Николай Луганский и Оркестр Романдской Швейцарии : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Россини. «Итальянка в Алжире»

  • LIVE
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Николай Луганский и Оркестр Романдской Швейцарии

    2 февраля 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Исполнители:

    Оркестр Романдской Швейцарии
    Дирижёр – Марек Яновски (Германия)

    Солист – Николай Луганский (фортепиано)

    В программе:

    Вебер
    Увертюра к опере «Оберон»
    Шуман
    Концерт для фортепиано с оркестром ля минор
    Франк
    Симфония ре минор

    2 февраля в Концертном зале имени Чайковского выступит один из самых знаменитых симфонических оркестров Европы, имеющий длительную и славную творческую биографию — Оркестр Романдской Швейцарии. В последний раз коллектив посещал Россию 75 лет назад — в 1937 году. Под управлением дирижёра из Германии Марека Яновски оркестр исполнит произведения Вебера, Шумана и Франка. Солист — Николай Луганский.

    Симфонический оркестр Романдской Швейцарии – один из лучших коллективов Европы, ведущий оркестр Швейцарии. Он был создан в 1918 году в Женеве и является музыкальным центром не только кантона и города, но и всей страны, и базируется в одном из самых красивых залов мира – женевском Виктория-холле.

    Оркестр выступал на лучших сценах Европы, Китая, Кореи, Японии, США и стран Южной Америки. С коллективом сотрудничали выдающиеся дирижеры, среди которых – Вильгельм Фуртвенглер и Карл Шурихт, с 2005 года его художественным и музыкальным руководителем является немецкий дирижер польского происхождения Марек Яновский.

    Оркестр Романдской Швейцарии имеет давние и прочные связи с Россией. Еще до существования коллектива в доме его будущего основателя, Эрнеста Ансерме, останавливался в начале 1915 года Игорь Стравинский с семьей. В программу первого концерта, состоявшегося 30 ноября 1918 года в главном концертном зале Женевы, Виктория-холле, была включена «Шехеразада» Римского-Корсакова.

    За пультом оркестра стояли ведущие российские музыканты: Владимир Федосеев, Дмитрий Китаенко, Андрей Борейко Александр Лазарев, а в числе приглашавшихся солистов были Сергей Прокофьев, Мстислав Ростропович, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Борис Березовский, Максим Венгеров, Дмитрий Алексеев, Алексей Володин, Дмитрий Ситковецкий, Миша Майский.

    Предстоящие концерты в Санкт-Петербурге и Москве станут первыми встречами оркестра Романдской Швейцарии с российской публикой.

    Марек Яновский – немецкий дирижер польского происхождения. В настоящее время Яновский является художественным руководителем и главным дирижером двух оркестров: Оркестра Романдской Швейцарии и Симфонического оркестра Берлинского радио.

    С конца 1970-х годов Яновского регулярно приглашали для оперных постановок ведущие театры мира: Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Баварская государственная опера в Мюнхене, оперные театры Берлина, Гамбурга, Вены, Парижа, Сан-Франциско и Чикаго.

    В 1990-х годах Яновский ушел из мира оперы, чтобы полностью посвятить себя концертной деятельности, в которой он воплощает великие немецкие традиции. Оркестры Европы и Северной Америки ценят его за внимательное отношение к исполнению, за его новаторские программы и личные взгляды на порой недооцененные произведения или, напротив, наиболее популярные сочинения.

    С 1984 по 2000 год, возглавляя Филармонический оркестр Радио Франции, он вывел этот коллектив на высочайший международный уровень. С 1986 по 1990 год Марек Яновский «стоял у руля» Гюрцених-оркестра в Кельне, затем, с 1997 по 1999 год, был первым приглашенным дирижером Симфонического оркестра Берлинского радио. С 2000 по 2005 гг. руководил Филармоническим оркестром Монте-Карло, работал с Дрезденским Филармоническим оркестром.

