Вечер музыки И. Дунаевского. Кубанский симфонический оркестр, Владимир Понькин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Вечер музыки И. Дунаевского.
    Кубанский симфонический оркестр,
    Владимир Понькин

    15 декабря 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    И. Дунаевский
    Увертюры, симфонические фрагменты, песни, марши, вальсы из музыки к кинофильмам и театральным спектаклям

    12+

    Абонемент №16:

    «По волнам нашей памяти»

    Кубанский симфонический оркестр

    Главный дирижер и художественный руководитель —
    народный артист России Владимир Понькин

    Уже 200 лет прошло со дня основания Кубанского симфонического оркестра. Первым руководителем созданного в 1812 году оркестра был Ф. А. Цых, выходец из чешского музыкального семейства. Первые публичные выступления оркестра стали праздниками для казаков. П. П. Радионенко, сменивший Ф. Цыха, был единственным капельмейстером-казаком в дореволюционную пору, руководивший оркестром. В разное время коллективом руководили купец Петр Кривоносов, Яков Тарабарев, чех Иван Галашек, хорунжий Диомид Крикун, немецкий музыкант Фридрих-Эдуард Кольбе, Иосиф Дуда, выдающийся музыкант Александр Орлов, Константин Воуд и Евгений Эспозито. В 1909 году произошло разделение коллектива на два самостоятельных оркестра: духовой и симфонический. Первый возглавил опытный капельмейстер, чех Ф. Лоос, а симфонический оркестр — Е. Эспозито.

    После революции открылось екатеринодарское отделение Всероссийского союза оркестрантов. Его возглавил М. Сиринько, взяв на себя руководство оркестром. Но трудности послевоенной разрухи оказались сильнее энтузиазма. Оркестр развалился и куда-то делась нотная библиотека, редкая по богатству.

    В 30-е — 80-е годы прошлого столетия неоднократно делались попытки воссоздать коллектив, без которого культурная жизнь города не могла быть полноценной. Но процесс формирования оркестра останавливался из-за отсутствия средств, музыкальных инструментов, подготовленных музыкантов. В конце 60-х годов история Краснодарского симфонического оркестра продолжилась — появился полупрофессиональный коллектив, состоявший из преподавателей и учащихся краевого музыкального училища и педагогов музыкальных школ города. Его создал и более 20 лет руководил им энтузиаст симфонического исполнительства, замечательный музыкант-просветитель и педагог В. Л. Воронцов. Оркестр получил звание «народный коллектив».

    В 1991 году этот состав стал основой штатного симфонического оркестра, формирование которого городские власти поручили руководителю творческого объединения «Премьера» Л. Г. Гатову. Первым художественным руководителем оркестра стал В. Л. Воронцов. Его дело по созданию и развитию оркестра продолжили ряд приглашенных дирижеров — Александр Петухов, Сергей Скрипка, Густво Плисс-Стернберг (Аргентина), Евгений Перунов, Михаил Токарев, Сергей Козюлин, Юрий Голота, Ярема Скибинский, Иван Шпиллер, Владимир Зива.

    Значительных успехов в росте исполнительского мастерства, освоении сложнейших программ коллектив достиг под художественным руководством народного артиста России, выдающегося оперно-симфонического дирижера В. А. Понькина. Более 10 лет В. А. Понькин, воспитанник Краснодарского музыкального училища, ученик всемирно-известного дирижера Г. Н. Рождественского, работает с Кубанским симфоническим оркестром. Успехи оркестра последних лет напрямую связаны с его творчеством. Под его руководством оркестр быстро осваивает сложную академическую программу, сотрудничает с известными солистами. Репертуар оркестра сегодня широк и разнообразен. Особое направление работы симфонического оркестра — воспитание юных слушателей. Открытые уроки эстетики, абонементные циклы для школьников и творческой молодежи «Музыка России», «Музыкальные столицы мира», «Войдем в мир симфонической музыки», «Для самых маленьких».

