Вечер музыки И. Дунаевского.
    Кубанский симфонический оркестр,
    Владимир Понькин

    15 декабря 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Дунаевский
    Увертюры, симфонические фрагменты, песни, марши, вальсы из музыки к кинофильмам и театральным спектаклям

    12+

    Абонемент №16:

    «По волнам нашей памяти»

    Кубанский симфонический оркестр

    Главный дирижер и художественный руководитель —
    народный артист России Владимир Понькин

    Уже 200 лет прошло со дня основания Кубанского симфонического оркестра. Первым руководителем созданного в 1812 году оркестра был Ф. А. Цых, выходец из чешского музыкального семейства. Первые публичные выступления оркестра стали праздниками для казаков. П. П. Радионенко, сменивший Ф. Цыха, был единственным капельмейстером-казаком в дореволюционную пору, руководивший оркестром. В разное время коллективом руководили купец Петр Кривоносов, Яков Тарабарев, чех Иван Галашек, хорунжий Диомид Крикун, немецкий музыкант Фридрих-Эдуард Кольбе, Иосиф Дуда, выдающийся музыкант Александр Орлов, Константин Воуд и Евгений Эспозито. В 1909 году произошло разделение коллектива на два самостоятельных оркестра: духовой и симфонический. Первый возглавил опытный капельмейстер, чех Ф. Лоос, а симфонический оркестр — Е. Эспозито.

    После революции открылось екатеринодарское отделение Всероссийского союза оркестрантов. Его возглавил М. Сиринько, взяв на себя руководство оркестром. Но трудности послевоенной разрухи оказались сильнее энтузиазма. Оркестр развалился и куда-то делась нотная библиотека, редкая по богатству.

    В 30-е — 80-е годы прошлого столетия неоднократно делались попытки воссоздать коллектив, без которого культурная жизнь города не могла быть полноценной. Но процесс формирования оркестра останавливался из-за отсутствия средств, музыкальных инструментов, подготовленных музыкантов. В конце 60-х годов история Краснодарского симфонического оркестра продолжилась — появился полупрофессиональный коллектив, состоявший из преподавателей и учащихся краевого музыкального училища и педагогов музыкальных школ города. Его создал и более 20 лет руководил им энтузиаст симфонического исполнительства, замечательный музыкант-просветитель и педагог В. Л. Воронцов. Оркестр получил звание «народный коллектив».

    В 1991 году этот состав стал основой штатного симфонического оркестра, формирование которого городские власти поручили руководителю творческого объединения «Премьера» Л. Г. Гатову. Первым художественным руководителем оркестра стал В. Л. Воронцов. Его дело по созданию и развитию оркестра продолжили ряд приглашенных дирижеров — Александр Петухов, Сергей Скрипка, Густво Плисс-Стернберг (Аргентина), Евгений Перунов, Михаил Токарев, Сергей Козюлин, Юрий Голота, Ярема Скибинский, Иван Шпиллер, Владимир Зива.

    Значительных успехов в росте исполнительского мастерства, освоении сложнейших программ коллектив достиг под художественным руководством народного артиста России, выдающегося оперно-симфонического дирижера В. А. Понькина. Более 10 лет В. А. Понькин, воспитанник Краснодарского музыкального училища, ученик всемирно-известного дирижера Г. Н. Рождественского, работает с Кубанским симфоническим оркестром. Успехи оркестра последних лет напрямую связаны с его творчеством. Под его руководством оркестр быстро осваивает сложную академическую программу, сотрудничает с известными солистами. Репертуар оркестра сегодня широк и разнообразен. Особое направление работы симфонического оркестра — воспитание юных слушателей. Открытые уроки эстетики, абонементные циклы для школьников и творческой молодежи «Музыка России», «Музыкальные столицы мира», «Войдем в мир симфонической музыки», «Для самых маленьких».

    Владимир Понькин

    Владимир Понькин – один из ведущих современных дирижёров России. Он удостоен звания народного артиста России, дважды – Российской национальной театральной премии «Золотая маска», польской медали «За заслуги в области культуры», медали «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, креста «Защитнику отечества» I степени, ордена «За службу России», Казачьего ордена «За любовь и верность Отечеству» I степени, Ордена Дружбы.

