Ночь музыки

    4 октября 2014

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Дирижёр и солист – Алексей Уткин (гобой)

    В концерте принимают участие артисты оркестра:

    Екатерина Назарова (скрипка)

    Никита Буднецкий (скрипка)

    Рустам Салейманов (скрипка)

    Илья Мовчан (скрипка)

    Александр Острин (скрипка)

    Данил Падилов (скрипка)

    Надежда Яровая (альт)

    Сергей Барсегян (альт)

    Илья Пашинцев (виолончель)

    Алексей Иваненко (виолончель)

    Михаил Шевнин (контрабас)

    Елизавета Ярошинская (клавесин, фортепиано)

    В программе:
    Моцарт
    Квартет до мажор для гобоя, скрипки, альта и виолончели
    Вивальди
    Концерт для двух скрипок и двух виолончелей с оркестром
    Концерт для трех скрипок с оркестром
    Альбинони
    Адажио (переложение для гобоя и струнных)
    Россини
    Соната для струнных до мажор
    Брух
    «Кол Нидрей» — еврейская мелодиядля виолончели с оркестром (переложение для гобоя с оркестром)

    12+

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур… 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар — от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2017/18 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Давид Грималь, Стефано Монтанари, Альбрехт Майер, Хансйорг Альбрехт. Несколько концертов пройдут совместно со скрипачом и дирижером Жан-Кристофом Спинози – в Москве, Париже и Бресте (Нормандия). Ярким завершением сезона станет исполнение оперы Генделя «Оттон» с участием зарубежных солистов и дирижера Кристофера Мулдса.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя А. В. Петрова.

    Сегодня имя Алексея Уткина хорошо известно в России и Европе. Школа работы со Спиваковым, которую прошел молодой гобоист, придя в «Виртуозы Москвы» из Московской консерватории, блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

    А. Уткин выступал с такими прославленными музыкантами, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Х. Холлигер, Ж.-К. Спинози, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Р. Владкович, В. Попов, Е. Образцова, Д. Дэниелс, Д. Хворостовский, К. Захариас, Ф. Кемпф, Б. Березовский, В. Третьяков, Д. Фрэ, И. Четуев и другими звездами классической сцены.

    Его карьера складывается из многочисленных выступлений в самых престижных залах мира: Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл, Консертгебау, Академия Санта Чечилия, Театр Елисейских полей, зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн) и др. Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, среди них RCA - BMG (Classics Red Label).

    Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LOREE, который специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Алексею Уткину принадлежит историческая роль в том, что он вывел гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Смело начав исполнять все сольные сочинения, написанные для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений. Ярким примером виртуозности музыканта стало исполнение им произведений забытого композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».

    В конце 90-х годов, продолжая сотрудничать с ансамблем «Виртуозы Москвы», Алексей Уткин предпринимает успешную попытку начать самостоятельную карьеру, что в 2000 году привело к созданию Ансамбля «Эрмитаж». С этим коллективом было сыграно множество концертов и записано 10 CD с различными программами для известной компании Caro Mitis.

    В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России, став его художественным руководителем и дирижером. Сохраняя традиции оркестра, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, Уткин видит себя в оркестре не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста и вдохновляющего лидера. За последние годы Алексей Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока.

    Работу в коллективе новый художественный руководитель начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. Новые идеи и творческие поиски Алексея Уткина нашли отражение в программах последних лет, таких как Ost West Fantasy на музыку Пёрселла, Махавишну, Кларка, МакКэндлеса (для камерного оркестра, электрогитары, бас гитары, индийской тростниковой флейты и ударных); «Праздничный дивертисмент-сказка» молодого композитора Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных). Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича.

