В продаже абонемент Musica sacra nova
7 февраля 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаКонцерт в одном отделении
Абонемент №32:
Язык музыки. Концерты–лекции для молодежи о самом универсальном языке мира
Дирижирование оркестром — одно из тех ощущений, которые невозможно сымитировать в виртуальной реальности. Волна живого звука, идущая изнутри тебя, — это такой опыт, который остается с человеком навсегда.
Уникальная программа из музыки разных веков, подобранная специально для подростков, молодежный оркестр, интерактивный конферанс и шанс оказаться на сцене, который дается каждому, — таковы составляющие просветительского проекта «Язык музыки».
Поход на «Язык музыки» — это первое знакомство с миром классики, которое может обернуться любовью на всю жизнь.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры.
С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2». Автор и ведущая цикла «Мой первый композитор».
В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн. зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках.
Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из TheTimes, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге.
В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Даниэль Райскин родился в 1970 году в Ленинграде в семье известного музыковеда Иосифа Райскина. Учился в Ленинградской консерватории по классам альта и дирижирования. Занимался у известного дирижера Льва Савича, брал уроки у Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона, Йормы Панулы. В начале 1990-х продолжил обучение в Амстердаме и Фрайбурге. Войдя в число ведущих альтистов Европы, предпочел карьеру дирижера и вскоре был признан одним из самых многообещающих европейских дирижеров нового поколения. Сегодня он выступает в крупнейших залах мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театр Колон в Буэнос-Айресе.
В 2005–2016 гг. Райскин был главным дирижером Госоркестра Рейнской филармонии в Кобленце (Германия), в 2008–2015 гг. – Филармонического оркестра имени Артура Рубинштейна в Лодзи (Польша). С сезона 2017/18 – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Белграда, Симфонического оркестра Тенерифе (Испания), постоянный партнер камерного оркестра St. Michael Strings в Миккели (Финляндия). Как приглашенный дирижер выступает с оркестрами Германии, Франции, Польши, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Испании, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Греции, Эстонии, Швеции, Дании, Исландии, Израиля, Японии, Китая, Тайваня, Гонконга, Мексики, Аргентины, США. Дирижировал оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестром Московской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Уральским филармоническим, Новосибирским симфоническим.
Райскин владеет широким репертуаром, регулярно включает в программы сочинения современных композиторов и редко звучащие произведения. Партнеры Даниэля Райскина – пианисты Алексей Володин, Алексей Любимов, Ланг Ланг, Стивен Осборн, Иво Погорелич, Энрико Паче, Петер Яблонски, Штефан Владар, Олли Мустонен; скрипачи Вадим Репин, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Шломо Минц, Жанин Янсен, Гото Мидори, Коля Блахер, Вадим Глузман; виолончелисты Наталия Гутман, Миша Майский, Альбан Герхардт, Бенджамин Шмидт, Даниэль Мюллер-Шотт, Юлиан Штекель; гобоист Франсуа Лелё, кларнетисты Мартин Фрост, Кари Криикку и многие другие выдающиеся солисты. За CD с записью виолончельных концертов Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта (солист Юлиан Штекель) Райскин удостоен в 2012 году премии ECHO Klassik – главной награды Германии в области академической музыки.
Среди оперных постановок дирижера – «Кармен» Бизе в Opera Zuid в Маастрихте и в Театре Кобленца, «Нос» Шостаковича в Кобленце, «Дон Жуан» Моцарта на оперном фестивале Св. Маргариты в Австрии. В дискографии маэстро – более 20 CD с произведениями Гайдна, Мендельсона, Шумана, Бруха, Брамса, Дворжака, Малера, Венявского, Шимановского, Лютославского, Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов»), Шостаковича, записанных на лейблах AVI, Dux, CPO, World Premiere Recordings, TwoPianists и др. В числе записей последних трех лет – Концерт № 2 для скрипки с оркестром Венявского и «Шотландская фантазия» Бруха с Филармоническим оркестром Штутгарта (солист Януш Вавровский), Третья симфония Малера с оркестром Рейнской филармонии. С ним записаны также произведения датского композитора Луи Гласса, сочинения для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна (солист Степан Симонян). В 2019 году вышел альбом произведений Хачатуряна для виолончели с оркестром (солист – шведский виолончелист Торлейф Тедеен).
Осенью 2018 года Даниэль Райскин занял пост музыкального руководителя Виннипегского симфонического оркестра (Канада). С сезона 2020/21 возглавит Словацкий филармонический оркестр. В числе наиболее значительных ангажементов сезона 2019/20 – концерты с Филармоническим оркестром Тэджона (Южная Корея), Симфоническим оркестром компании «Радиотелевизия Словения» (RTV), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Штутгартским филармоническим оркестром, а также дебютные выступления с Эдмонтонским симфоническим и Варшавским филармоническим оркестрами. С Виннипегским оркестром маэстро проведет турне по Европе, в ходе которого выступит в амстердамском зале Консертгебау, роттердамском De Doelen, антверпенском De Singel и других известных залах.