    Более 50 сделанных им записей опер и симфонических циклов, многие из которых были удостоены международных премий, вот уже более тридцати пяти лет поддерживают высочайшую профессиональную репутацию Марека Яновского. Так, его запись «Кольца нибелунга» Рихарда Вагнера, осуществленная с Дрезденской государственной капеллой в 1980-1983 годах, до сих пор остается эталоном в мире грамзаписи.

    Николай Луганский — музыкант, которого называют одним из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку…» — так охарактеризовала исполнительское искусство Луганского авторитетная газета The Daily Telegraph. Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Музыкой занимается с 5 лет. Учился в ЦМШ у Т.Е. Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Т.П. Николаевой и С.Л. Доренского, у которого продолжил обучение в аспирантуре. Пианист — победитель I Всесоюзного конкурса юных музыкантов в Тбилиси (1988), лауреат VIII Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве (II премия, 1990), обладатель специальной премии Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), обладатель II премии Х Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1994, I премия не была присуждена). «В его игре было что-то рихтеровское» — сказал председатель жюри конкурса имени П.И. Чайковского Лев Власенко. На этом же конкурсе Н. Луганский стал обладателем специального приза Фонда Э. Неизвестного «За исповедальность тона и художественный вклад в новую интерпретацию русской музыки — Ученику и Учителю», который был присужден пианисту и его учителю Т.П. Николаевой, скончавшейся в 1993 году.

    Николай Луганский много гастролирует. Ему рукоплескали Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Concertgebouw (Амстердам), Palais des Beaux-Arts (Брюссель), Barbican Centre, Wigmor Hall, Royal Albert Hall (Лондон), Gaveau, Theatre Du Chatelet, Theatre des Champs Elysees (Париж), Conservatoria Verdi (Милан), Gasteig (Мюнхен), Hollywood Bowl (Лос-Анджелес), Avery Fisher Hall (Нью-Йорк), Auditoria Nacionale (Мадрид), Konzerthaus (Вена), Suntory Hall (Токио) и многие другие прославленные залы мира. Луганский — постоянный участник престижнейших музыкальных фестивалей в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), в Вербье и И. Менухина (Швейцария), BBC и Моцартовского фестиваля (Англия), фестивалей «Декабрьские вечера» и «Русская зима» в Москве…

    Пианист сотрудничает с крупнейшими симфоническими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США и более чем со 170 дирижерами мира, в числе которых Е. Светланов, М. Эрмлер, И. Головчин, И. Шпиллер, Ю. Симонов, Г. Рождественский, В. Гергиев, Ю. Темирканов, В. Федосеев, М. Плетнев, В. Спиваков, А. Лазарев, В. Зива, В. Понькин, М. Горенштейн, Н. Алексеев, А. Ведерников, В. Синайский, С. Сондецкис, А. Дмитриев, Ю. Домаркас, Ф. Брюгген, Г. Дженкинс, Г. Шелли, К. Мазур, Р. Шайи, К. Нагано, М. Яновски, П. Берглунд, Н. Ярви, сэр Ч. Маккерас, Ш. Дютуа, Л. Слаткин, Э. де Ваарт, Э. Кривин, К. Эшенбах, Ю. Садо, В. Юровский, С. Орамо, Ю.П. Сарасте, Л. Маркиз, М. Минковски.

    Среди партнеров Николая Луганского в камерном исполнительстве — пианист В. Руденко, скрипачи В. Репин, Л. Кавакос, И. Фауст, виолончелисты А. Рудин, А. Князев, М. Майский, кларнетист Е. Петров, певица А. Нетребко, квартет им. Д.Д. Шостаковича и другие выдающиеся музыканты. В репертуаре пианиста более 50 концертов для фортепиано с оркестром, произведения разных стилей и эпох — от Баха до современных композиторов. Некоторые критики сравнивают Н. Луганского со знаменитым французом А. Корто, говоря, что после него еще никому не удавалось лучше исполнить произведения Шопена. В 2003 году газета «Музыкальное обозрение» назвала Луганского лучшим солистом сезона 2001-2002.

