В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
14 января 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаФиналисты Всероссийского открытого конкурса юных талантов «Синяя птица» 2017 года: София Курлович (фортепиано)
Даниил Гулевич (ударные)
Этно-джазовые композиции,
классические и джазовые произведения
в стиле симфоджаз, авторские
произведения братьев Ивановых
Абонемент №51:
Симфоджаз братьев Ивановых.
И классика, и джаз
Пианист и музыкальный продюсер Михаил Иванов родился в 1962 году в Курске. Получил высшее музыкальное образование как пианист и композитор. Участник джазового проекта «Братья Ивановы».
Творческий альянс Михаила и Андрея Ивановых сложился в 1988 году: музыканты начали выступать в составе джазового «Ростов-трио» в Ростовской филармонии и вскоре завоевали I премию Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону, а год спустя – Гран-при Европейского джазового конкурса в Брюсселе.
Музыканты гастролировали в странах Европы и Северной Америки, участвовали в крупнейших джазовых фестивалях: в Нидерландах (North Sea Jazz), Канаде (Монреаль), Швейцарии (Монтрё), Бельгии. Сотрудничали с именитыми солистами и коллективами, среди которых Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ, Шенда Рул, Арли Леонард, Алексей Уткин, ансамбль солистов «Эрмитаж», «Виртуозы Москвы», ГСО «Новая Россия», оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов.
В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Задачей и творческим содержанием абонемента стало создание оригинальных концертных программ на стыке современных и традиционных жанров в исполнении лучших симфонических, хоровых и народных коллективов и солистов. В рамках абонемента братья Ивановы представили около 40 эксклюзивных концертных программ. Здесь же была исполнена симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2013 году они получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры за создание концертной программы «Симфоджаз братьев Ивановых».
В 2014 году братья Ивановы организовали и возглавили Центр развития этнической музыки Московской областной филармонии. Авторы идеи и руководители международного фестиваля «Пересекая время», а также фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Участники фестиваля «Российская культурная миссия в Венеции» (Италия, 2019) и международного фестиваля «Очи черные» (Италия, 2019), на которых состоялись премьерные исполнения «Венецианской сюиты в блюзовых тонах» Михаила Иванова.
Михаил Иванов – член Союза композиторов РФ, автор композиций и аранжировок, в том числе симфонической поэмы «Мое русское сердце». Создатель нового перкуссионного музыкального инструмента «Русская звонница "София"». На музыку его пьесы «На семи ветрах» хореограф Николай Андросов поставил балет для Московского государственного ансамбля танца «Русские сезоны».
Автор идеи Международного фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Лауреат Премии Правительства Москвы в области культуры. Заслуженный артист России.
Андрей Иванов – джазовый контрабасист, композитор, музыкальный продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации. Родился в 1964 году. Окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс Владимира Хоменко). Создатель новых принципов игры на джазовом контрабасе. Автор различных творческих и продюсерских проектов международного продюсерского центра братьев Ивановых.
Творческий альянс Михаила и Андрея Ивановых сложился в 1988 году: музыканты начали выступать в составе джазового «Ростов-трио» в Ростовской филармонии и вскоре завоевали I премию Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону, а год спустя – Гран-при Европейского джазового конкурса в Брюсселе.
Музыканты гастролировали в странах Европы и Северной Америки, участвовали в крупнейших джазовых фестивалях: в Нидерландах (North Sea Jazz), Канаде (Монреаль), Швейцарии (Монтрё), Бельгии. Сотрудничали с именитыми солистами и коллективами, среди которых Георгий Гаранян, Сергей Мазаев, Аркадий Шилклопер, Денис Мацуев, Игорь и Олег Бутманы, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Франк Ваганэ, Шенда Рул, Арли Леонард, Алексей Уткин, ансамбль солистов «Эрмитаж», «Виртуозы Москвы», ГСО «Новая Россия», оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов.
В 2003 году совместно с Московской филармонией был создан персональный абонемент «Симфоджаз братьев Ивановых» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Задачей и творческим содержанием абонемента стало создание оригинальных концертных программ на стыке современных и традиционных жанров в исполнении лучших симфонических, хоровых и народных коллективов и солистов. В рамках абонемента братья Ивановы представили около 40 эксклюзивных концертных программ. Здесь же была исполнена симфоническая поэма «Мое русское сердце» Михаила Иванова, за которую братья в 2010 году были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2013 году они получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры за создание концертной программы «Симфоджаз братьев Ивановых».
В 2014 году братья Ивановы организовали и возглавили Центр развития этнической музыки Московской областной филармонии. Авторы идеи и руководители международного фестиваля «Пересекая время», а также фестиваля мировой музыки «Крещенские вечера». Участники фестиваля «Российская культурная миссия в Венеции» (Италия, 2019) и международного фестиваля «Очи черные» (Италия, 2019), на которых состоялись премьерные исполнения «Венецианской сюиты в блюзовых тонах» Михаила Иванова.
В 2017 году Андрей Иванов выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на уникальном «Концерте единства» в Вашингтонском кафедральном соборе. Часто играет в составе трио с пианистом Денисом Мацуевым и барабанщиком Александром Зингером.