    Уроженец Иркутска, Владимир Понькин окончил Горьковскую, а затем Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку по классу оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского. В 1980 году он первым из молодых советских дирижёров стал победителем V Всемирного конкурса дирижёров Фонда Руперта в Лондоне. В разные годы маэстро возглавлял Ярославский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Государственный симфонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В настоящее время – художественный руководитель Кубанского симфонического оркестра. 

    Особое место в творчестве В. Понькина занимает опера. В 1996 году он был приглашён на пост главного дирижёра Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Его первыми работами стали постановки балетов «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Суламифь», «Отелло» и «Сказка о царе Салтане», снискавшие большой успех. 

    С 1999 года маэстро активно сотрудничает с театром «Геликон-опера», в 2002–2017 был главным дирижёром театра, в настоящее время – приглашенный дирижёр. Здесь под его руководством был успешно осуществлён ряд оперных постановок, в том числе «Леди Макбет Мценского уезда», «Лулу», «Кащей бессмертный», «Диалоги кармелиток», «Упавший с неба», «Сибирь», «Садко». В 2002–2006 гг. был главным дирижёром Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер русских и зарубежных композиторов. 

    С 2016 года Владимир Понькин – дирижёр Клайпедского государственного музыкального театра. 

    В качестве приглашённого дирижёра он работал с такими коллективами, как Симфонический оркестр Би-би-си, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Симфонический оркестр Шведского радио, ведущие оркестры Италии, Австралии, США и другие. Регулярно выступает с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (художественный руководитель Ю. Симонов). 

    Музыкант успешно гастролирует по всему миру. Он выступал со многими знаменитыми исполнителями, среди которых певцы Л. Альберти, М. Биешу, Ю. Мазурок, З. Соткилава, Д. Хворостовский, П. Бурчуладзе, А. Георгиу, Х. Кура, Е. Нестеренко, В. Норейка, пианисты В. Крайнев, Н. Петров, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Д. Мацуев, И. Погорелич, Д. Поллак, Г. Соколов, Э. Чен, В. Ямпольский, скрипачи А. Корсаков, О. Крыса, С. Стадлер, виолончелистка Н. Гутман. 

    Маэстро представил российской публике ряд премьер произведений К. Пендерецкого и В. Лютославского. 

    С особой чуткостью Владимир Понькин относится к детской аудитории. Большой популярностью пользуются детские концерты, в которых маэстро принимает на себя роль ведущего и приглашает юных зрителей к разговору о музыке. 

    С 2004 года преподаёт в Московской консерватории (профессор). Также является профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени 

    М. М. Ипполитова-Иванова, даёт мастер-классы за рубежом. С 2017-го – профессор Государственной классической академии имени Маймонида.

    Елена Михайленко

    Елена Михайленко родилась в Магнитогорске, где окончила музыкальное училище и Государственную консерваторию имени М. И. Глинки, затем продолжила обучение в Москве в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Р. П. Лисициан). Лауреат международных конкурсов вокалистов в Астане (Казахстан, 2003), Bella Voce в Москве (2005) и имени М. И. Глинки (2009). Дипломант Всероссийского конкурса имени Н. А. Обуховой (Липецк, 2006).

    Как солистка «Геликон-оперы» Елена Михайленко дебютировала в 2006 году в роли Катерины Измайловой в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича во время гастролей Театра в Израиле (Новая израильская опера). За время работы в «Геликоне» певица исполнила большое количество ведущих партий, среди которых Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Фата Моргана («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева), Виттелия («Милосердие Тита» В. А. Моцарта), Аида («Аида» Дж. Верди), Изабелла («Запрет на любовь» Р. Вагнера), Амелия («Бал-маскарад» Дж. Верди), Джульетта («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Стефания («Сибирь» У. Джордано), Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса), Мадам Ледуан («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка), Екатерина Вторая («Царица» Д. Тухманова). Также она участвует в спектакле «www.nibelungopera.ru», где солирует в фрагментах из опер Р. Вагнера «Феи», «Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Валькирия», «Зигфрид» и «Тристан и Изольда». Героини Елены Михайленко, как правило, женщины с сильным характером, наиболее ярко проявляющие себя в остродраматических ситуациях.