    Владимир Понькин

    Владимир Понькин родился в 1951 году в Иркутске. Окончил Горьковскую (Нижегородскую) государственную консерваторию имени М. И. Глинки, затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку (класс оперно-симфонического дирижирования Геннадия Рождественского). В 1980 году одержал победу в конкурсе дирижеров Фонда Руперта в Лондоне, после чего в течение двух лет проходил стажировку в Большом театре России и одновременно работал в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре (ныне Камерная сцена имени Бориса Покровского в составе Большого театра).

    В разные годы Владимир Понькин возглавлял Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Кубанский симфонический оркестр.

    Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии, Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Шведского радио, Западноавстралийским, Мельбурнским симфоническими, Квислендским оркестром, крупнейшими коллективами Италии и США и другими. 

    Будучи главным дирижером Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, успешно поставил балеты «Укрощение строптивой» Броннера, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Суламифь» Бесединой, оперы «Отелло» Верди, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. 

    В течение многих лет работал в «Геликон-опере», в 2002–2017 гг. был главным дирижером, в настоящее время – приглашенный дирижер. Под его руководством осуществлены постановки спектаклей «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (четыре «Золотых маски», 2001, в том числе «Лучший спектакль» и «Лучшая работа дирижера»), «Лулу» Берга (дирижерская «Золотая маска», 2003), «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова, «Диалоги кармелиток» Пуленка (премия «Гвоздь сезона», 2004), «Упавший с неба» на музыку Прокофьева (премия «Гвоздь сезона», 2005), «Сибирь» Джордано, «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (в редакции Шостаковича), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Запрет на любовь» Вагнера, «Прекрасная Елена» Оффенбаха. В 2002–2006 гг. – главный дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Риголетто» Верди, «Фауст» Гуно и др.).

    Гастролировал во многих странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. В числе солистов, с которыми он выступал, звезды оперной сцены Лючия Алиберти, Мария Биешу, Анджела Георгиу, Паата Бурчуладзе, Хосе Кура, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Виргилиус Норейка, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, пианисты Элисо Вирсаладзе, Александр Гиндин, Евгений Кисин, Владимир Крайнев, Денис Мацуев, Николай Петров, Иво Погорелич, Даниэль Поллак, Григорий Соколов, Виктор Ямпольский, скрипачи Никита Борисоглебский, Андрей Корсаков, Олег Крыса, Сергей Стадлер, виолончелистка Наталия Гутман.

    Обширный репертуар дирижера включает в себя множество произведений классико-романтического периода, но и музыку ХХ века. Он представил ряд премьер сочинений Пендерецкого и Лютославского, осуществил записи произведений Антейла, Беринского, Губайдулиной, Денисова, Шутя. 

    Владимир Понькин преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова. В настоящее время – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории и Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, профессор Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Академия имени Маймонида). С 2021 года – почетный профессор Парижской русской консерватории имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. Был председателем жюри Всероссийского конкурса молодых дирижеров имени И. А. Мусина в Костроме. В апреле 2021 года провел международный онлайн-мастер-класс для китайских студентов на базе симфонического оркестра г. Чанша.

    Владимир Понькин – дважды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2003). Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, награжден орденом Дружбы, медалями «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша), «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, общественными наградами – крестом «Защитник отечества» I степени, орденом «За службу России», казачьим орденом «За любовь и верность Отечеству» I степени.

    Елена Михайленко

    Елена Михайленко родилась в Магнитогорске, где окончила музыкальное училище и Государственную консерваторию (академию) имени М. И. Глинки. Продолжила обучение в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс Рузанны Лисициан). 

    Лауреат международных конкурсов в Астане (Казахстан), Bella Voce и имени М. И. Глинки в Москве, дипломант Всероссийского конкурса имени Н. А. Обуховой в Липецке. 

    С 2006 года – солистка Московского театра «Геликон-опера». Дебютировала в партии Катерины Измайловой («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича) во время гастролей театра в Израиле. С 2022 года – преподаватель Молодежной программы оперных артистов «Геликон-оперы».