Александр Рамм родился в 1988 году во Владивостоке. Окончил Московское государственное училище музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (класс Марии Журавлевой), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской), затем продолжил обучение в аспирантуре МГК и Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс Франса Хельмерсона).
Лауреат международных конкурсов в Бостоне (Кембриджский, 2005, I премия), Претории (UNISA, 2010, IV премия), Пекине (2010, I премия), Загребе (имени Антонио Янигро, 2012). В 2013 году завоевал III премию на конкурсе Paulo Cello в Хельсинки, став первым в истории состязания представителем России, получившим звание лауреата. В 2010 году стал победителем I Всероссийского музыкального конкурса в Москве, в 2015 году завоевал II премию XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. C 2009 года играет в постоянном дуэте с пианисткой Анной Одинцовой, в 2012 году ансамбль стал лауреатом конкурса дуэтов в Швеции.
В 2010 году участвовал в фестивалях и мастер-классах Академии Куршевеля и Holland Music Sessions, в 2011 году совершенствовался в академии для молодых музыкантов фестиваля в Вербье, по итогам академии был отмечен призом женевского фонда Neva. С 2011 года выступает в концертах Московской филармонии, участник филармонических программ продвижения молодых артистов, в том числе проекта «Звезды XXI века». С 2012 года – солист Санкт-Петербургского Дома музыки.
Александр Рамм выступает в крупнейших залах мира. Сотрудничал с ведущими оркестрами и знаменитыми дирижерами, в числе которых Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Михаил Юровский, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Александр Лазарев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Василий Петренко, Станислав Кочановский, Александр Сладковский и Антоний Вит.
Гастролировал в Швеции, Великобритании, Австрии, Германии, Франции, Финляндии, ЮАР, Японии, Южной Корее, Литве, Болгарии, Сербии; сольные концерты музыканта проходили в Брукнерхаусе в Линце, Nikkei Hall в Токио, Консертгебау в Амстердаме, культурном центре «Метрополитен» в Токио, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского. В прошлых сезонах состоялись дебютные выступления Рамма в Парижской филармонии и лондонском Кадоган-холле.
Концерты виолончелиста транслировались каналами «Россия – Культура», Medici.TV, Mezzo. В марте 2020 года музыкант принял участие в онлайн-проекте Московской филармонии «Домашний сезон», в ноябре дебютировал с Симфоническим оркестром Большого театра под управлением Антона Гришанина и выступил на VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».
В 2018 году фирма «Мелодия» выпустила сольный диск Рамма с записью всех сюит для виолончели соло Бриттена. Релиз заслужил высокую оценку российских и зарубежных критиков, а также был удостоен премии «Выбор слушателей» от нью-йоркского фонда Violoncello Foundation.
Александр Рамм играет на виолончели Alessandra (2009) работы современного мастера Габриэля Джебрана Якуба.
Лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры за 2023 год (за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и просветительскую деятельность).
Александр Зингер родился в 1978 году в Ростове-на-Дону. В 1998 году окончил эстрадно-джазовое отделение Ростовского училища искусств по специальности «ударные инструменты» и поступил в Ростовскую консерваторию. В студенческие годы выступал в ростовских джазовых оркестрах под управлением Петра Назаретова, Виктора Бударина и Юрия Кинуса.
В 2002 году переехал Москву и начал сотрудничать с Аркадием Шилклопером, группой Marimba Plus и Львом Слепнером. В 2007 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. В годы учебы был удостоен диплома II Международного джазового фестиваля «Еднiсть» в Киеве (2003), I премии IV Международного открытого конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону (2007).
Выступал с известными исполнителями, среди которых Дебора Браун, Джордж Гарзон, Джон Грант, Евгений Гришковец, Земфира, Борис Козлов, Фрэнк Лэйси, Андрей Макаревич, Джимми Оуэнс, Грегори Портер, Давид Санчес, Исфар Сарабский, Алекс Сипягин, Валерий Сюткин, Рой Харгроув, Вадим Эйленкриг; сотрудничал с польским ансамблем New Trio, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан.
Участвовал в международном джазовом фестивале в Монтобане (Франция), фортепианном фестивале в Руре (Германия), фестивале Лайонела Хэмптона (США), Бакинском международном джазовом фестивале, фестивалях Jazzia (Казахстан), Crescendo и «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а также в московских фестивалях «Российские звезды мирового джаза», «Усадьба Jazz», «Джаз в саду Эрмитаж». Выступал в Большом зале Московской консерватории, залах Большого театра России и Московского международного Дома музыки, Государственном Кремлевском дворце и Крокус Сити Холле, Мариинском театре и БЗК «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, «Дзинтари» в Юрмале, Музикферайне в Вене.
В настоящее время играет в составе Большого джазового оркестра, участвует в проектах Maria Teriaeva x Alex Zinger, «Обе две», в составе трио с Денисом Мацуевым и Земфирой.
Артист компаний – изготовителей ударных музыкальных инструментов Zildjian и Evans.
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.