    Певица принимала участие в многочисленных гастролях театра «Геликон-опера» в России и за рубежом. В 2007 году выступила в партии Аиды в одноименной опере Дж. Верди в совместном проекте театра «Геликон-опера» и Опера де Масси (постановка Д. Бертмана). В 2014 году исполнила партию Катерины в «Леди Макбет Мценского уезда» на сцене Театро Комунале в Болонье (постановка Д. Бертмана). В 2015 году дебютировала на сцене Римской оперы в партии Лизы в «Пиковой даме».

    Выступала на сценах Магнитогорского театра оперы и балета (партия Татьяны в опере «Евгений Онегин») и Красноярского оперного театра (партия Лизы).

    Елена Михайленко много времени уделяет концертной деятельности. В ее камерном репертуаре — сочинения С. Рахманинова, А. Варламова, Г. Свиридова, А. Дюпарка, Г. Доницетти, Ш. Гуно, Г. Малера, П. Виардо, русские и украинские народные песни, сцены и арии из опер русских и зарубежных композиторов.

    Лариса Костюк

    Родилась в городе Кузнецке Пензенской области, получила образование в музыкальном училище имени Гнесиных (1993) и Московском государственном университете культуры (1997). Обладательница двух золотых медалей в номинации «Опера» Первого Всемирного чемпионата искусств в Лос-Анджелесе (США, 1996).

    В обширном оперном репертуаре артистки – более 40 ролей, среди которых практически все ведущие партии для меццо-сопрано: Азучена, Амнерис, Фенена, Миссис Квикли («Трубадур», «Аида», «Набукко», «Фальстаф» Дж. Верди), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Никлаус («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Графиня, Ольга («Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Любаша, Амелфа («Царская невеста», «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Сонетка («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича), Мадам де Круасси («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка) и другие партии.

    Яркое и самобытное творчество Л. Костюк широко востребовано в России и за рубежом. Певица много гастролирует как в составе труппы театра, так и в качестве приглашенной солистки. Она выступала в Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Франции, Швеции, США, Канаде, Китае, Ливане, Израиле. Певица принимала участие в Уэксфордском фестивале в Ирландии, фестивале KlangBogen в Вене (постановка оперы «Иоланта» П. Чайковского, дирижер Владимир Федосеев), Международном музыкальном фестивале в Бейруте, Шаляпинском фестивале в Казани, Оперном фестивале имени М. Д. Михайлова в Чебоксарах и других. Выступала на сценах лучших театров мира – Большого театра России, парижской Оперы Бастий, Шведской королевской оперы, театров Вены и Торонто.

    Первая исполнительница главной партии в моноопере И. Барданашвили «Ева». Спектакль был удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Новация» (1998/99).

    В 2006 году в рамках фестиваля к 75-летию Родиона Щедрина она исполнила заглавную роль в его опере «Боярыня Морозова». После московской премьеры этот спектакль был показан также на фестивале в Италии. В 2009 году Лариса Костюк спела партию императрицы Екатерины Великой в опере Д. Тухманова «Царица», премьера которой прошла на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга, а затем прозвучала в Кремлевском дворце в Москве, в Краснодаре, Уфе и на сцене Большого театра.

    Наряду с оперным творчеством, певица исполняет кантатно-ораториальные произведения, выступает с сольными программами.


    Михаил Гужов

    Михаил Гужов — ведущий солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», выпускник Московской консерватории (класс А. Лошака). Лауреат III Международного конкурса им. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 1998), дипломант II Международного конкурса им. Рахманинова. Удостоен премии им. Федора Шаляпина и премии Фонда Ирины Архиповой.

    С 1992 по 1998 год являлся солистом Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1998 году стал солистом Большого театра и театра «Геликон-опера». В репертуаре М. Гужова партии в операх «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Отелло», «Аида», «Макбет», «Набукко» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Золотой петушок» и «Царская невеста» Н. Римский-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского (редакция Д. Шостаковича), «Евгений Онегин», «Иоланта», «Мазепа» П.И. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова, «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Царица» Д. Тухманова и других.