    В репертуаре певицы – Ярославна («Князь Игорь» Бородина), Лиза («Пиковая дама» Чайковского), Фата Моргана («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Виттелия («Милосердие Тита» Моцарта), Аида, Амелия, Абигайль, Леонора («Аида», «Бал-маскарад», «Набукко», «Трубадур» Верди), Тоска, Турандот, Мюзетта («Тоска», «Турандот», «Богема» Пуччини), «Джоконда» («Джоконда» Понкьелли), Джульетта («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Стефания («Сибирь» Джордано), Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса), Мадам Ледуан («Диалоги кармелиток» Пуленка), Екатерина II(«Царица» Тухманова) и другие партии, а также камерная вокальная лирика. Участвует в спектакле «www.nibelungopera.ru» по операм Вагнера. 

    Выступала в Опере Масси, Муниципальном театре в Болонье, Театре Сан-Карло в Неаполе, Римской опере, Театре ан дер Вин и Тирольском театре в Инсбруке, Немецкой опере в Дюссельдорфе и Дуйсбурге, Государственном театре в Карлсруэ, Национальном театре Праги, Опере Мальмё, театре Гарсия Барбон в Виго (Испания), Израильской национальной опере, театрах Сан-Паулу и Сантьяго (Чили), оперных театрах Красноярска и Магнитогорска. 

    С 2018 года – приглашенная солистка Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. В 2023 году дебютировала на сцене Венской государственной оперы (Катерина Измайлова). В январе 2024 года исполнила партию Ортруды («Лоэнгрин» Вагнера) в Большом театре России.

    Принимала участие в фестивалях в Таллине и на о-ве Сааремаа (Эстония), в Бангкоке, имени М. Д. Михайлова в Чебоксарах, «Вива опера» в Магнитогорске, русской музыки имени Д. Д. Шостаковича в Самаре, фестивале искусств имени П. И. Чайковского в Клину. 

    Номинировалась на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» за партию Турандот в одноименном спектакле «Геликон-оперы» (2018). Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства.

    Лариса Костюк

    Родилась в городе Кузнецке Пензенской области, получила образование в музыкальном училище имени Гнесиных (1993) и Московском государственном университете культуры (1997). Обладательница двух золотых медалей в номинации «Опера» Первого Всемирного чемпионата искусств в Лос-Анджелесе (США, 1996).

    В обширном оперном репертуаре артистки – более 40 ролей, среди которых практически все ведущие партии для меццо-сопрано: Азучена, Амнерис, Фенена, Миссис Квикли («Трубадур», «Аида», «Набукко», «Фальстаф» Дж. Верди), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Никлаус («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Графиня, Ольга («Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Любаша, Амелфа («Царская невеста», «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Сонетка («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича), Мадам де Круасси («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка) и другие партии.

    Яркое и самобытное творчество Л. Костюк широко востребовано в России и за рубежом. Певица много гастролирует как в составе труппы театра, так и в качестве приглашенной солистки. Она выступала в Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Франции, Швеции, США, Канаде, Китае, Ливане, Израиле. Певица принимала участие в Уэксфордском фестивале в Ирландии, фестивале KlangBogen в Вене (постановка оперы «Иоланта» П. Чайковского, дирижер Владимир Федосеев), Международном музыкальном фестивале в Бейруте, Шаляпинском фестивале в Казани, Оперном фестивале имени М. Д. Михайлова в Чебоксарах и других. Выступала на сценах лучших театров мира – Большого театра России, парижской Оперы Бастий, Шведской королевской оперы, театров Вены и Торонто.

    Первая исполнительница главной партии в моноопере И. Барданашвили «Ева». Спектакль был удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Новация» (1998/99).

    В 2006 году в рамках фестиваля к 75-летию Родиона Щедрина она исполнила заглавную роль в его опере «Боярыня Морозова». После московской премьеры этот спектакль был показан также на фестивале в Италии. В 2009 году Лариса Костюк спела партию императрицы Екатерины Великой в опере Д. Тухманова «Царица», премьера которой прошла на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга, а затем прозвучала в Кремлевском дворце в Москве, в Краснодаре, Уфе и на сцене Большого театра.