    Записи музыканта, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокую оценку в музыкальной прессе многих стран: «…Луганский не только великолепный виртуоз, он, прежде всего, пианист, который целиком погружается в музыку за красотой…» (Bonner Generalanzeiger); «Главное в его игре — изысканность вкуса, стилистическая и текстовая безупречность… Инструмент звучит как целый оркестр, и вы можете услышать все градации и нюансы оркестровых голосов» (The Boston Globe).

    В 1995 году Н. Луганскому была присуждена международная премия им. Теренса Джадда как «самому многообещающему пианисту молодого поколения» за записи произведений С.В. Рахманинова. За диск, на котором записаны все этюды Шопена (фирма Erato), пианист был удостоен престижной награды Diapason d'Or de l'Annee как лучший инструменталист 2000 года. Его диски этой же фирмы с записью прелюдий и «Музыкальных моментов» Рахманинова и с записью прелюдий Шопена также были удостоены награды Diapason d’Or в 2001 и 2002 гг. Запись на фирме Warner Classics (1-й и 3-й концерты С. Рахманинова) с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Сакари Орамо получила две награды: Choc du Monde de la Music и Preis der deutschen Schallplattenkritik. За записи 2-го и 4-го концертов С. Рахманинова, сделанные с тем же оркестром и дирижером, пианист был удостоен престижной премии Echo Klassik 2005, присуждаемой ежегодно Германской академией звукозаписи. В 2007 году запись сонат Шопена и Рахманинова, сделанная Н. Луганским и виолончелистом А. Князевым, также получила награду Echo Klassik 2007. В 2011 году компакт-диск сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека, записанный совместно с В. Репиным, был удостоен премии BBC Music Magazine Award в номинации «Камерная музыка». Среди последних записей пианиста — еще один диск с произведениями Шопена (Onyx Classics, 2010).

    Николай Луганский — заслуженный артист России. Является эксклюзивным артистом Московской филармонии на всей территории России. С 1998 года преподает в Московской консерватории, на кафедре специального фортепиано под руководством профессора С.Л. Доренского.

    В 2011 году артист уже дал более 70 концертов — сольных, камерных, с симфоническими оркестрами — в России (Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Нижний Новгород), США (в том числе участие в турне Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии), Канаде, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Португалии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Австрии, Польше, Чехии, Литве, Турции. В ближайших планах пианиста — выступления во Франции, Германии и США, гастроли в Беларуси, Шотландии, Сербии, Хорватии, концерты в Оренбурге и Москве (в том числе в рамках абонементов Московской филармонии).

    Оркестр Романдской Швейцарии

    Оркестр Романдской Швейцарии, насчитывающий 112 музыкантов, — один из старейших и наиболее значимых музыкальных ансамблей Швейцарской Конфедерации. Его деятельность разнообразна: от давно практикуемой системы абонементов до серий симфонических концертов, организованной мэрией Женевы, ежегодного благотворительного концерта в пользу ООН, чье Европейское отделение находится в Женеве, а также участия в оперных постановках Женевской оперы, Большого театра Женевы.

    Ныне всемирно признанный коллектив, Оркестр Романдской Швейцарии создан в 1918 году дирижером Эрнестом Ансерме, который оставался его художественным руководителем до 1967 года. В последующие годы коллективом руководили Пауль Клецки (1967-1970), Вольфганг Заваллиш (1970-1980), Хорст Стейн (1980-1985), Армин Жордан (1985-1997), Фабио Луизи (1997-2002), Пинхас Штейнберг (2002-2005). С 1 сентября 2005 года пост художественного руководителя занимает Марек Яновский.

