинского с Бостонским симфоническим оркестром на фестивале в Тэнглвуде. Летом дирижировал концертом в честь 10-летия Фонда Мендельсона в Токио.
Недавно Кен-Дэвид Мазур сделал записи с Симфоническим оркестром Ставангера, с Английским камерным оркестром и скрипачкой Фанни Кламаджиранд. Последний альбом с «Симфоническими танцами» современного норвежского композитора Гисле Кверндокка, записанным Мазуром с оркестром Ставангера, Нью-Йоркская радиостанция классической музыки WQXR назвала «одним из лучших новых релизов классической музыки» (2018). Мазур также был номинирован на премию «Латинская Грэмми» в категории «Лучший классический альбом года» за работу в качестве продюсера над альбомом Salon Buenos Aires.