    Наряду с оперным творчеством, певица исполняет кантатно-ораториальные произведения, выступает с сольными программами.


    Михаил Гужов

    Михаил Гужов — ведущий солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», выпускник Московской консерватории (класс А. Лошака). Лауреат III Международного конкурса им. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 1998), дипломант II Международного конкурса им. Рахманинова. Удостоен премии им. Федора Шаляпина и премии Фонда Ирины Архиповой.

    С 1992 по 1998 год являлся солистом Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1998 году стал солистом Большого театра и театра «Геликон-опера». В репертуаре М. Гужова партии в операх «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Отелло», «Аида», «Макбет», «Набукко» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Золотой петушок» и «Царская невеста» Н. Римский-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского (редакция Д. Шостаковича), «Евгений Онегин», «Иоланта», «Мазепа» П.И. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова, «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Царица» Д. Тухманова и других.

    М. Гужов участвовал в концертных исполнениях оперы Шнитке «Джезуальдо», трилогии Танеева «Орестея», оперы Рахманинова «Скупой рыцарь» на сцене Большого зала Московской консерватории. В 2005 году выступил в концертной версии оперы «Набукко» Дж. Верди с Феруччо Фурланетто и Сильвией Валер на сцене Московского международного Дома музыки (дирижёр Д. Липтон, Канада). В 2008 году исполнил партию Кочубея в опере «Мазепа» П.И. Чайковского на сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург). В феврале 2009 года участвовал в исполнении «Рождественской оратории» епископа Иллариона Алфеева с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского (дирижёр В. Федосеев) в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Выступал также на Собиновском фестивале в Саратове.

    Гастроли М. Гужова как оперного и камерного певца прошли во многих странах мира. В 2001 году он участвовал в премьере спектакля «Аида» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана в Страсбурге (Франция) на фестивале, посвящённом 100-летию со дня смерти композитора. В 2004 году принимал участие в премьере спектакля «Набукко» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана (Дижон и Париж, Франция) с участием оперной примадонны Марии Гулегиной. 20 января 2009 года в Концертном Зале имени П. И. Чайковского выступил как солист в «Рождественской оратории» епископа Илариона (Алфеева), исполнение которой посвящено памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Певец также участвовал в концертах русской музыки в Германии с симфоническим оркестром «Русская филармония».

    М. Гужов сотрудничал с такими дирижерами, как Е. Светланов, М. Эрмлер, Г. Рождественский, М. Плетнев, В. Полянский, В. Понькин, Н. Некрасов и другими.

    Имеет записи на компакт-дисках (оперетта «Москва-Черемушки» Шостаковича, опера оперы «Война и мир» Прокофьева и «Скупой рыцарь» Рахманинова, Мессы № 1 А. Брукнера) и видео и аудио записи опер «Милосердие Тита» Моцарт, «Набукко» Верди.

    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

    История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939). В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019). С 2020 года художественный руководитель коллектива – Геннадий Дмитряк.

    Госхор СССР стал флагманом отечественного хорового творчества, завоевавшим международный авторитет. Особое место среди множества записей Госхора занимает «Всенощное бдение» Рахманинова под управлением Александра Свешникова (1965) – исполнительский шедевр, удостоенный множества престижных наград. 

    В репертуаре коллектива – хоровая классика, музыка советских и современных композиторов, а также эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и др. 

    Значимую роль в творческой деятельности Госхора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах. В их числе концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады («Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»), концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова и др. Госхор – активный участник международных фестивалей. За последние годы коллектив выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии. 

    В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (АСО МГАФ, дирижер – Юрий Симонов), в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера). 

    В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы «Кармен» Бизе (дирижер Михаил Симонян, режиссер Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива на Исторической сцене Большого театра. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. Особенно яркой страницей в истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day»: в день национального праздника Российской Федерации хор дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017). 

    В 2018 году с антологией воинской песни «Слава русская» Госхор стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. Исследовательская, просветительская и концертная деятельность в рамках проекта была поддержана полномочными представителями Президента во всех федеральных округах.