    М. Гужов участвовал в концертных исполнениях оперы Шнитке «Джезуальдо», трилогии Танеева «Орестея», оперы Рахманинова «Скупой рыцарь» на сцене Большого зала Московской консерватории. В 2005 году выступил в концертной версии оперы «Набукко» Дж. Верди с Феруччо Фурланетто и Сильвией Валер на сцене Московского международного Дома музыки (дирижёр Д. Липтон, Канада). В 2008 году исполнил партию Кочубея в опере «Мазепа» П.И. Чайковского на сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург). В феврале 2009 года участвовал в исполнении «Рождественской оратории» епископа Иллариона Алфеева с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского (дирижёр В. Федосеев) в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Выступал также на Собиновском фестивале в Саратове.

    Гастроли М. Гужова как оперного и камерного певца прошли во многих странах мира. В 2001 году он участвовал в премьере спектакля «Аида» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана в Страсбурге (Франция) на фестивале, посвящённом 100-летию со дня смерти композитора. В 2004 году принимал участие в премьере спектакля «Набукко» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана (Дижон и Париж, Франция) с участием оперной примадонны Марии Гулегиной. 20 января 2009 года в Концертном Зале имени П. И. Чайковского выступил как солист в «Рождественской оратории» епископа Илариона (Алфеева), исполнение которой посвящено памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Певец также участвовал в концертах русской музыки в Германии с симфоническим оркестром «Русская филармония».

    М. Гужов сотрудничал с такими дирижерами, как Е. Светланов, М. Эрмлер, Г. Рождественский, М. Плетнев, В. Полянский, В. Понькин, Н. Некрасов и другими.

    Имеет записи на компакт-дисках (оперетта «Москва-Черемушки» Шостаковича, опера оперы «Война и мир» Прокофьева и «Скупой рыцарь» Рахманинова, Мессы № 1 А. Брукнера) и видео и аудио записи опер «Милосердие Тита» Моцарт, «Набукко» Верди.

    Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова

    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова – всемирно известный российский коллектив, занимающий одну из ведущих позиций как в отечественном, так и в мировом хоровом исполнительстве. 

    Хор был создан приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР в 1936 году. Важнейшую роль в формировании художественного облика Государственного хора СССР сыграла деятельность его первых руководителей – легендарных Николая Данилина и Александра Свешникова. Их талант сделал коллектив подлинным флагманом отечественного хорового творчества, любимым слушателями всего мира.

    Текущий репертуар Госхора включает классические хоровые произведения, музыку советских и современных композиторов, а также специально составленные эксклюзивные программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и другие. 

    Значимую роль в творческой деятельности Хора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах, в числе которых концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова, концерт-матч «Героям спорта» в преддверии Чемпионата мира по футболу-2018 и другие. 

    В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы Жоржа Бизе «Кармен» (дирижер – Михаил Симонян, режиссер – Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива (2016) на Исторической сцене Большого театра России. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. 

    Продолжая славные гастрольные традиции, за последние годы коллектив успешно выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии. Принимал участие во многих престижных международных фестивалях. Особенной страницей в истории коллектива является его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day». В день национального праздника Российской Федерации Хор с триумфом дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017). 

    Среди множества блистательных записей Госхора особое место занимает «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова под управлением Александра Свешникова – исполнительский шедевр, созданный в 1965 году и удостоенный множества престижных наград. В 2010 году Госхор записал на CD двенадцать хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова), а в 2016 создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи – «Гимн Земле» Алексея Рыбникова (мировая премьера). 

    С 2008 по 2012 год коллектив возглавлял выдающийся хоровой дирижер, Народный артист России, профессор Борис Григорьевич Тевлин, возродивший величие и славу этого символа русского певческого искусства. В настоящее время художественным руководителем коллектива является его ученик Евгений Волков. 

    Художественный руководитель – Евгений Волков
    Главный хормейстер – Александр Топлов
    Хормейстер – Наталия Телкова
    Концертмейстер – Елена Котельникова