    С начала сезона 2012-2013 гг. пост художественного руководителя Оркестра Романдской Швейцарии займет Неэме Ярви, а молодой японский музыкант Казуки Ямада выступит в качестве приглашенного дирижера. Оркестр вносит значительный вклад в развитие музыкального искусства, регулярно исполняя произведения композиторов, чье творчество так или иначе связано с Женевой, в том числе современных. Достаточно назвать имена Клода Дебюсси, Игоря Стравинского, Артюра Онеггера, Дариуса Мийо, Бенджамина Бриттена, Петера Этвоша, Хайнца Холлигера, Майклa Джарелла, Франка Мартена. С 2000 года на счету оркестра более 20 мировых премьер, осуществленных в сотрудничестве с Радио Романдской Швейцарии. Оркестр поддерживает также композиторское творчество в Швейцарии, регулярно заказывая новые произведения Уильяму Бланку и Майклу Джареллу.

    Благодаря тесному сотрудничеству с радио и телевидением Романдской Швейцарии, концерты оркестра транслируются в разных странах мира. Это значит, что с творчеством прославленного коллектива знакомятся миллионы любителей музыки. Получила развитие и запись дисков — благодаря партнерству с фирмой Decca (более 100 дисков), положившему начало серии легендарных записей. Оркестр Романдской Швейцарии записывался на фирмах Æon, Cascavelle, Denon, EMI, Erato, Harmonia Mundi и Philips. Многие диски были удостоены профессиональных премий. В настоящее время оркестр записывает на фирме PentaTone все симфонии Брукнера: этот грандиозный проект завершится в 2012 году.

    Оркестр Романдской Швейцарии гастролирует в самых престижных залах Европы (Берлин, Франкфурт, Гамбург, Лондон, Вена, Зальцбург, Брюссель, Мадрид, Барселона, Париж, Будапешт, Милан, Рим, Амстердам, Стамбул) и Азии (Токио, Сеул, Пекин), а также в крупнейших городах американского континента (Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Вашингтон, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Монтевидео). В сезоне 2011-2012 гг. оркестр выступит в Вене и Кельне.

    Оркестр — постоянный участник престижных международных фестивалей. Только за последние десять лет он выступил на фестивалях в Будапеште, Бухаресте, Амстердаме, Оранже, на Канарских островах, на Пасхальном фестивале в Люцерне, на фестивалях Radio France и Монпелье, а также в Швейцарии — на фестивале Иегуди Менухина в Гштааде и фестивале «Музыкальный сентябрь» в Монтре.

    Предстоящие концерты в Санкт-Петербурге и Москве станут первыми встречами Оркестра Романдской Швейцарии с российской публикой, хотя с Россией его связывают давние и прочные связи. Еще до создания коллектива в доме его будущего основателя, Эрнеста Ансерме, останавливался в начале 1915 года Игорь Стравинский с семьей. В программу самого первого концерта оркестра, состоявшегося 30 ноября 1918 года в главном концертном зале Женевы, Виктория-холле, была включена «Шехеразада» Римского-Корсакова.

    За пультом Оркестра Романдской Швейцарии стояли ведущие российские музыканты: Александр Лазарев, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Андрей Борейко. А в числе приглашенных солистов были Сергей Прокофьев (исторический концерт 8 декабря 1923 года), Мстислав Ростропович, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Борис Березовский, Борис Бровцын, Максим Венгеров, Миша Майский, Дмитрий Алексеев, Алексей Володин, Дмитрий Ситковецкий. С Николаем Луганским, который принимает участие в первом турне оркестра в России, связано важное событие в истории коллектива: именно с его участием состоялось первое выступление Оркестра Романдской Швейцарии в прославленном парижском зале Плейель в марте 2010 года. В текущем сезоне с оркестром впервые выступят дирижер Василий Петренко, скрипачка Александра Сумм и пианистка Анна Винницкая.

    В составе оркестра также есть выходцы из России: концертмейстер Сергей Островский, скрипачка Элеонора Рындина и кларнетист Дмитрий Расул-Кареев.

    Дорогие слушатели!
    Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
    В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.