    Работу в ГАКОР музыкант совмещает с преподавательской деятельностью, являясь профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Государственный академический камерный оркестр России, Алексей Уткин

    10.04.2018

    Вивальди «Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269, 293, 297, 315

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269, 293, 297, 315
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 6

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Государственный академический камерный оркестр России, Алексей Уткин. «Это сумасшедшее ба-рок-ко»

    21.12.2017

    Люлли «Королевский балет ночи», LWV deest

    В программе:
    Люлли
    «Королевский балет ночи», LWV deest
    Сюита из комедии-балета «Мещанин во дворянстве»
    Телеман
    Увертюра-сюита Les Nations («Народы») для струнных и basso continuo си-бемоль мажор, TWV 55:B5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Музыка королей

    16.03.2018

    В программе:
    Телеман
    «Застольная музыка» (Tafelmusik), часть III, № 1 си-бемоль мажор, TWV 55: B1
    Гендель
    «Музыка на воде» – сюита № 2 ре мажор, HWV 349
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
    Сюита № 1 до мажор, BWV 1066
    Гендель
    «Музыка для королевского фейерверка» ре мажор, HWV 351

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ансамбль «Матеус», Жан-Кристоф Спинози, Государственный академический камерный оркестр России, Алексей Уткин

    Режиссерская версия

    10.11.2017

    Вивальди Концерт для двух скрипок, виолончели, струнных и basso continuo соль минор из цикла «Гармоническое вдохновение», соч. 3 № 2, RV 578

    В программе:
    Вивальди
    Концерт для двух скрипок, виолончели, струнных и basso continuo соль минор из цикла «Гармоническое вдохновение», соч. 3 № 2, RV 578
    «Лето» – концерт для скрипки, струнных и basso continuo из цикла «Времена года», соч. 8 № 3, RV 315
    Концерт для двух скрипок, струнных и basso continuo ре мажор, RV 513
    Телеман
    Концерт для двух флейт, струнных и basso continuo ми минор, TWV 52:e1
    Шостакович
    Камерная симфония до минор («Памяти жертв фашизма и войны»), соч. 110-а

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Барочная феерия

    14.12.2016

    В программе:
    Телеман
    Концерт для скрипки, струнных и basso continuo си-бемоль мажор, TWV 51:B1
    Порпора
    Мотет “In caelo stelle clare” для сопрано
    Гендель
    Антифон Salve Regina для сопрано, струнных и basso continuo соль минор, HWV 241
    “Un pensiero nemico di pace” из оратории «Триумф времени и правды», HWV 46 а
    Две арии Роксаны "Alla sua gabbia d'oro” и “Brilla nell'alma” из оперы «Александр», HWV 21
    Вивальди
    Концерт «Спор Гармонии с Изобретением» № 7 для скрипки, струнных и basso continuo ре минор, RV 242 (соч.8)
    Ария “Domine Deus” из кантаты Gloria, RV 588
    Корелли
    Concerto grosso си-бемоль мажор, соч.6, № 11

    Камерный зал Филармонии

    Евгений Непало. К 80-летнему юбилею и 60-летию творческой деятельности

    23.05.2016

    В программе:
    Й. Гайдн
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Шуберт
    Менуэт № 3
    Пьяццолла
    «Весна в Буэнос-Айресе»
    Доницетти
    Концертино для скрипки и альта с оркестром
    Вивальди
    Концерт для флейты-пикколо с оркестром
    Штраус-отец
    Марш Радецкого
    Шопен
    Ноктюрн № 20 до-диез минор, posth.

    Камерный зал Филармонии

    Итальянские мастера в творчестве И. С. Баха

    01.12.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Фуга для клавира на тему Альбинони, BWV 951
    Концерт для клавира соль минор, BWV 975
    Фуга для органа на тему Корелли (версия для струнных), BWV 579 Концерт для клавира ре минор, BWV 974
    Вивальди
    Концерт для скрипки и струнных соль минор, RV 316
    Корелли
    Церковная соната для трех голосов си минор, соч. 3 № 4
    Марчелло
    Концерт для гобоя и струнных ре минор

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Времена года». Солисты – лауреаты международных конкурсов, ученики Э. Д. Грача

    19.04.2017

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo
    П. И. Чайковский
    «Времена года» – пьесы из цикла
    Пьяццолла
    «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» – четыре танго

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима». Элисо Вирсаладзе

    Режиссерская версия

    30.12.2016

    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 25
    Концерт № 9 для фортепиано с оркестром
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    От барокко до джаз-рока

    18.07.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3
    Альбинони
    Адажио
    Д. Маклафлин – А. Уткин
    «Метаморфозы», фантазия в четырех частях